Клавдия Короткова
Опыт работы «Здравствуй, сказка!» использование ИКТ при ознакомлении детей со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Дошкольный возраст - возраст сказки. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
Публикация «Опыт работы „Здравствуй, сказка!“ использование ИКТ при ознакомлении детей со сказкой» размещена в разделах
В соответствии с Федеральными государственными требованиями, идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Эффективность любой образовательной деятельности определяется умением рационально применять информационно- коммуникационные технологии (ИКТ, с традиционными средствами обучения. Информационными технологиями обучения называют технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (аудио, видео). Современное образование заставило по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий. Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня, применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Основная цель работы по данному направлению - выявить и обобщить педагогические условия использования ИКТ, для более эффективного усвоения сказок детьми младшего дошкольного возраста. Данная проблема и цель определяют следующие задачи:
1. Ознакомление детей с миром художественной литературы (сказками, с применением современных ИКТ и традиционных средств обучения.
2. Развитие познавательного интереса у детей к художественной литературе (сказкам, по средствам элементов современных ИКТ.
3. Воспитание у детей избирательного отношение к художественным произведениям.
Новизна педагогической концепции моей работы заключается в применении информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций, прослушивающих устройств (магнитофон, магнитола, телевизионных средств (телевизор, направленных на воспитание нравственности, развитие речи, интереса и познавательной активности, эмоциональной отзывчивости при ознакомлении детей с художественной литературой - сказками.
Признавая, ИКТ – как новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!» Использование информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе требует тщательной организации и подготовки, в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПина.
Для определения уровня восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста, я использовала :
- наблюдения за детьми, в различных видах деятельности;
- беседы с детьми;
- дидактические игры (по сказкам);
- чтение детям сказок и рассматривание иллюстраций в книгах.
Сказка сама по себе, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, малыш должен чувствовать. Она так же служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический и творческий опыт народа. Сказку используют врачи, психологи, педагоги. Каждый специалист может найти в сказке тот ресурс, который поможет решать его профессиональные задачи. Каждому возрасту - своя сказка.
Все сказки делятся на :
- коллективные (народные);
- индивидуальные (авторские).
Существуют:
- сказки о животных;
- бытовые сказки;
- волшебные сказки.
Особенности сказки :
• Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения.
• Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.
• Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание, слушание или просмотр.
• Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке.
Остановимся на преимуществах использования информационно- коммуникационных технологий при ознакомлении детей со сказкой. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Использование ИКТ помогает :
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• расширять познавательный интерес детей;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе каждый педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Музыкальный центр
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии
• DVD – диски ( видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам)
• Презентации
• Слайды
• Возможно создание коллекции мультфильмов.
Использование интерактивных материалов при ознакомлении детей со сказками :
• в начале для обозначения темы, создавая проблемную ситуацию;
• как информационно-обучающее пособие;
• как сопровождение объяснения воспитателя (презентации; видеофрагменты и т. д.);
• для контроля усвоения материала детьми.
В своей работе я использовала следующие методы приобщения детей к художественной литературе – сказкам :
• Чтение сказок детям.
• Самостоятельное рассматривание детьми книг, иллюстраций.
• Прослушание сказок в аудиозаписи.
• Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций по сказкам.
• Пересказ сказки.
• Художественно – творческая деятельность детей.
• Организация спектаклей по сказкам.
• Свободное общение взрослых с детьми.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности дошкольника. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Сказки, способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Она учит детей слушать и слышать других людей, помогает взрослым найти общий язык с ребенком, подружиться с ним. В процессе ознакомлении детей со сказками происходит воспитание нравственности, развитие речи, формирование интереса и познавательной активности, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Коммуникативные навыки:
• активизируем словарь детей через диалоговую речь;
• формируем умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
• обучаем детей навыкам пересказа сказки.
Познавательная активность :
• познание культуры народа (через сказки);
• формирование бережного отношения к культуре.
Нравственные основы:
• развитие стремление детей выражать свое отношение к содержанию сказочного произведения и его героям;
• формирование у детей умения оценивать и анализировать поступки героев сказки : что «хорошо» и что «плохо».
• закрепление в реальной жизни нравственных понятий, ярко представленные в образах героев.
Эмоциональная отзывчивость:
• определение симпатии к сказочным героям, для разграничения добра и зла;
• развитие осознанного чувства радости, удовольствия от встречи со сказкой и ее сказочными героями, появление любимых произведений.
Взаимодействие с родителями
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Знакомство детей с художественной литературой (сказками) дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. Это основа, на которой воспитывается честность, настоящая гражданственность. Формы взаимодействия с родителями:
• беседы с родителями;
• анкетирование;
• ознакомление родителей с содержанием работы по использованию ИКТ в детском саду;
• обучение их конкретным приемам и методам работы с ИКТ;
• ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);
• устные журналы и дискуссии с участием воспитателей, психолога, медиков, музыкального руководителя;
• организация совместных творческих проектов «Здравствуй, сказка!»;
• оформление наглядной информации для родителей на тему: «Как рассказывать детям сказки».
Вывод. Результативность.
Диагностика показала, что в результате работы по использованию информационно - коммуникационных технологий при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста со сказкой, у детей значительно повысился уровень знаний. Применяя ИКТ, в процессе ознакомления детей со сказками при тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться позитивных результатов.
Реализуя данную систему работы, по использованию информационно - коммуникационных технологий, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста со сказкой, я определила следующее:
1. ИКТ даёт возможность использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, повышают эффективность ознакомления дошкольников со сказкой.
2. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и способствуют повышению познавательную активности (высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей).
3. ИКТ обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста ( включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная).
4. Происходит реализация личностно-профессионального роста педагога.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность процесса по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы - сказками, позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, решать познавательные и творческие задачи, обеспечивают личностно ориентированный подход.