Лучший педагог года

Опыт работы «Организация экологической тропы в ДОУ»

Надежда Лазарева
Опыт работы «Организация экологической тропы в ДОУ»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.

Публикация «Опыт работы „Организация экологической тропы в ДОУ“» размещена в разделах

Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.

Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т. д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей.

Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т. д.

Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе детского сада.

Задачи: -познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; -развивать воображение, мышление, внимание, речь; -воспитывать эстетические чувства, любовь к природе

Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Последовательность действий по созданию экологической тропы:Обследование и выделение интересных объектов

Для организации экологической тропы мы обследуем и выбираем наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:

• Наш чудесный огород

• Зелёная аптека

• Кустарники

• Метеостанция

• Тропа здоровья

• Жужжащий и ползающий мир

• Деревья нашего двора

• Птичий городок

• Поляна сказок

• Удивительные пеньки

• Привал «Место встреч»

Правила поведения на экологической тропинке в детском саду.

• Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.

• - Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.

• - Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше запоминать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.

• - Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными, не следует их ловить.

Запрещается:

• загрязнять природную среду

• ломать деревья, вытаптывать растения

• беспокоить животных, разорять птичьи гнезда, обижать насекомых.

Необходимо:

- ходить по тропинкам, сохранять растения;

- подкармливать и оберегать птиц.

На экологической тропинке можно разместить различные природоохранные знаки.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.

• Экологические беседы

• Наблюдения в природе

• Целевые прогулки

• Решение экологических ситуативных задач

• Трудовой десант

• Зелёный патруль

• Лесная аптека

• Экологические развлечения

• Экологические сказки

• Составление экологических карт

• Экологические конкурсы

• Выставки и экспозиции

• Исследовательская деятельность

• Чтение художественной литературы.

• Составление синквейнов на экологическую тему

• Использование кейс-ситуаций по экологии.

В работе с детьми на экологической тропе детского сада мы:

-Используем прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Используем наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Знакомим с разными объектами живой природы (растительный мир, животные, насекомые, птицы)и устанавливаем ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Формируем чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

– Формируем умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводим на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Работа на видовых точках

На экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Дети не только будут наблюдать за растениями, но и ухаживать за ними самостоятельно: делать грядки, сеять семена, рыхлить, поливать…

• На видовых точках «Деревья нашего двора» дети ухаживают за деревьями: поливают их, рыхлят вокруг землю.

• На видовой точке «Птичий городок» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники, подкармливают птиц, узнают о повадках и предпочтениях пернатых друзей.

Развивающая предметно-пространственная среда:

• Центр познавательной активности, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми планируем рассматривать камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев.

• «Огород на окне», где мы планируем выращивать рассаду цветов и овощей.

• Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети будут иметь возможность пользоваться этой литературой.

• На экологической тропе мы играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.

• Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»

• Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе.

• Способствуем формированию трудовых умений и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы будем закреплять в группе, проводить непосредственно образовательную деятельность, на которой дадим возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомить детей с новым материалом, который будем использовать на экологической тропе.

• Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

• Для самостоятельной деятельности детей мы предлагаем рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения», «Животные и птицы».

Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:

-наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;

- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;

- получить навыки простейших экологических исследований;

- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Хочется сказать о том, что уже сделано нашей группой для организации экологической тропы: посажены деревья (берёза, сосны, рябина, сирень, есть удивительные пеньки, птичья столовая, огород, есть инструменты для трудового десанта, оборудование для исследования жужжащего и ползающего мира, лекарственных растений, камней…

Весной планируем продолжать работу по созданию экологической тропы: создать тропу здоровья, лекарственную тропу, метеостанцию. Будем пополнять демонстрационный и дидактический материал по экологическому воспитанию, сделаем новые экологические игры, пополним копилку синквейнов на экологическую тему, информацию для родителей.

И уже летом сможем вас пригласить на экскурсию на нашу экологическую тропинку! Будем рады вас всех видеть у нас в гостях!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе»Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе» Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач дошкольного образования, которую диктует современное общество.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУКарта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.

Макет экологической тропыМакет экологической тропы Уважаемые коллеги,я предлагаю оценить макет нашего детского сада. Мы реализуем,в рамках районной инновационной площадки,долгосрочный проект.

Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция»Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция» Экологическая тропа нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" включает в себя много экологических объектов, каждый.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Станции экологической тропы в ДОУСтанции экологической тропы в ДОУ Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.

Станция экологической тропы «Сельское подворье»Станция экологической тропы «Сельское подворье» Станция экологической тропы «Сельское подворье» (фотоотчет) С самых давних времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация экологической тропы в ДОУ»
Опубликовано: 26 января 2021 в 19:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД