Приложение МААМ

Опыт работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста к социуму

Ольга Сафонова
Опыт работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста к социуму
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. В связи с демократизацией нашего общества и утверждением гуманистической педагогики, особое внимание в учреждениях образования стало уделяться развитию личности детей.

Одним из условий развития ребенка является его успешная адаптация к социуму.

Публикация «Опыт работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста к социуму» размещена в разделах

Несмотря на разные точки зрения на проблемы детей и различные подходы в работе с ними, все они требуют корректировки процесса их социализации, главная цель которой приспособить, адаптировать детей к социуму, помочь им в установлении нормальных отношений с окружающими, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы. В связи с нарастанием негативных явлений в обществе, ухудшением состояния общего и психического здоровья, возникла необходимость научного изучения и апробации новых подходов в адаптации детей. Весомый вклад в разработку данного вопроса внесли как отечественные исследователи Р. Бланк, П. А. Шептенко, В. А. Воронина, М. А. Галагузова, А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева, Р. В. Овчарова, И. В. Дубровина и другие.

Однако, несмотря на обращение исследователей к проблеме адаптации детей к социуму и значимости их работ, следует отметить, что на сегодняшний момент существует необходимость разработки внедрения в практику воспитателей новых форм и методов по адаптации детей, а также их апробации на базах образовательных учреждений, осуществляющих процессы обучения и воспитания, в том числе дошкольных.

В данной работе сделана попытка описать мой опыт работы по адаптации старших дошкольников к социуму.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социально-психологической адаптацией. Она характеризуется положением ребенка в семье, раскрывается во взаимоотношениях с родителями, воспитателями и сверстниками, представляющих его социум.

Всю работу по адаптации детей к социуму я веду по двум направлениям:

- умение строить отношения с окружающим миром и со взрослыми;

- умение строить отношения со сверстниками.

Для обеспечения успешной адаптации дошкольников в рамках первого направления мной разработана программа объединения детей и взрослых «Берегиня».

В программе определено, что дошкольное воспитание и образование - уникальное явление в системе народного образования. Дошкольные учреждения больше, чем школа, предоставляют возможность обратиться к индивиду, учесть особенности ребенка. В России в последние 10 лет произошли глобальные изменения в политической и социально-экономической жизни. Формируются новые отношения. От человека требуются такие качества, как умение быстро реагировать на меняющиеся условия, т. е. адаптированность, предприимчивость, деловитость, ответственность и самостоятельность.

Девиз программы: «Понять и сохранить!». Программа решает задачи обновления содержания воспитательной работы с детьми по их адаптации к социуму через осуществление современных подходов и технологий сотрудничества педагога с семьей.

Предназначена она для работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Программа построена по важнейшим проблемам, включающим в себя общечеловеческие ценности, значимые для любого периода жизни человека (жизнь, ее проявление и осознание, человек и его отношения с миром, природа и ее проявления, экологический аспект, труд, Родина, искусство, здоровье, нравственность и др.).

Большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни.

Выделена главная задача взрослых:

- создать атмосферу, способствующую раскрытию собственного «Я» ребенка;

- установить отношения с миром;

- показать, как много интересного может человек узнать об окружающей его действительности и как важно проявлять заботу всем и обо всех, кто рядом.

Цель программы – адаптация детей через освоение основополагающих ценностей в совместной деятельности взрослых и детей.

Задачи:

1. Ознакомление с объективными ценностями мира в совместной деятельности детей и взрослых.

2. Формировать бережное отношение к природе, своему дому, к человеку (как части природы)

3. Способствовать развитию у родителей и детей познания себя как личности.

4. Формировать социально приемлемые нормы общения взрослых и детей.

5. Развивать эмпатические умения у взрослых и детей.

Основной формой в рамках программы «Берегиня» выступают встречи-занятия.

Встречи с родителями рассчитаны на 24 часа, каждая тема предполагает проведение двух занятий. Для проведения занятий используется материал:

- дидактические игры (раздел «Познавательное развитие»);

- схемы-модели «Я и окружающий мир», «Основополагающие ценности»;

- различные наборы конструкторов, коллективные работы взрослых и детей по ИЗО;

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Больница»;

- листы бумаги; ручки, фломастеры;

- фотоальбомы семейные;

- аудиозапись «Музыка для мультфильмов»;

- настольно-печатная игра «Бизнес» и др. В приложении 1 мною представлено годовое планирование работы по адаптации детей к социуму через взаимодействие со взрослым.

Наиболее значимое место в процессе адаптации каждого конкретного ребенка занимают другие дети или детское общество (термин А. П. Усовой, живущее по законам, которые являются отражением законов, принятых обществом взрослых.

Доказано, что в зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает старшему дошкольнику адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия.

В условиях дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где он приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.

Работа по адаптации детей к социуму в рамках второго направления ведется мною в 4 аспектах:

1. Аксиологический аспект предполагает формирование у старших дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

2. Инструментальный аспект направлен на формирование у детей умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков.

3. Потребностно-мотивационный аспект подразумевает формирование у ребенка умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.

4. Развивающий аспект для дошкольников предполагает адекватное ролевое развитие, формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека, произвольной регуляции поведения.

Основной формой работы по адаптации детей к группе сверстников являются групповые и индивидуальные занятия.

Групповые занятия я провожу один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия для старших дошкольников — 25 - 30 мин. Рассаживаю детей «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разложенной полукругом веревочки, т. к. для тех или иных заданий они будут вставать с мест, но потом возвращаться. Такая посадка детей более разумна еще и потому, что детям на занятиях приходится часто рисовать.

Основным методом, который я использую на занятии, являются различные виды игр.

Например, ролевые игры основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения адаптационных механизмов необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Ролевые методы, используемые в работе с детьми, я разделила на три подгруппы:

- ролевая гимнастика (ролевые образы). Детям предлагаю принять различные роли, изобразить их при помощи мимики, жестов, звуков. Это были роли животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т. п., сказочных персонажей (Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т. п., социальных и семейных ролей (воспитателя, помощника воспитателя, мамы, бабушки и т. п., неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т. п.)., ролевые ситуации;

- психодрама. В основе психодрамы лежит разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом детям предлагаю смену ролей — ребенок играл поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения. Кроме того, я драматизировала или «оживляла» мысленные картинки, составленные детьми. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т. е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок;

- в ролевых ситуациях детей сталкиваются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для их реальной (и значимой для него) деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки, тем самым создавая условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков. В приложении 2 приведены примеры ролевых игр и упражнений.

Так же на групповых занятиях мною используются психогимнастические игры, которые направлены на:

а) принятие своего имени;

б) принятие своих качеств характера;

в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

г) принятие своих прав и обязанностей.

Примеры упражнений приведены в приложении 3.

Наиболее любимыми для детей являются коммуникативные игры, которые я так же разделила на три группы:

- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений;

- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

- игры, обучающие умению сотрудничать. Приведу примеры таких игр.

С кем я подружился

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки. Соответственно 4-6 участников засовывают руки в коробку, закрывают глаза. Затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились, подружились.

Цветок дружбы

Воспитатель предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Затем взрослый работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» — ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку — он «семечко». Младший воспитатель поглаживает его — «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой — поливает. «Семечко начинает расти» — ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Воспитатель помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок. Мы хотим дружить с тобой».

Мысленная картинка на тему «Настоящий друг»

Воспитатель предлагает детям нарисовать такую мысленную картинку, в которой бы присутствовал какой-то хороший друг ребят, а затем рассказать о ней группе. Делается вывод, что хорошим другом может быть брат, сестра или сверстник, а может быть собака, кошка, цветок или даже капельки росы (в зависимости от рассказов детей).

«Маша настоящий друг, потому что.»

В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение «Имя. настоящий друг, потому что.». Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг пригласят все дети.

Настоящий друг в нашей группе

Каждый ребенок загадывает какого-либо ребенка в группе, которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальным нужно догадаться, кто из ребят был задуман.

Адаптировать детей к группе сверстников мне помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Примерами таких заданий являются упражнения типа «Незаконченные предложения», «Рисунок чувств», где детям предлагала представить себя иллюстраторами детских книг и выполнить рисунок на тему «Радость» («Гнев», «Страх» и т. д.) (Приложение 4).

Как уже говорилось, работа по адаптации старших дошкольников ведется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Условно в каждом индивидуальном занятии я выделила три части.

Вводная часть состоит, как правило, из телесноориентированных упражнений двух видов:

1. Упражнения с фокусированием на осознавании движения и самом движении тела в целом, например: ребенку предлагаю «побыть обезьяной, походить по горячему песку, погладить большую собаку, подраться со Змеем Горынычем» и т. п.

2. Упражнения, направленные на коррекцию конкретных страхов: страха падения, страха высоты, отсутствия почвы под ногами и т. п., при этом в качестве оборудования для этой части занятий необходим детский матрасик или спортивный мат, а также несколько диванных подушек.

В основной части занятия использую следующие группы методов:

1. Свободное рисование с беседой о рисунке: ребенку предлагаю превратиться в часть картинки и составить рассказа от ее имени или от первого лица. При этом для облегчения самовыражения я использую не только обычные средства — фломастеры, краски, но и нетипичные — театральный грим, тени, помада, лак для ногтей и т. п. Очень интересно использование театрального грима, ибо он позволяет рисовать пальцем или пальцами.

2. Игры-драматизации. Ребенку предлагаю разыграть либо маленький спектакль на основе содержания выполненного ранее детского рисунка, либо специально предложенная сказка-метафора, содержащая проблему, близкую к проблеме ребенка. По возможности данный сценарий проигрывается два раза со сменой ролей так, чтобы ребенок побывал в различных полярных ролях: обидчика и обижаемого, агрессора и объекта агрессии и т. п.

3. Упражнения с полярностями, в которых ребенок, пересаживаясь со стула на стул (с подушки на подушку, с одного листа бумаги на другой, проигрывает полярность различных социальных и семейных ролей : плохой — хороший ребенок, добрая — строгая воспитательница, добрая — строгая мама и т. п.

4. Упражнение по изучению различных частей своего «Я». В качестве примера приведу игру «Полет в космос».

На столе раскладываются круги-планеты Солнечной системы. Ребенку предлагается придумать, какие люди живут на каждой планете, и побывать на этих планетах. Обычно дети придумывают жителей планет в соответствии с запрещенными областями поведения или проблемными частями «Я». Так, мальчик небольшою роста и страдающий от этого придумывает одну планету великанов, другую — карликов, на остальных планетах у него живут люди, которые всегда дерутся, люди, ругающиеся и люди, которых все время заставляют что-то делать.

Заключительная часть занятия представляет собой игротерапию, которая основывается на свободной игре ребенка в условиях определенной системы отношений: «Ребенок — Взрослый». Главной характеристикой системы отношений «Ребенок — Взрослый» является безусловное принятие взрослым ребенка и его игровых действий, которое необходимо для развития у него внутренней свободы, чувства безопасности, усиления его «Я». Кроме того, важным является отсутствие контроля за ребенком, что позволяет ему быть самим собой, обучает самоконтролю в сочетании с ответственностью, представляет возможность делать самостоятельный выбор и самому отвечать за него.

В приложении 5 приведен пример одной из техник игротерапии.

Традиционно работа в дошкольных учреждениях по адаптации старших дошкольников к социуму проводится в форме совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения. Игра как основной вид деятельности дошкольников имеет большое значение в педагогическом арсенале воспитателя. Все это привело меня к необходимости проведения серии игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников друг к другу, цель которых – формирование общности с другими детьми и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров (Приложение 6). Я уверена, что чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Таким образом, в процессе всей работы у дошкольников формируется доброжелательное отношение друг к другу, решается главная задача - привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Описанные мною формы и методы помогли детям пережить чувство общности друг с другом, научили замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Приложение 1

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «БЕРЕГИНЯ»

СЕНТЯБРЬ

Тема: Жизнедеятельность нашего разновозрастного и разностатусного коллектива «Берегиня»

Цели:

1. Познакомить с целями и задачами программы «Берегиня».

2. Способствовать созданию непринужденной обстановки для дальнейшего общения взрослых и детей.

3. Развивать инициативу взрослых при общении с детьми.

4. Воспитывать у детей уважение к взрослым, умение слушать и слышать их.

Оборудование: план-схема «Берегиня, что это?», листы бумаги, ручки.

Форма проведения: беседа, блиц-игра.

Занятие 1.

Содержание

1. Рассказ о направленности деятельности объединения детей и взрослых «Берегиня»

2. Игра «Мои единомышленники»

3. Знакомство с планом-схемой «Берегиня»

Домашнее задание: составить план-схему «Что важно и нужно моему ребенку» (основополагающие ценности).

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Блиц-игра «Важнейшие ценности для меня и моего ребенка» (на основе домашнего задания).

2. Игры (упражнения) «Что мне нужно, чтобы жить».

3. Моделирование «Взаимодействие ребенка с окружающим миром».

Домашнее задание: рисунок «Я - человек» (совместная работа взрослого и ребенка).

Итог.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Человек и его назначение в обществе»

Цели:

1. Формировать умение определять основополагающие ценности для себя и своего ребенка.

2. Развивать способность непринужденно общаться друг с другом.

3. Воспитывать у детей на примере взрослых стремление не создавать негативных ситуаций.

Форма проведения: игра-моделирование.

Оборудование: схема-модель «Взаимодействие ребенка с окружающим миром»; схемы-планы родителей «Основополагающие ценности», листы бумаги, ручки.

Занятие 1.

Содержание

1. Интервью у взрослых «Ты человек, что это значит?»

2. Интервью у детей «Ты кто?»

3. Беседа «Ты человек»

4. Составление рассказа «Мое царство»

5. Моделирование «Я-концепция»

6. Работа по схеме «Основополагающие ценности»

Домашнее задание: «Человек и природа», «Человек и окружающие люди».

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Рисунки детей (анализ их содержания).

2. Беседа «Человек — разумная часть природы».

3. Итоговый блиц-опрос «Чем отличается человек от животных?».

Домашнее задание: вспомнить рецепты народной медицины.

Итог.

НОЯБРЬ

Тема: Человек и его здоровье

Цели

1. Расширить представления детей о своем организме, формировать у детей и взрослых умение беречь свое здоровье.

2. Воспитывать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков.

Форма проведения: семинар-практикум «Эстафета здоровья».

Оборудование: схема «Строение твоего тела»; иллюстрации к книге Д. Хиндли, К. Кинг «Как работает твое тело»; шапочки-овощи; накидки (микробы).

Занятие 1.

Содержание

1. Информация врача-педиатра «Что нужно, чтобы быть здоровым?».

2. Решение кроссвордов на тему «Человек и его здоровье»,

3. Игра «На что жалуетесь?» (на жалобу ребенка родитель предлагает рецепт народной медицины).

4. Упражнения «Кто ты? Что?» (познание своего организма).

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. «Эстафета здоровья» (семинар-практикум).

2. Фрагмент занятия кружка «Помоги себе сам» (м/сестра).

3. Вечер развлечений «Мы веселы, когда здоровы»

Домашнее задание: «Что было бы, если бы я был один?» (мини-беседа взрослых с детьми).

Итог.

ДЕКАБРЬ

Тема: Я и окружающие меня люди

Цели

1. Обучать основным способам включения ребенка в сферу общения (содружество, сотворчество).

2. Воспитывать у детей стремление быть лучше.

Форма проведения: КВН, обыгрывание сценок.

Оборудование: рисунки детей "Мои лучший друг», схема "Я и окружающие меня люди».

Занятие 1.

Содержание

1. Чтение: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» (воспитатель).

2. Инсценировка рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

3. Экспресс-опрос «Я не один на свете».

4. Решение ситуаций, показанных родителями и детьми «Вместе весело шагать, и думать, и играть».

Домашнее задание: нарисовать детям рисунок на тему «Моя семья»; взрослым – «Я и мой ребенок - друзья».

Итог.

Занятие 2.

Содержание

КВН «Я и окружающие меня люди».

Домашнее задание: нарисовать детям рисунок на тему «Моя семья», информация родителей «Семейный уклад».

Итог.

ЯНВАРЬ

Тема: Мой мир искусства

Цели

1. Способствовать развитию чувств необходимости в постоянном общении с искусством.

2. Развивать желание и умение проявлять свои творческие способности (пение, импровизация и т. д.).

3. Воспитывать желание помочь ребенку проявить себя.

Форма проведения: художественно-творческая игра.

Оборудование: выставка детских работ изостудии «Акварелька»; выставка работ учащихся ДХШ.

Занятие 1.

Содержание

1. Фрагмент музыкального занятия «Музыка нам рисует.».

2. «Почему искусство радует человека?» (о результатах работы изостудии «Акварелька»).

3. Импровизация «Детский хоровод» (песни, стихи).

Домашнее задание: подготовить художественный совместный номер-инсценировку «Я - артист», коллективную работу по ИЗО.

Итог.

Занятие 2.

Содержание

Художественно творческая игра «Я и мой мир искусства».

Домашнее задание: подготовить информацию «Семейный уклад».

Итог.

ФЕВРАЛЬ

Тема: Человек и его дом

Цели:

1. Вызвать чувство принадлежности к своей земле, роду.

2. Воспитывать чувство ответственности за сохранность моего дома, малой Родины.

3. Развивать заинтересованность в общении с пожилыми людьми (хранителями народной мудрости).

Форма проведения: диалог, игра-моделирование.

Оборудование: фотоальбомы «Моя семья», план-модель «Мой дом»; конструкторы «Лего».

Занятие 1.

Содержание

1. Диалог «Кто главный в семье, кто самый веселый, самый добрый, самый занятый и т. д.» (использовать фотоальбом).

2. Игра «Что может случиться, если уедет мама» (пала, бабушка).

3. Зарисовка «Моя семья».

4. Игра конструирование «Мой дом».

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Информация родителей «Семейный уклад».

2. Диагностирование рисунков «Моя семья» (соц. педагог).

3. Мини-конкурс среди родителей и детей «Прием гостей в нашем доме».

4. Игра «Где что стоит?» (использование конструктора).

Домашнее задание: Детям рассказать: «Что я знаю о профессии своих родителей».

Итог.

МАРТ

Тема: Я и моя работа; Я и мой детский сад

Цели:

1. Развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду.

2. Формировать познавательный интерес по отношению к профессиям взрослых.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам быта, игрушкам в детском саду.

Форма проведения: беседа

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевым играм Магазин», «Стоматологическая поликлиника»; дидактическая игра «Кому что надо?».

Занятие 1.

Содержание

1. Мини-экскурсия по детскому саду (экскурсоводы - дети).

2. Беседа воспитателя «Труд реализуется в различных профессиях».

3. Индивидуальные упражнения «Назови место работы мамы, папы»; «Расскажи о том, что ты знаешь о профессии родителей».

4. Информация родителей «Я врач-стоматолог», «Моя профессия – продавец» и др.

Итог.

Занятие 2.

Содержание

1. Дидактическая игра «Кому что надо для работы».

2. «Я умею помогать» (рассказы детей).

3. «Наша мастерская» (изготовление коллективных работ из природного, бросового материала).

Домашнее задание: изготовление кормушек для птиц.

Итог.

АПРЕЛЬ

Тема: Человек и мир природы

Цели:

1. Формировать субъективное отношение к живой и неживой природе.

2. Развивать чувство сопричастности к природе.

3. Воспитывать умение применять знания в практической деятельности, и общении с природой.

Форма проведения: диалог, игра-моделирование.

Оборудование: плакаты «Берегите природу», «Природа наш дом», выставка поделок из природного материала, работ по ИЗО «Весна, весна па улице», экологические знаки.

Занятие 1.

Содержание

1. Информация «Наши дети и их сопричастность к природе» (воспитатель).

2. Дидактическая игра «Что это?» (экологические знаки).

3. «Наши добрые дела» - информация совета родителей об изготовлении кормушек и скворечников для птиц; выставка работ; развешивание кормушек на территории детского сада.

Итог.

Занятие 2.

Содержание

«Наш дом - природа» (экологическая игра).

Домашнее задание: «Моя любимая сказка" (рисунок).

Приложение 2

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Руки — звери

Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде педагога рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя, который гуляет по спине другого. При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно.

Превратились: лев — зайчик

Воспитатель предлагает ребятам превращаться в животных поочередно: больших, сильных и маленьких, слабых (волк — мышонок, слон — котенок, тигр — ежонок).

Большие — маленькие

Дети превращаются поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху — слоненка, кота — котенка, лошадь — жеребенка).

Смелый — трусливый

Взрослый просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).

Приложение 3

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Ласковое имя

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

Путешествие в будущее

Педагог говорит детям следующее: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: «В будущем я смогу полететь на Марс». А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: «В будущем ты сможешь.». И тогда ваше желание непременно сбудется».

Приложение 4

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Закончи предложение

Дети вспоминают самое счастливое чувство — радость. Далее они заканчивают предложение:

«Для ребенка радость — это.»; «Для мамы радость — это.».

Зоопарк

Детям раздаются карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя). Предлагается по очереди показать радостных животных. Затем подумать, как им удалось изобразить радость, и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства. Вводится понятие о мимике как средстве выражения чувств.

Рисунок радости

Дети представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

Художники

Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.

Попугай

Воспитатель произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

Приложение 5

ТЕХНИКА «ПЕЩЕРА МОЕЙ ДУШИ»

Описание техники. Ведущий рассказывает ребенку историю: «Жил-был мальчик. Самый обыкновенный мальчик. Жил он в большом доме с папой и мамой. И как у всех обычных мальчиков, у него были дедушка и бабушка. И все родственники, как могли, заботились о нем. Но что ему были их заботы. Он был так одинок. Он думал, что ни один человек в мире не может его понять. Никто на свете не знает, какой он. А он так хотел, чтобы узнали. Он пытался обратить на себя внимание, прыгал и визжал, и ничего — все взрослые только хмурились и ворчали. Он дрался, пытался доказать, что он сильный, и добиться дружбы. Но все ребята вздыхали, потирали шишки и ушибы, но дружили между собой и совсем не интересовались им. А тут на горе еще фея Рул из страны Скуул возникла как из-под земли и превратила его в кого бы вы думали? В ежа. Вы думаете, у него отовсюду иголки стали торчать — так нет. Он стал, словно иголками, своими ответами людей отпугивать. Что ни скажешь ему, о чем ни попросишь, в ответ: «Нет, не буду». А еще он, как еж, старался в угол забиться, чтоб его не трогали, не учили, не заботились. Так что мальчику от колдовства феи Рул из страны Скуул стало еще более одиноко. Но вот однажды попал наш мальчик в башню под страшным именем Холидж, и навстречу ему вышла девочка по имени Сайко. Она улыбнулась ему и сказала: «Здравствуй, мальчик. Давай присядем, и ты мне все расскажешь. Я слушаю тебя». От этих слов его иголки сразу уменьшились. Мальчик сел, открыл, рот, и оттуда понеслись удивительные истории о его жизни, о его чувствах, переживаниях, о том, что он одинок и ему скучно. Долго рассказывал мальчик, а фея слушала, смотрела на него ласково и не перебивала. Чем дольше говорил мальчик, тем иголки становились меньше, а темная пещера в его душе становилась светлее. Наступал вечер. Смеркалось. «Мама, наверное, беспокоится, — сказал мальчик, — я побегу, до свиданья». «До встречи, пока», — ласково сказала фея Сайко». Далее ведущий просит ребенка нарисовать «пещеру своей души».

Приложение 6

ИГРЫ

Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение ( например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Передай настроение

Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Выбери партнера

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.

Найди своего брата или сестру

Собрав детей вокруг себя, воспитатель говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, говорят на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей.

Сороконожка

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит : «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Педагог помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем онговорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Лепим скульптуры

Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

Слепой и поводырь

Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

Обзывалка

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Пусть один из нас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать наиболее проблемных и агрессивных детей.

Пожелания

«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы — очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас.

Комплименты

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Волшебные очки

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Конкурс хвастунов

Дети сидят в кругу. Психолог: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

Связующая нить

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Закончи рисунки

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Угадай-ка

Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка», — говорит воспитатель, — вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание того же типа можно провести на материале рисунка или аппликации.

Мастер и подмастерья

Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем селе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

Общая картина

Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста к социуму
Опубликовано: 21 ноября 2012 в 11:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста к социуму» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сафонова (УИ 42772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД