МААМ-картинки

Опыт работы по математике

Куликова Елена
Опыт работы по математике
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять, как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала.

Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действий. Таким образом, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия.

Публикация «Опыт работы по математике» размещена в разделах

В работе с детьми часто использую дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение, вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т. п.) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т. д.).

Дидактические игры и упражнения направлены на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений у детей.

В работе с детьми для развития любознательности и умственных способностей я часто использую еще и задачи-шутки, загадки, головоломки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Из всего многообразия головоломок, для детей старшего возраста наиболее приемлемы головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру. Задачи на смекалку даю в определенной последовательности, начиная с более простых: составь геометрическую фигуру - треугольник из 3-х спичек; квадрат - из 4-х; прямоугольник - из 6-ти. Большой треугольник - из 6-ти спичек, а маленький из 3-х; большой квадрат - из 8-ми спичек, а маленький - из 4-х. Сравни фигуры: чем они отличаются, чем похожи. Затем использую прием пристроения, присоединения одной фигуры к другой: составь два треугольника - из 5-ти спичек, один квадрат и два треугольника - из 5-ти спичек, три треугольника - из 7-ми, четыре треугольника - из 9 и т. п. Не все дети справляются с этим заданием. По мере накопления опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб у детей начинает сокращаться.

Предлагая детям более сложные задачи на перестроение фигуры, формирую у детей умение обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивая практические пробы. Даю оценку, подтверждение правильности или ошибочности хода: «Эту палочку ты убрал правильно Кирилл. Подумай, как дальше решить эту задачу». Стимулирую активность детей, помогаю находить правильное решение.

Развитию логического мышления, смекалки, сообразительности способствует обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать фигуры по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. Обращаю внимание детей на таблицу и спрашиваю: Какой фигуры не хватает в 3-ем ряду (1,2,3,4,5 и 6-ой? Настя В. говорит, что не хватает 6-ой, Максим - 4-ой, Вика - 6-ой, Руслан - 4-ой, Никита -3-ей. После этого начинаем анализировать. Выслушиваю ответы детей, но не подтверждаю их правильность или ошибочность, чтобы направить внимание детей на поиск верного решения и только после этого сообщаю итог решения задачи. Характер задач усложняется постепенно: от задач, где скрыто 1-2 признака, к задачам - 3-4-х признаков, что способствует постепенному повышению требований к детям в развитии самостоятельности, скорости решения, умения обосновывать его.

Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Одна из несложных игр «Танграм» или головоломка из картона. Квадрат, окрашенный одинаково с двух сторон, разрезают на семь частей. Играть в эту игру учились постепенно. Сначала учила отличать признаки геометрических фигур, потом составляли простейшие разнообразные геометрические фигуры. Затем составляли сложные фигуры по элементному изображению предмета. Предлагала детям образцы, на которых указано месторасположения одной-двух составных частей, остальные они располагали самостоятельно. И только после этого переходим к построению фигуры по замыслу, что свидетельствует о проявлении творческих способностей у ребенка, самостоятельности, гибкости ума, смекалке, сообразительности.

Так же развитию любознательности и умственных способностей способствуют задачи-шутки. В них анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения (два конца, два кольца, а посередине гвоздик; четыре брата под одной крышей живут и т. п.). Детям очень нравятся задачи и они с интересом вслушиваются и отгадывают их, стараются выдумать свои задачки. В задачах-шутках в большей мере проявляется находчивость, смекалка, где ответ замаскирован внешними условиями (ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего; Сколько концов у палки и т. п.).

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, любознательности и развитию умственных способностей, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Публикации по теме:

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Опыт работы «Система работы с детьми и родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Опыт работы по апробированию новых форм работы с родителями в ДОУ. Маршруты выходного дня Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка.

Опыт работы «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника» Методическая разработка «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника». - Цель моей разработки обозначить наиболее.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Опыт работы «Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада» ВВЕДЕНИЕ Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у детей экологического.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» в подготовительной группе Взаимодействие с родителями воспитанников является одним из актуальных и приоритетных направлений в моей работе. Вырастить здорового ребенка.

Результаты выполнения плана летней оздоровительной работы в средней группе Согласно приказа по МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» № от 2018 года в средней группе «Звездочка» проводилась летне – оздоровительная работа.

Опыт работы «Организация работы по формированию физических качеств у детей с учетом индивидуальных особенностей» В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2017-2018 учебный год, с целью организации работы по формированию физических качеств.

Опыт работы учителя начальных классов по теме «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации» Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации» Личность – звено между мотивацией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по математике
Опубликовано: 24 марта 2019 в 18:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по математике» (включая файлы) размещена пользователем Куликова Елена (УИ 1882035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД