Елена Хасанова
Опыт работы по организации досуговой деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 26 «Василек»
станицы Советской
муниципального образования
Новокубанский район
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ :
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила воспитатель
младшей группы
Хасанова Елена Юрьевна
станица Советская
2019 год
Публикация «Опыт работы по организации досуговой деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В современном мире культурно-досуговая деятельность занимает одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Важно с самого детства организовывать досуг детей, ставя перед ними социально – значимые цели, для решения которых требуется педагогическая и социальная поддержка. Только в этом случае получится воспитать полноценно развитую личность, у которой сформированы сознательная и созидательная позиция по отношению к окружающему миру.
Досуг в детском саду строится на организованном общении и целью педагога является умение организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.
В досуговых мероприятиях все виды искусства гармонично соединяются, что дает возможность творчески использовать их в художественно-эстетическом развитии детей. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования И. Л. Дзержинской, К. В. Тарасовой, Н. А. Ветлугиной, Л. Е. Фурминой и многих других.
Проблемой изучения культурно-досуговой деятельности дошкольников занимались С. И. Бекина, Л. Е. Фурмина, Соболева, Т. Н. Караманенко и другие.
Анализ практической деятельности педагогов ДОО показывает, что культурно-досуговая деятельность недостаточно используются педагогами в целях художественно-эстетического воспитания. А ведь роль воспитателя в этой работе с детьми дошкольного возраста исключительно велика, так как она имеет возможность использовать виды искусства наиболее разнообразными способами и в различные моменты пребывания ребенка в детской образовательной организации.
Цель моей работы заключалась в выявлении особенностей организации культурно-досуговой деятельности в практике работы детского сада и разработки модели, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Работа проходила в три этапа: констатирующий, преобразующий и контрольный.
Задачи констатирующего этапа:
1. выявить состояние вопроса использования культурно-досуговой деятельности в условиях воспитания и обучения в детском саду с целью художественно-эстетического развития дошкольников;
2. определить эффективность использования развлечений в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Определить уровень художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Обследование педагогической работы по использованию досуговой деятельности как средства художественно-эстетического воспитания дошкольников велось в следующих направлениях:
выявление представлений и опыта педагогов в организации культурно-досуговой деятельности в детском саду;
характер и объем представлений воспитателей о значении, целях, задачах организации культурно-досуговой деятельности в детском саду;
отношение воспитателей к проблеме организации культурно-досуговой деятельности в детском саду;
понимание воспитателями значения использования разнообразных форм досуговой деятельности в художественно-эстетическом воспитании детей;
регулярность использования развлечений.
В проведенном опросе принимало участие 10 человек: из них 9 – воспитатели и 1 – музыкальный руководитель.
Анализируя ответы педагогов, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в практике работы детских садов созданы достаточно неплохие условия для организации культурно-досуговой деятельности в практике работы детского сада с целью художественно-эстетического воспитания и развития детей. Регулярно проводятся развлечения во второй половине дня. Однако, ряд педагогов во время досуговых мероприятий недостаточно используют музыку, другие художественные произведения, зачастую ограничиваются лишь проведением кукольных спектаклей без музыкального сопровождения. К сожалению, большинство опрошенных педагогов не считают развлечения средством художественно-эстетического воспитания, а лишь организацией досуга и отдыха детей.
Следующая задача констатирующего эксперимента заключалась в том, чтобы определить уровни художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя следующие критерии:
1) развитие эстетического восприятия;
2) эстетического отношения к искусству;
3) эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
4) познавательный интерес к искусству.
С этой целью я использовала метод наблюдения за детьми на занятиях художественно-эстетического цикла, на развлечениях, в повседневной жизни, а также беседы с ними.
Для определения уровня художественно-эстетического и творческого потенциала старших дошкольников мною проводились занятия – беседы, результаты которого заносились в карты индивидуального развития, где фиксировались основные данные о каждом ребенке.
Методика такого занятия предполагала:
выявление эмоционального отношения к различным видам искусств, понимание средств их выразительности;
наличие познавательного интереса;
определение навыков художественно-творческой деятельности;
активное участие детей в творческом исполнении песен, танцев, драматизировании сказок, самостоятельность и заинтересованность.
Итоги наблюдений, беседы с детьми и результаты их художественно-творческой деятельности определялись по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень - дети с увлечением относятся к музыкальным занятиям, занятиям по изобразительной деятельности, чтению художественной литературы, отличаются наличием познавательного интереса.
Средний уровень характеризуется положительным эмоциональным отношением к занятиям художественной деятельностью, участием в выполнении различных заданий и в тоже время недостаточной самостоятельностью и сосредоточенностью в период работы.
Низкий уровень характеризуется пассивным отношением детей к занятиям, низкой активностью при выполнении учебных заданий.
В результате я распределила детей по уровням развития эстетического восприятия и творческой активности средствами различных видов искусств. Результаты отражены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням художественно-эстетического развития и творческой активности
Уровни эстетического развития и творческой активности
Количество детей каждого уровня
Высокий
3
Средний
9
Низкий
6
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об определенных возможностях детей в развитии их эстетического восприятия, творческого воображения и художественного вкуса.
В ходе работы мною была разработана модель организации детской культурно-досуговой деятельности, которая включала в себя программу культурно-досуговой деятельности, цели, задачи, методы и приёмы, формы культурно-досуговой деятельности, методику их проведения, перспективное планирование, требования к проведению досугов. Модель была направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности.
Главная цель организации детской культурно-досуговой деятельности в работе детского сада была направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое творчество, обеспечив эмоциональное благополучие и отдых ребенка.
При организации культурно-досуговой деятельности в детском саду решался целый ряд педагогических задач:
1. формирование у детей первоначальных представлений о культуре в целом и мире искусства, исходя из их психофизиологических особенностей;
2. развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
3. приобщение к основам художественной, досуговой и коммуникативной культуры; обучение различным видам деятельности и творчества;
4. обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга;
5. ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, формирование любви к Родине;
При планировании культурно-досуговой деятельности в детском саду мною учитывались возрастные, индивидуальные, психоэмоциональные и другие особенности детей. Важным был учет не только детских особенностей, но и учет определенного времени года для проведения культурно-досуговой деятельности в ДОО. Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию детей, они тщательно планировались, заранее проводилась подготовка, определяя степень участия детей, в зависимости от индивидуальных возможностей и возраста.
В практике работы детского сада использовались три вида развлечений, которые различались по степени активности участия детей:
1. дети являются только слушателями или зрителями;
2. дети непосредственные участники;
3. участниками являются и взрослые и дети.
Основываясь на отзывах родителей, воспитателей и детей, любимым видом развлечения в ДОО является театрализованное представление.
В ходе экспериментальной работы я разработала пять видов досуговой деятельности, которые успешно реализовывались на практике. Это такие инновационные формы культурно-досуговой деятельности как : отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество.
Педагогический коллектив тщательно продумывал каждое мероприятие, которое проходило в детском саду. Вовлекая в него детей и родителей, педагогический коллектив решал главную задачу культурно-досуговой деятельности, именно в этом и состоял инновационный процесс.
Отдых – это состояние покоя, либо такого рода культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные (духовные) силы человека. Отдых можно разделить на два вида: пассивный и активный. При пассивном - снимается напряжение, например, при рассматривание красивых вещей. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой и др.
Развлечения – это один из видов культурно-досуговой деятельности, который имеет компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки.
В практике работы детского сада использовались разного вида развлечения: аттракционы, сюрпризы, фокусы, шутки, шарады, загадки.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять, как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное.
Можно выделить следующие виды праздников:
Народные и фольклорные – праздники народного календаря (Святки, Масленица, Осенины);
Государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний);
Международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);
Православные (Рождество Христово, Пасха и др.);
Бытовые и семейные (день рождения, выпускной, праздник Букваря);
Профессиональные (День Учителя);
Праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных корабликов»). Данный вид праздников педагоги используют очень часто, детям это очень нравится, они легко включаются проявляют свою коммуникабельность.
Самообразование - вид культурно-досуговой деятельности, направленный на развитие ума, приобщение детей к ценностям культуры и, как правило, не связанный с проведением занятий или другой деятельностью, проводимой по инициативе педагога или родителей.
Творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности, поднимающий ребенка на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их созидателя. В детском саду основными видами детского творчества являются рисование, лепка и аппликация. Детям старших групп в нашем саду доступны более разнообразные виды творчества: декупаж, квиллинг, бисероплетение, роспись предметов, основы витража.
Можно отметить, что формы организации культурно-досуговой деятельности детей в условиях детского сада осуществляются по новым инновационным технологиям. Всякая смена занятий способствует отдыху. И чем разнообразнее и интереснее эти занятия, тем больший заряд бодрости получат дети, и тем успешнее будет процесс познания.
Целью преобразующего эксперимента было - использование культурно-досуговой деятельности для развития эстетического восприятия, творческого воображения и художественного вкуса у дошкольников.
Задачи этой работы были следующие :
средствами изобразительного искусства, музыки и художественного слова влиять на развитие детского творческого воображения и активности.
расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой.
развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, способность “переживать музыку как некоторое содержание”.
формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
Нами был составлен тематический план проведения культурно-досуговой деятельности в детском саду совместно с воспитателями, заведующей и методистом.
В ходе преобразующего эксперимента на базе МДОБУ № 26 ст. Советской приняли участие все возрастные группы.
Особенности организации культурно-досуговой деятельности в первой младшей группе заключались в следующем:
в создании эмоционально-положительного климата в группе и детском саду,
в обеспечении у детей чувства комфортности, уюта и защищенности,
в привлечении детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках,
в развитии умения следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них,
в формировании навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев.
В организации культурно-досуговой деятельности во второй младшей группе можно выделить следующие особенности:
в процессе отдыха:
стимулировать культурно-досуговую деятельность детей по интересам, обеспечивая эмоциональное благополучие и отдых;
формировать умение детей занимать себя игрой, созерцанием, наблюдением;
в процессе подвижных игр способствовать возникновению самостоятельной деятельности детей, направленной на восстановление физических сил и активности;
в процессе развлечения:
ежедневно организовывать развлекательные моменты (5-10 минут). Один-два раза в неделю (по 20-25 минут) показывать театрализованные представления, организовывать просмотр, прослушивание телепередач, звукозаписей; привлекать детей к участию в концертах, организованных взрослыми;
проводить физкультурные досуги, развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения;
в ходе праздника:
приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники, праздники народного календаря; организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам;
в процессе самостоятельной художественной деятельности :
предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, созерцать, беседовать с друзьями, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры;
привлекать детей к рассказыванию коротких сказок, чтению потешек и стихов;
учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, занимательные сценки из жизни детей, используя игрушки и плоскостные фигурки;
поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Поощрять стремление самостоятельно рисовать, лепить, раскрашивать картинки в альбомах.
В организации культурно-досуговой деятельности в средней группе выделяются следующие особенности:
в процессе отдыха:
развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занимать себя интересной деятельностью : слушать музыку, мастерить, рисовать, музицировать и т. д. Формировать интерес к пешим прогулкам, спортивным развлечениям. Продолжать формировать потребность в интересном времяпрепровождении;
в ходе развлечения:
создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры. Вовлекать в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных композициях, концертах. Организовывать спортивные и игровые соревнования. В процессе организации и проведения развлечений заботиться о формировании потребности заниматься интересным и содержательным делом;
воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству;
в ходе подготовки и проведения праздников:
продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране. Воспитывать любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, праздникам народного календаря, осени и весне;
в процессе творчества:
привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству и желание посещать студии эстетического воспитания и развития в детском саду или в центрах творчества. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей ребенка.
Особенностями организации культурно-досуговой деятельности в старшей группе детского сада являются:
в процессе отдыха:
развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом; ставить цель и добиваться ее достижения, а после предпринятых усилий - отдохнуть;
приучать в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, читать книги, рисовать, лепить, конструировать, совершать прогулки, походы и т. д.).
в процессе развлечения:
формировать умение вступать в общение и выражать просьбу, обращение; использовать мимику, жесты; быть доброжелательным, отзывчивым; выслушивать партнера. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для использования свободного времени в социально значимых целях;
воспитывать умение видеть и различать красивое и безобразное [14]. Поощрять детскую любознательность и активность в познании окружающего мира, стремление участвовать в творческой деятельности, познавать новое;
в ходе праздников:
формировать представление о будничных и праздничных днях. Знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью; воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями взрослых, друзей; преподносить подарки и сувениры, сделанные своими руками. Приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздников, украшении помещений группы, музыкального зала, участка детского сада и т. д. ; отмечать международные, государственные, народные и бытовые праздники;
в процессе самообразования:
формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения. Создавать условия для развития индивидуальных способностей, содействовать появлению увлечений и интересов. Привлекать детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно-предметную среду. Учить получать знания посредством наблюдений, экспериментов, чтения, художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, прослушивания радио и т. д. Развивать интерес к коллекционированию, дидактическим играм;
в процессе творчества:
содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности;
продолжать развивать художественные способности в пении, рисовании, музицировании; учить самовыражаться в творчестве, находить новые решения в процессе рисования, лепки, конструирования, моделирования и сочинения мелодий, песен и танцев;
поддерживать увлечения детей и создавать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях [6].
Таким образом, организация культурно-организации досуговой деятельности детей в детском саду предполагает, что детский сад посещают дети различных возрастных групп, и культурно-досуговая деятельность для каждой категории детей должна быть организована по-своему.
Анализируя свою работу, я убедилась в том, что в процессе подготовки и проведения вечеров развлечений имеются большие возможности не только доставлять радость детям, но и использовать эти вечера как эффективное средство формирования у ребят эстетического отношения к действительности.
Для того чтобы быть примером для ребят, сотрудники детского сада должны совершенствовать свой художественный вкус, свое эстетическое отношение к действительности. Поэтому у нас в детском саду был организован “Клуб любителей искусства”. Он предусматривал цикл лекций по искусству, Лекции иллюстрировались показом репродукций, слайдов, видеопрезентаций. Эти лекции имели большой успех, их с удовольствие посещали не только воспитатели, но и технический персонал.
Таким образом,
Культурно-досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации - важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей духовных, нравственных и художественно-эстетических ценностей.
Библиография:
1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М. : Форум. 2012. – 144 с.
2. Бабаева Т. И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается // Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: Детство-пресс, 2008.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 2003.
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2010.
5. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт. -сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.
6. Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44.
7. Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007, стр. 35 – 39.
8. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 3-е изд. - М. : Айрис- пресс, 2008.
9. Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский - М. : «Прогресс», 2014. - 258 с.
10. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб. -метод. пособие / М. Б. Зацепина. - М. : Педагогическое общество России, 2014. - 144 с.
11. Кленов Н. В. Культурно-досуговая сфера УДОД / Н. В. Кленов // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 7. - С. 12-18.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
ССЫЛКААнкета для педагогов
Приложение 2.
ССЫЛКАПЛАН РАБОТЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приложение 3
ССЫЛКАпример организации культурно-досуговой деятельности в детском саду