Анюта Тырышкина
Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с моделью «Объект — имя признака — значение имени признака»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДОУ педагоги используют в образовательной деятельности разнообразные педагогические технологии. Одной из наиболее эффективных считаю методы ТРИЗ технологии.
У маленьких детей познание мира происходит через чувственное восприятие признаков объектов. Детьми усваиваются сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.
Публикация «Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с моделью „Объект — имя признака — значение имени признака“» размещена в разделах
Самой базовой и фундаментальной в ТРИЗ технологии является модель «Объект - имя признака - значение имени признака». Работа с данной моделью сводится к выяснению детьми признаков разных объектов окружающего мира (цвет, форма, размер, материал, звучание, ритм и т. д.).
Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети запоминают значок, обозначающий конкретный признак, и учатся использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.
Воспитанники младшей группы «Дружные ребята» с начала учебного года познакомились с восьмью признаками (цвет, форма, размер, части, влажность, материал, вкус, действия) через игровые упражнения по поиску значений какого – либо признака в ближайшем окружении с помощью анализаторов – «помощников умной головы». Запомнили схематическое обозначение данного имени признака (значок). От имени этого значка дети учатся задавать вопросы объекту. Например, в ходе реализации проекта «Такой разный транспорт», знакомясь с разными видами транспорта, задавали вопросы от имени значка – признака «размер» : «Самолет, какой ты по размеру?» и отвечали: «Самолет большой». Таким образом ребята самостоятельно задавали вопросы: из какого материала сделан самолет, какого он цвета, на что похож по форме, из каких частей состоит, какой по влажности (а если самолет попадет под дождь) и сами на них отвечали.
Таким образом взрослый не дает детям готовые знания, а создает условия по формированию у малышей способов познания и обучению применения этих способов в конкретной детской деятельности.
Работа по модели «Объект - имя признака - значение имени признака» способствует развитию у дошкольников всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое, внимания, памяти, мышления. Стимулирует развитие всех сторон речи, формирует воображение и любознательность, расширяет запас знаний и представлений о материальном (окружающем) мире.