Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Изотова Надежда Константиновна
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Актуальность темы: В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей и в работе с родителями. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Поэтому мы выделили цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Цель нашей работы: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи: Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых;• обычаями и традициями своей малой родины. Развивать экологическую культуру, гуманное отношение ко• всему живому через творческую деятельность. Воспитывать у ребенка любовь и уважение к своей семье,• родному краю, защитникам Отечества. Способствование активному вовлечению родителей в• совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Способствование активному вовлечению родителей в• совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. В решении поставленных задач мы руководствовались постановлением Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»», которая ориентированна на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программой по патриотическому воспитанию «Это русская сторонка, это Родина моя», разработанной старшим воспитателем детского сада Пономаревой О. А. и воспитателем Шестерной И. А. Программа прошла экспертизу В ИРОСО, программой воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. В своей работе мы показываем детям, что любовь к Родине начинается с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим в детском саду к Дню матери и женскому дню 8 марта. Дети с воспитателями делают подарки, открытки, приглашения на праздник, оформляют фото – стенды «Моя мама», «Где работает моя мама», выставки рисунков «Мамочка любимая моя». В детском саду уже стало традицией проводить выставки к Дню матери: «Золотые руки мамы». В процессе всей работы проводим образовательную деятельность, главной задачей которой является воспитание у детей патриотических чувств к ветеранам и воинам: «Оборона Севастополя» - рассматривание картины; «Бронзовый солдат» - рассказ воспитателя о памятниках воинам –освободителям, «Города - герои», «Дети и война»; знакомство с произведениями художественной литературы о войне; выставки рисунков. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым стать на защиту Родины. Поэтому, проводим с детьми праздники к 23 февраля, Дню Победы, на которые приглашаем Ветеранов войны и трудового фронта, воинов – афганцев, солдат срочной службы. Перед проведением праздников проводим акцию «Подарок солдату», в которой принимают участие дети, родители, педагоги детского сада, возлагаем цветы к обелиску воинам освободителям, проводим экскурсию в музей школы № 1 «Память». Воспитание любви к родному городу, месту, где ты родился и живешь, играет большую роль в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Экскурсии, в ходе которых знакомим детей с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим, знаменитыми людьми вызывают у детей положительные эмоции и чувства, а так же стремление и желание изобразить то, о чем узнал и увидел. Поэтому, такая работа продолжается и в образовательной деятельности – рисовании. Рисунки позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях и заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытаемся воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики, непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, все это способствует воспитанию любви к родному краю. Развивая умение у дошкольников проявлять интерес к народной культуре, истории педагоги с детьми посещают выставки народных мастеров, проходящих в городской библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи, меха, чешуи рыбы вызывают у ребят восторг. Дети узнают о многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни народностей Сахалина. В группах старшего дошкольного возраста созданы уголки «Моя Родина», где представлены фото – альбомы, игры экологической направленности, глобус, портрет президента, символика государства. В своей работе по воспитанию патриотизма у детей используем произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Через все игры красной чертой проходит нравственное, эстетическое воспитание детей. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, где он живет. Участвуя в театрализованных постановках дети очень ярко и эмоционально выражают доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является проектная деятельность детей и взрослых, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, сбор предметов, принадлежащих их прадедушкам и родным, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду. В 2012 – 2013 учебном году в детском саду работали проекты: «Детям о П. И. Чайковском», «Морские обитатели» и др. Большие потенциальные возможности патриотического воспитания заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии: в детском саду проводятся утренники, досуги: «Веснянка», «Масленица», «Пасха в гости пришла», «Покрова», «Рождество». Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образы. Народные песни, мелодии обладают художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Частушки, музыкальные загадки вызывают у детей интерес, желание исполнять их самостоятельно. Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и самые главные участники формирования личности ребенка. Родители всегда участвуют в праздниках, развлечениях, которые стали традиционными в ДОУ: «День защитника Отечества», «День Победы», в оформлении выставок, фото – выставок, выставок детского творчества:, «Солдат на посту», «Мой папа - военный». Педагоги детского сада проводят с родителями консультации: «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»; родители помогают в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций уголков в группах. Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд. Проводя диагностику знаний детей по патриотическому воспитанию мы видим, что наша работа не прошла напрасно: дети показывают хорошие знания. Выводы о позитивных результатах работы: Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию. Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду проводится систематически и постоянно. Ведь патриотизм – главная черта русского народа. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Публикации по теме:

Лэпбук по патриотическому воспитанию «Доблесть» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по патриотическому воспитанию «Доблесть» для детей старшего дошкольного возраста Данный лэпбук, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В лэпбуке собран материал по теме патриотического воспитания. Лэпбук.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Владимова Елена Станиславовна Опыт работы на тему : "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" «Любовь к родному краю,.

Педсовет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»Педсовет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» ПЕДСОВЕТ «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста». Подготовила: Старший воспитатель.

Презентация работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера. Но в постперестроечные.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с родным городом»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с родным городом» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Выполнила: воспитатель.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Место реализации: «Структурное подразделение.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Преданья старины глубокой мы не забудем никогда. Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста..

Проект по патриотическому воспитанию «Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного возраста». Выполнила: Воспитатель ДОУ №27 г. Азова Лихих А. А..

Развивающие игры по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА Развивающие игры по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Игра «Где находится памятник?» Цель.

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подготовил Зоричева Наталья Евгеньевна.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 11:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

18 февраля. День поделок из синельной проволоки на МААМ

Необычную «пушистую» проволоку теперь часто используют в творчестве. Поделки из нее получаются очень красочные, да и работать с ней не только интересно, но и легко. Эта «пушистая» проволока бывает разных...

План по самообразованию: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задачи : - способствовать формированию...
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в дидактических играх дошкольников . Манвелова Мария Степановна Для детей младшего-среднего возраста. Дидактическая игра: «Кто нас лечит?...
Фотоотчет «Международный день дарения книг» в первой младшей группе
ФОТООТЧЕТ " МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДАРЕНИЯ КНИГ " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: Привлечь родителей к участию в совместных мероприятиях и...