Татьяна Иванова
Опыт работы по профилактике ДДТТ «Безопасность детей — забота и ответственность взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность детей — забота и ответственность взрослых
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Золотой ключик»
с. Привольное
МКДОУ детского сада № 16
«Золотой ключик»
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
2011
Публикация «Опыт работы по профилактике ДДТТ „Безопасность детей — забота и ответственность взрослых“» размещена в разделах
Задача воспитания у детей культуры поведения на улице продиктовано самой жизнью. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего становится поведение детей. Они ещё не умеют в должной степени управлять своими поступками. У них ещё не выработалась способность предвидеть опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать этого должны помочь взрослые путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
Занятия по обучению детей навыкам безопасности дорожного движения входят в образовательную область «Безопасность». В своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге, улице мы руководствуемся задачами воспитания и обучения детей правил безопасности дорожного движения, которые рекомендует «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. А также используем программу Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», применяем «Программу и методическое обеспечение по воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте» автор Р. М. Литвинова, М. Б. Перетрухина.
Основной целью нашей работы является не столько обучение правилам безопасного движения, сколько воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте.
Изучив эти программы мы разработали план работы по воспитанию безопасного поведения детей на дорогах, улицах, в транспорте (приложение № 1).
Затем мы разработали тематический план по обучению детей правилам дорожного движения по всем возрастным группам с 2 до 7 лет. (приложение № 2). В плане мы обозначили количество занятий в месяц, на год по каждой возрастной группе, по каждой теме. Занятия проводились с периодичностью 1 раз в месяц, соответственно 9 занятий в год.
Следующим этапом работы была разработка перспективных планов работы по всем возрастным группам. (приложение № 3).
Мы используем интегрированные формы обучения в работе с детьми по воспитанию правил безопасного поведения на улице. И поэтому кроме основных организованных занятий по воспитанию у детей ПДД мы внесли дополнительные формы работы совместной деятельности во всех возрастных группах согласно задачам по воспитанию у детей ПДД. (приложение № 4).
Каждая пятница недели стала днём ПДД в детском саду. Воспитатели планируют в этот день различные сюжетно-ролевые игры с дорожной тематикой, подвижные, дидактические, настольные, словесные игры чтение и заучивание стихов о видах транспорта, о воспитании ПДД, отгадывание загадок, рисование транспорта. (приложение № 5).
Следующим шагом было оформление выставки методической литературы в методическом кабинете в помощь воспитателям «Изучаем правила дорожного движения», чтобы воспитатели могли правильно отобрать материал для работы с детьми (приложение № 6).
Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия, атрибуты, развивающая среда. Создавали мы её постепенно. Сначала на территории детского сада сделали разметку. Имеется дорога с двусторонним движением, поворотный круг, повороты, пешеходные переходы, стоянки автомобилей, соответствующие стационарные и переносные знаки, макет светофора. Всё это оборудование позволяет детям организовывать сюжетно-ролевые игры на прогулках (приложение № 7).
Затем мы изготовили макет перекрёстка, а также макет микрорайона, где находится наш детский сад с прилегающими улицами и дорогами. Для обыгрывания ситуаций на этих макетах мы приобрели разного рода автомобили: фургоны, автобусы, легковые автомобили и другие виды транспорта. (приложение № 8).
После этого мы занялись оформлением развивающей среды во всех возрастных группах. В каждой группе она соответствует психофизиологическим особенностям возраста детей (приложение № 9).
В каждой группе оборудовали уголок по ПДД. Он включает в себя макеты светофора, дорожные знаки, костюмы, нагрудники с изображением различного вида транспорта, жезлы регулировщика, альбомы с видами транспорта, папка с подборкой стихов, загадок, песен по ПДД, настольные, дидактические игры, а также иллюстрированные дорожные ситуации, которые предлагают детям сказочные герои (приложение № 10).
Был приобретён видео-диск «Азбука безопасности на дороге» из цикла «Уроки тётушки Совы», где интересно и доступно представлены правила поведения на дороге, улице, в транспорте.
В системе обучения дошкольников правилам дорожного движения мы ставим следующие задачи:
* усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
* формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
* развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
* повышать уровень знаний родителей по ПДД;
* повышать уровень компетентности педагогов по ОБЖД дошкольников.
Обучение детей правилам дорожного движения мы начинаем с первой младшей группы. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля. У детей формируется пространственная ориентировка, умение различать красный и зелёный цвета. Всё обучение детей проводится в игровой форме. Например, когда знакомим детей с цветными огоньками светофора проводим дидактическую игру «Красный, зелёный». Берём на прогулку куклу Катю, макет светофора и флажки красного, жёлтого и зелёного цвета.
- Ребята, с нами хочет поиграть кукла, она хочет вам что-то показать. Посмотрите, что у неё в руке?
- Флажки.
- Они разного цвета. Какого цвета этот флажок?
- Красного.
- А этот флажок?
- Жёлтого цвета.
- А какого цвета этот флажок?
- Зелёного цвета.
А ещё кукла хочет показать нам цветные огоньки, а зажигать она их будет в этих окошках. Какого цвета огонёк? Красного. И так по очереди. Затем давайте попросим куклу зажечь огонёк ещё раз в верхнем окошке. Какого цвета огонёк в верхнем окне? Красного цвета. Погас огонёк. А в нижнем окошке какого цвета загорится огонёк? Какого цвета огонёк в нижнем окошке горит? Зелёного цвета.
А сейчас мы поиграем с цветными огоньками. Вы все шофёры и я шофёр. Пойдёмте возьмем рули и будем ехать по дороге. Когда кукла Катя зажжёт зелёный огонёк, мы будем ехать, а когда зажжёт красный огонёк, мы остановимся. Нельзя ехать, когда горит красный огонёк.
Такая игра, но с разными игрушками, проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зелёный цвета светофора. Потом им объяснили, почему при зелёном свете светофора надо идти, а при красном стоять.
В этой группе знакомим детей с легковой машиной и сравнение её с грузовой, уточняя что есть у машины? Кузов, кабина, колёса. Чтобы дети запомнили и поняли отличие грузовой машины от легковой, ставим картину с изображением грузовой машины и спрашиваем : «Что перевозит грузовая машина?». Дети отвечают : «Машина перевозит грузы» Кто водит машину? Шофёр.
Затем убираем картину и ставим на стол игрушку – легковую машину, спрашиваем: «А это какая машина?» Легковая. А кого возит легковая машина? Она возит людей. Теперь когда дети поняли отличие легковой машины от грузовой, воспитатель предлагает одному ребёнку принести грузовую машину, а другому – легковую. Просит назвать части машин для Незнайки, который не знает их. Таким образом, воспитатель проверяет как дети запомнили и закрепили назначение машин грузовой и легковой. В первой младшей группе знакомим детей с автобусом. В гости к детям приезжает кукла на автобусе. Дети вместе с воспитателем рассматривают, что есть у автобуса: окна, двери, колёса. Кого возит автобус? Людей. Кто возит автобус? Шофёр-водитель. И затем, чтобы выяснить у детей как они запомнили автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, воспитатель спрашивает: «На чём к нам приехала в гости кукла? На автобусе. А на чём приехал зайчик? Зайчик приехал на легковой машине. А медведь на какой машине приехал? Медведь приехал на грузовой машине.
Таким образом, к концу первой младшей группы дети уже могут различать грузовую и легковую автомашину, автобус и стараются в игре действовать по сигналам светофора: на зелёный ехать, а на красный - останавливаться.
Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, продолжали работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учили их различать легковые, грузовые машины, закрепляли умение называть части автомобиля.
Дети на прогулках наблюдали за различными видами транспорта, рассматривали иллюстрации с изображением машин, называли их. Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляли у детей умение различать красный, зелёный и жёлтый цвета, учили ориентироваться в пространстве, знать понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево». В игровых ситуациях учим детей правильно входить в автобус и выходить из него.
Одно из занятий во второй младшей группе, на котором мы впервые знакомимся со светофором начинаем с беседы. На чём вы приехали в детский сад, ребята? Дети отвечают : «На автобусе», «На машине». А где ехал автобус? По дороге. А где вы шли с папой или мамой, выйдя из автобуса? По тротуару. Тут же рассказываем: «По дорогам движется много машин, люди переходят дороги. Помогают правильному движению на дорогах, чтобы не было аварий, светофоры. И тут раздаётся стук в дверь и заходит Светофор. Заходит здоровается с детьми. Воспитатель обращается к детям: «Как зовут нашего гостя?» Светофор. А сейчас мы его рассмотрим: «Светофор имеет три «глаза-фонарика», которые светятся разными огнями. Тот, что сверху, горит красным светом, фонарь под ним – жёлтым светом, а нижний – зелёным светом. Свои огни светофор зажигает попеременно: то один, то другой, то третий. Если загорится красный огонёк, останавливаются машины. Загорелся жёлтый, все приготовились и следят внимательно, за светофором и никто не двигается. А когда загорится зелёный огонёк разрешается движение».
Затем читаем стихотворение С. Михалкова «Светофор», меняя сигналы светофора:
Если свет зажжётся красный,
Значит, двигаться опасно.
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движения.
Свет зелё ный говорит:
Проезжайте – путь открыт.
Знания, приобретённые детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих группах.
Так, в средней группе дети должны знать, где могут ходить люди и где ездить машины. Почему? В этой группе продолжаем знакомство с назначением светофора. Они рассматривали макет-игрушку светофор. Во время прогулки ходили к ближайшему перекрёстку, наблюдали, как люди переходят дорогу по переходу «зебре».
В средней группе знакомим детей с односторонним и двухсторонним движением на дороге. Закрепляем этот вид движения на участке детского сада, где нанесена разметка. Дети берут машины и все едут в одну сторону. Воспитатель говорит детям которые наблюдают за движением машин, что это одностороннее движение. Затем воспитатель расставляет детей так, чтобы одна часть детей ехала в одном направлении, а другая часть – в другом. И опять же задаётся вопрос детям как едут машины в одном или в разных направлениях. Когда машины движутся в разных направлениях, то это движение называется двухсторонним.
В средней группе начинается знакомство со знаками: «пешеходный переход», «остановка автобуса».
Полученные знания закрепляли в дидактических играх и упражнениях, а также на занятиях, например, дети играли на физкультурном занятии в игру «Найди свой цвет» с использованием цветных флажков, светофоров с одним зажжённым цветовым сигналом.
В старшей группе закрепляем знания, полученные в предыдущих группах. Для этого мы используем разные формы работы : целевые прогулки, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы, просмотр видеодисков.
Много внимания уделяем ознакомлению с дорожными знаками. Некоторые ребята, родители которых имеют автомашины, довольно хорошо знали назначение тех или иных дорожных знаков и охотно помогали усвоить их другим детям. Начинали работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Затем знакомим с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещён». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также с указательными: «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пешеходный переход».
В старшей группе дети знакомятся с пересечением двух равнозначных дорог – перекрёстком. На перекрёстках водители, пассажиры и пешеходы должны быть особенно внимательны.
Детей старшей группы знакомят с видами транспорта: с грузовым и пассажирским.
Очень нравится детям игра «Назови, опиши этот знак и расскажи, о чём он говорит». Например, воспитатель показывает дорожный знак, ребёнок называет его и рассказывает о его значении «Остановка автобуса» - на красном квадрате белый кружок, а в середине круга буква «А». этот знак обозначает, что на площадке, где он установлен, нужно ждать автобус. Или «Место стоянки» - на синем квадрате большая буква «Р». Этот знак обозначает, что в этом месте, где установлен знак, можно ставить машину, здесь находятся стоянки машин. «Пешеходный переход» - на этом знаке пешеходная дорожка и идущий человек. Он указывает место, где можно перейти дорогу.
Большую радость, особенно у мальчиков вызывает знакомство со специальными машинами – «скорая помощь», «милиция», «пожарная машина».
В старшей группе знакомим детей с работой регулировщика. Объясняем для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какие движения он делает жезлом, чтобы разрешить движение или запретить его. Читали главы из книги Б. Житкова «Что я видел» и С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер».
Свои знания о правилах дорожного движения дети отражали в рисунках (приложение № 11).
Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофоры, регулировщика, дорожные знаки. Для закрепления знаний о правилах дорожного движения проводили викторины (приложение № 12).
В подготовительной группе проводится работа по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения, полученных ранее. Мы разъясняем дошкольникам, как важно не только знать, но и выполнять правила дорожного движения им, будущим школьникам. Потому что скоро они самостоятельно, без родителей должны будут ходить по улицам села в школу.
Подробнее останавливаемся на значениях знаков «автозаправочная станция», «пункт медицинской помощи», «круговое движение», «пункт технического обслуживания», «пункт питания», «телефон».
Дети этого возраста часто организовывают сюжетно-ролевые игры по дорожному движению «Регулировщик движения», «На перекрёстке», «Мы – водители», «Водители и пешеходы», «На остановке». Самые любимые роли в этих играх это роли милиционера, регулировщика, водителя.
Практика показывает, даже если ребёнок знает правила дорожного движения, он всё равно теряется в экстремальной ситуации, не может на практике применить свои знания. Поэтому в своей работе мы решили уделить внимание играм, помогающим отрабатывать «быстроту реакции». Это игры на развитие логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания, собранности, произвольности психических процессов, то есть всё то, что способствует быстрой ориентировке в пространстве улицы.
Отличительной особенностью детей старшего дошкольного возраста является наглядно-образное мышление, которое способствует осознанному восприятию действительности, предметов, их свойств. Этому способствуют игры на развитие логического мышления: «Нельзя - можно», «Найди ошибку», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Расставь правильно знаки», «Говорящие знаки», «Лабиринты» (приложение № 13).
Большую роль в ориентировке человека в окружающем мире играют звуки. Правильное определение, откуда идёт звук, помогает установить своё местонахождение в пространстве, направление движения машины. Так шум мотора говорит о приближении или удалении машины. Восприятие звука идёт от фиксации к различению и восприятию, а затем к осмыслению. На основе звукового восприятия и построены следующие игры, которые мы включаем в познавательные занятия по воспитанию ПДД: «Что звучит?», «Далеко-близко», «Автомобили», «Что гудит?» - цель которых – научить прислушиваться к звукам, вызывать внимание и интерес к ним, показать, что звуки могут о чём-то сообщать, предупреждать, звучать близко и далеко.
Зрительное восприятие старшими дошкольниками предметов улучшается главным образом за счёт знаний и приобретаемого опыта. Далёкий предмет, например, машина пятилетнему ребёнку кажется маленьким, но он уже знает, что далёкие предметы только кажутся уменьшенными. Развитию зрительного восприятия, ускорению процесса понимания, логическому анализу зависимости величине предмета от его удалённости, умению быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, формированию произвольности внимания собранности способствуют следующие игры: «Самолёты», «Гараж», «Автомобили», «Поезд», «Цветные автомобили», «Чего не стало?» для детей младшего возраста. А также «Куда едут машины?», «Водители», «Какой светофор правильный?», «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди пару» - для детей старшего возраста.
Благодаря использованию подобных игр, дети получают представление о знаках и правилах дорожного движения, а правила, как известно, надо выполнять.
Таким образом осуществляется переход от восприятия к осмыслению и действию. Исследованиями установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Для лучшего усвоения правил поведения мы составили план схему двора детского сада, где указали расположение знаков. А с детьми подготовительной группы ходили на экскурсию в школу и показывали детям особо опасные участки, одно из таких мест – это близкое расположение дороги к зданию школы (Приложение № 14, № 15).
Обучение детей ПДД с помощью развивающих игр проходит всегда в увлекательной интересной форме. Детям нравится когда к детям в гости приходит Незнайка, Буратино, Баба Яга. Работа в такой форме помогает детям лучше осознавать необходимость чёткого выполнения правил дорожного движения, тренирует быстроту реакции в экстремальной ситуации и способствует концентрации внимания.
Дети с интересом решают логические задачи, которые могут произойти с ними, если они не будут соблюдать правила дорожного движения. Например: «Петя и Коля бегут по тротуару, навстречу им идёт женщина с сумкой. Ребята не заметили женщину, столкнулись с ней, женщина выронила сумку. Петя с Колей подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что сделали правильно? Что должны были сделать ещё?».
Или «Костя с младшим братом Ромой шли в детский сад. Надо было переходить дорогу. Костя посмотрел на светофор, горел красный огонёк, он решил подождать. Рома махнул рукой и побежал, на дороге было скользко. Рома поскользнулся и упал. Водитель с трудом остановил машину. Рома остался жив. Он сильно ушиб ногу и испугался. Этот случай научил Рому соблюдать правила дорожного движения: переходить улицу только на зелёный свет светофора». Затем воспитатель задаёт вопросы по этой ситуации. Что случилось с Ромой? Дети размышляют и приходят к выводу, что мальчик упал на дороге, на проезжей части, ушиб сильно ногу, очень испугался и чуть не попал под машину. Тогда воспитатель задаё т другой вопрос: почему это случилось? И тут выясняется самое главное – Рома нарушил правило, перебегал дорогу на красный свет светофора. Такие логические задачки заставляют детей думать, применять свои знания о дорожной ситуации.
Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения нам помогают родители. В марте были проведены групповые родительские собрания, посвящённые обучению детей правилам дорожного движения. Было проведено анкетирование среди родителей. В анкете (приложение № 16) были вопросы «Рассказывают ли Вам дети о том, что они узнали о правилах безопасного движения в детском саду?». В ответах было сказано, что дети разговаривают с родителями на тему правил дорожного движения, делятся с ними тем новым, что они узнали в детском саду. На вопрос «Какую бы помощь от педагогов детского сада Вы хотели бы получить по разделу воспитания правил дорожного движения?» 75% родителей высказали предложение продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, улице, в транспорте.
Интересно прошло родительское собрание по ПДД в подготовительной группе в форме семейной викторины. (приложение № 17).
Дети подготовительной группы вместе с родителями посетили школу с целью отработки маршрута «Мой путь в школу».
В детском саду действует информационный стенд для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». Информация меняется систематически 1 раз в квартал и включает в себя различные памятки для родителей о соблюдении правил дорожного движения «Дорога и дети», о том как нужно правильно перевозить ребёнка на велосипеде «Такая важная безопасность», как правильно двигаться по дороге, о необходимых мерах по соблюдению безопасности во время езды на роликах, из истории автомобиля «Это интересно», о тех играх через которые можно знакомить детей ПДД «Поиграйте с детьми».
Рядом со стендом для родителей расположен информационный стенд для детей «Азбука дорожной безопасности». На этом стенде можно провести беседу любому родителю и разобрать те дорожные ситуации, которые произошли со сказочными героями, героями мультфильмов.
Проводим консультации для родителей на которых знакомим их с содержанием работы по обучению дошкольников ПДД по каждой возрастной группе. Размещаем папки-передвижки с практическим материалом для родителей (приложение № 18).
Работу по воспитанию у детей ПДД нужно проводить систематически и регулярно, только тогда будет виден результат работы. (приложение № 19, №20).
Что можно сказать о результатах нашей работы. Не было ни одного дорожно-транспортного происшествия причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками.
На будущее хотелось бы иметь современные макеты светофоров, а не сделанные из подручных материалов сотрудниками и родителями, а также фабричные наборы дорожных знаков, чтобы дети чувствовали правдоподобность увиденного и происходящего вокруг и были бы более адаптированы к нашей «дорожной реальности».