Приложение МААМ

Опыт работы «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Копнина Екатерина
Опыт работы «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Когда мне пришлось выбирать тему по самообразованию, мой выбор не заставил себя ждать, меня привлекла тема Сюжетно-ролевая игра. Т. к. игра- это ведущий вид деятельности дошкольников, она полностью пронизывает все «пространство» ребенка.

Публикация «Опыт работы „Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

Как отмечал Сухомлинский Василий Александрович- «Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Направление, в котором я начала свою работу, это формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

Этому поспособствовали мои наблюдения за детьми. :

Списочная численность группы 19 человек.

- 4 ребенка оказались застенчивыми в силу своего характера.

- 3 детям сложно обратиться за помощью к взрослому.

- некоторые ребята отмечаются повышенной конфликтность в общении друг с другом и испытывают трудности в усвоении нравственных норм.

- некоторым детям трудно уступать или договариваться.

- так же дети предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из современных телевизионных сериалов или компьютерных игр (черепашки нинзя, майнкрафт, феи, зомби и т. д.)

- в качестве атрибутов для игр используют предметы заместители оружия и мобильные телефоны.

- у 6 детей недостаточно развита речь.

Так же я провела анкетирование для родителей, провела личные беседы. Поступали вопросы от родителей за консультацией по выше перечисленным проблемам, что подтвердило мои наблюдения.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее важным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В этой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Для ее реализации определила задачи:

- учить детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия;

- учить детей анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать;

- обучать детей позитивным приёмам общения;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

На первом этапе своей работы изучила :

задачи, методические и практические подходы к сюжетно-ролевой игре по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы;

опыт работы коллег в периодической печати, в сети интернет.

Создала игровой центр:

В начале моей работы в младшей группе - сюжетные игры были расположены, открыто в игровой среде;

Перейдя в среднюю группу - сюжетные игры расположила в коробках, для того, чтобы развивать у детей умение самим планировать свою деятельность.

Подобрала:

- предметы заместители,

- литературу по теме.

Преступила к:

- обновлению перспективного плана сюжетных игр на год.

- обновлению и дополнению картотеки игр.

Как показала практика, игра будет насыщенно яркой, продолжительной, если спланировать работу по всем четырем компонентам, предложенных комплексным методом руководства игрой, разработанный группой авторов под руководством Светланы Леонидовны Новоселовой:

1. Обогащение опыта, ознакомление с окружающим в активной деятельности (для переноса знаний в игру).

2. Обучение детей способам игрового воспроизведения действительности.

3. Организация предметно-игровой среды.

4. Активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.

На месяц планирую одну сюжетно - ролевую игру.

На начальном этапе разучивания игры старюсь расширить представления детей об окружающем мире. Использую методы и приемы: беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, целевые прогулки, экскурсии, встреча с интересными людьми.

Работа на этом этапе проводится со всей группой.

Для расширения представлений детей использовала:

- беседу

- чтение произведений художественной литературы.

- просмотр мультфильмов.

После расширения представлений об окружающем мире работаем над изменением предметно - игровой среды, вместе с детьми и родителями изготавливаем ролевые атрибуты; необходимое игровое оборудование; игрушки – самоделки с участием детей, игрушки заместители.

Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Работа с детьми на данном этапе проводится подгруппами и индивидуально с учетом детских интересов.

Далее работаю над обогащением и передачей игрового опыта, применяю в работе : сюжетно - дидактические игры, (сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней принимает участие воспитатель, он учит играть, подвижные игры с сюжетным содержанием, игры имитационного характера, игры – инсценировки, коллективные и индивидуальные игры воспитателя с детьми.

В совместных играх с детьми на этом этапе решаютя задачи социально-коммуникативного развития : формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми, обучение детей позитивным приёмам общения.

Это способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, они учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события).

Иногда сюжетно - дидактическая игра предполагает включение игр

с куклами, например: «День рождения куклы», «Приход гостей», «Столовая»,

«Кафе»- эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показываю пример приветливой встречи гостей, посетителей, умения их угостить.

В процессе своей работы уделяю большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу.

Когда дети уже самостоятельно играют в сюжетную игру, для поддержания интереса ребят к игре, использую: проблемные ситуации, поощрения, вопросы, подсказки, советы.

Например, в игре «Автобус» предложила проблемную ситуацию «В автобус пытается зайти пожилая женщина с тяжелой сумкой».

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем.

На заключительном этапе прорабатываю задачи по социально- коммуникативному развитию: упражнять детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия; упражнять детей в умении анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Постоянно ведется работа с родителями :

Оформляются консультации

Проводятся беседы

Организовываются выставки

Перспективы работы :

-продолжить обновлять старую картотеку сюжетно-ролевых игр.

- создать условия для организации сюжетно-отобразительных игр

- оформить альбом совместно с родителями «Игры нашего детства»,

-включить родителей в совместную проектную деятельность по теме.

Для проведения анализа сформированности коммуникативной компетенции у детей дополнительно я провела пару диагностических методик:

1. Наблюдение за деятельностью детей во время сюжетно-ролевых игр;

2. Методика «Два домика» (Ц. Д. Марцинковская);

3. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур);

Анализ данных полученных в результате проведенного исследования

дал возможность выявить некоторые нюансы и скорректировать следующий этапы нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.

Так же в начале учебного года был проведен мониторинг по образовательным областям и уровень овладения навыками и умениями по образовательной области «Социализация» в 100% детей на среднем уровне. В результате проведения промежуточного мониторинга, можно отметить, что этот уровень повысился у 30% детей до уровня развития выше среднего. Это говорит о положительной динамике развития социально-коммуникативных способностей.

Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать через формирование и развитие коммуникативной компетенции.

Свое выступление хочу закончить словами специалиста в обл. дошкольного образования; канд. педагогических наук Деборы Владимировны Менджерицкой

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 20 марта 2020 в 13:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»» (включая файлы) размещена пользователем Копнина Екатерина (УИ 2036906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД