Лучший педагог года

Опыт работы «Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста»

ИРИНА ОРЛОВА
Опыт работы «Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:

«Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель: Орлова Ирина Борисовна

Актуальность.

Публикация «Опыт работы „Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития дошкольников.

Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые музыкальные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразие инструментов позволяет приобщать к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Я поняла, что играя на детских шумовых инструментах – у детей:

• развивается музыкальный слух, ритм, музыкальная память,

• формируются навыки общения, готовность и умение действовать в коллективе,

• развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Для многих детей игра на музыкально-шумовых инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Поэтому я считаю, что эта тема очень интересна и актуальна.

Цель моей работы в этом направлении - это активное приобщение детей к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию на музыкально-шумовых инструментах.

Мною были поставлены задачи:

1) создавать предпосылки для развития творческого мышления;

2) развивать слуховое внимание, эмоциональную сферу детей;

3) развивать восприятие на слух звуков, которые издают различные наполнители спрятанные в ёмкостях;

4) поощрять проявления творческой фантазии.

Участие в создании музыкально-шумовых инструментов и игра на них предполагает, что к концу учебного года:

дети смогут сами ориентироваться в разнообразных приёмах игры на инструментах, у них разовьётся слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении.

Овладеют элементарными навыками и способами игры на музыкально-шумовых инструментах, умением играть в ансамбле и импровизировать на них. Это будет способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не всегда, да и необходимости в этом нет. Есть хороший выход: можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять.

Самодельные музыкально-шумовые инструменты я изготовила из подручного, бросового материала, из которого можно извлекать звук. В ход пошло все, что есть под рукой, как у нас говорят, «что до помойки не донесли». Что всегда может оказаться под рукой? - жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой; одноразовые ложки, тарелки; линейки; связки ключей; «яйца» от киндерсюрпризов; мешочек с орехами; различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.); деревянные кубики, брусочки, палочки; пробки от бутылок, пустые баночки из-под йогурта.

В процесс создания вовлекала и детей. Наблюдая процесс изготовления игрушек-самоделок ребенок начинает понимать, откуда берутся звуки.

Музыкальные инструменты своими руками – занятие полезное и увлекательное.

После накопления достаточного количества инструментов и изучения литературы по их использованию в работе с детьми, провела мастер – класс с воспитателями нашего детского сада.

Педагоги включились в работу по изготовлению шумовых – музыкальных инструментов, привлекли и своих помощников – родителей. В результате получились богатые и насыщенные уголки, которые так необходимы для самостоятельной деятельности детей.

Как же можно использовать весь накопленный материал?

Игру на самодельных шумовых музыкальных инструментах использую в самых различных видах детской деятельности:

• НОД по музыкальному воспитанию,

• театральная деятельность,

• выступления на праздниках.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые [/b]задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

игра под фонограмму,

подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;

импровизация звуковых картин на заданную тему;

звуковая иллюстрация стихов;

сказки-шумелки.

Самый распространенный детский шумовой инструмент – шумелки-погремушки. Они изготовлены из контейнеров от детского «киндера» и одноразовых ложек. Наполнителем служат различная крупа, бусинки, пуговки. Начинаю активно применять уже с яслей.

Дети с восторгом используют их для озвучивания музыкальных пьес, развивают слуховое внимание, сравнивая звучание двух контейнеров «киндеров». Впервые знакомятся с динамикой звука (громко - тихо гремим погремушкой). Для старшего возраста задача усложняется: предлагаю прослушать звучание детских контейнеров «киндеров» и найти пары, звучащие одинаково.

Еще один вариант шумелок-погремушек – «Музыкальные яички».

Музыкальные яички лежат до поры до времени в гнездышке, а при необходимости можно взять и прогреметь. Использовала неоднократно как сюрпризный момент у малышей. С помощью яичек озвучиваем русские народные мелодии.

Семейство Гремелкиных. Сделаны они из пустых йогуртовых бутылочек - «снеговички» с разными шапочками. На изготовление этой веселой семейки ушло буквально час-полтора. Дольше собирала подходящий материал. Придала бутылочкам характерные отличительные черты разные по цвету шапочки. Наполнителем служит бисер разного размера, горох, фасоль.

К семейству «Гремелкиных» относятся и барабаны, выполненные из пустых жестяных, пластмассовых банок. Варианты игровых упражнений, которые я использую на музыкальных занятиях - «Повтори ритм», «Аты-баты», «Громко-тихо».

Трещотка из обычных школьных деревянных линеек. Под звук «трещетки» исполняем частушки, распевки, импровизируем звуки природы (треск деревьев, стрёкот птиц.

…. и дискофон, с возможностями всё той же трещотки, но звук получается другой.

Отличный «инструмент» по типу шейкера изготовлен из баночек из-под чипсов и из-под сыра с использованием для декорации самоклейку и наполнитель –

горох.

А если к нему присоединить «кастаньеты», сделанные из полоски картона и скорлупы грецких орехов, то можно отлично пошуметь «кастаньетами по-грецки»! Вместо грецких орехов можно использовать металлические пробки от бутылок, то получится хороший инструмент для подражания цоконью копыт.

Бубен из полипропиленовых баночек, пяльцев и рыболовных бубенцов.

С помощью его звучания мы создаём музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами и т. д. Игра на этом «инструменте» отлично развивает чувство ритма, творчество, моторику.

Обычные одноразовые цветные тарелочки я использую как «хрустелки», при исполнении различных танцев: с ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т. д. Можно очень весело «похрустеть» при озвучивании сказок-шумелок.

Еще один "инструмент" изготовила из деревянных палочек и называется «палочки-стучалочки». Для этого инструмента разработаны музыкальные упражнения, игры («Палочку о палочку весело стучим», «Повтори ритм», «Передай палочку по кругу»). Хорошо развивает ритм и память детей.

Не требует дополнительных затрат изготовление «Музыкального браслета» из резинок для волос и колокольчиков.

Нужно простопришить к резинкам колокольчики, купленные в магазине «Рыбачок» по очень низкой цене. Используем их переливистый звон в танцах.

Все эти и другие музыкально-шумовые инструменты хорошо звучат в оркестре, при исполнении русских народных мелодий.

Игра на самодельных шумовых инструментах под фонограмму.

Подбираю фонограмму любой детской песни или придумываю ритмический аккомпанемент, под который дети выстукивают «в такт» мелодию, используя ударно-шумовые инструменты (бубен, кастаньеты и др.).

Звуковая импровизация картин.

Предлагаю детям для игры выбрать понравившиеся шумовые инструменты и озвучить их, изобразив шум моря, дождя, ветра, вьюги, цоканья лошадей и т. д.

Пример: предлагается рассмотреть иллюстрацию картины «Черное море» Ивана Константиновича Айвазовского, обсудить характер этой картины, настроение, которое она создает и передать их с помощью выбранных шумовых инструментов.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. («Сказка про овечку», «Заяц в лесу», «Мышиная история»). Выбирая текст сказки, учитываю насколько он подходит детям по сложности и объему. Заранее определяю шумовое оформление для выбранного рассказа или сказки, смысловые акценты и паузы; делаю соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

«Трусливый заяц»

Инструменты для озвучивания: рогатка-шумелка, кастаньеты, «шуршунчики» из пакетов, колокольчик, большой барабан, металлофон

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)

Испугался заяц и бежать. (2)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит! (3)

Бросился заяц бежать. (2)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (4)

Побежал заяц из леса к речке. (2)

А на берегу речки лягушки сидели. (5)

Увидели они зайца и прыг в воду. (6)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (2)

Способы исполнения:

1 - шуршим «шуршунчиком» из пакетов

2 - быстро встряхиваем рогатку-шумелку ("заяц бежит")

3 - стучим кастаньетами

4 – играем в большой барабан

5 – встряхиваем рогаткой из орехов

6 – встряхиваем звенящую палочку

2 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц")

2. Наступила осень

1. Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов

Наступила осень (звучит бубен).

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).

Подул осенний ветер («шуршалки»,

Пригнал темные тучи (звуки барабана).

Закапал дождик (звучит баночка - колокольчик,

А потом все чаще и чаще (звучит трещотка,

Побежали ручьи по дорогам (дуем в баночку с водой через трубочку)

Холодно и сыро стало вокруг.

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки для консервирования,

Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки для консервирования,

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них (звучит панфлейта,

и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек)

Где-то далеко застучал дятел (звучат кастаньеты,

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик,

зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (звучит панфлейта).

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.

Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.

Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты (трещотки, ритмичные кубики)

Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты (румба)

А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты (погремушки)

Я съела хлеб и масло – деревянные (трещотки, ритмичные кубики) и металлические (румба)

Осталась колбаса- только шумовые (погремушки)

Съела и колбасу - шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже,

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии» Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Игра.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста В дошкольном детстве ребнку приходится разрешать вс более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования.

Опыт работы «Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников» Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы). Уникальным средством обеспечения сотрудничества,.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении.

Использование занимательного материала в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы) «Мышление начинается с удивления»-, любил повторять выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Необходимым условием развития современного общества.

Картотека ритмических игр с использованием шумовых инструментовКартотека ритмических игр с использованием шумовых инструментов «Строим дом». Педагог и ребёнок проговаривает слова, прохлопывая каждый слог в ладоши, или ударяя кулачками, друг о друга. Можно использовать.

Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме «Использование ИКТ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» В работе c дошкольниками применение мультимедиа.

Опыт работы по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» Речь является средством общения. Без неё человек не мог получать или передавать информацию. Без письменной речи не было бы возможности узнать,.

Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.

Познавательно-исследовательское музыкальное занятие в подготовительной группе «Изготовление шумовых инструментов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Бэлиг» Познавательно – исследовательское музыкальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 мая 2019 в 19:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД