Елена Манаева
Опыт работы по теме: «Приобщение детей к культурным традициям и фольклору родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомя детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с русским фольклором.
Для этого мы с ребятами посещали уголок русской избы, имеющийся в детском саду. В группе оформили ширму и альбом по декоративно-прикладному искусству, подобрали картотеку народных сказок, игр, пословиц, поговорок.
Публикация «Опыт работы по теме: „Приобщение детей к культурным традициям и фольклору родного края“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Работая по этой теме в этом году, в подготовительной группе мы поставили перед собой задачу – приобщить детей к фольклору родного края. Общеизвестно, что формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.
традиции – это элементы социального и культурного наследия. передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Обращение к русским народным традициям, фольклору выступают как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. На опыте мы убедились в том, на сколько, полезны и интересны дошкольникам занятия по теме «Краеведение». Именно материал по народному искусству позволяет заложить эмоционально-нравственную основу отношения детей к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-пркладного искусства ближе к развитию детей этого возраста. Народное искусство дает возможность ясно представить истоки и своеобразие местной художественной культуры.
Именно по этому велась целенаправленная работа воспитателей и музыкального руководителя. Нам удалось осуществить тесные межпредметные связи. Мы занимались с детьми по разным разделам программы: познавательное развитие, коммуникация, изобразительная деятельность. А также в повседневной жизни уделяли этому направлению должное внимание. Для этого проводили предварительную и последующую работу с детьми, смысл которой состоял в подготовке их к восприятию материала, в закреплении знаний, полученных неа занятиях, экскурсиях, праздниках.
Предварительная работа включала в себя рассматривание различных иллюстрации, набора открыток с видами города, его герба, оформления планшетов. В многом помогали составить уголок родного города старинные фотографии, которые мы часто использовали своей работой. Открытки дают ценнейший исторический материал, позволяющий точно установить, и представить прежний облик строений, улиц города, местонахождение памятников культуры и природы.
Цикл занятий и бесед с детьми был посвящен народному быту. Так, например, ребята узнали о том, как одевались на Руси мужчины и женщины, отличия в одежде девушек и женщин. Какими были избы, их внутреннее убранство. Познакомили с праздниками, которые отмечали наши предки: Успение, Покров, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица. А также с играми крестьян Коломенского уезда («жмурки», «горелки», «горшки» и др., пословицами и поговорками.
В процессе ознакомления детей с природой родного края, они узнали о том, какие животные водились в коломенских лесах, рыба в реках, какие грибы и ягоды собирали наши предки. Так, например, груздь был самым почитаемым в Коломенском уезда и назывался «царским» грибом.
Тема Родины звучит интересно, поэтично и красиво во время знакомства с промыслами родного края. Так мы часть занятий посвятили знакомству с фарфоровым производством братьев Кудиновых.
В ходе всей этой работы дети узнали много нового об истории родного города, познакомились с достопримечательностями и памятниками архитектуры. при проведении викторины «Что ты знаешь о Коломенском Кремле?», каждому хотелось рассказать о Маринкиной башне, о Пятницких воротах, о Соборной площади и Успенском соборе, поделиться своими впечатлениями об увиденном и услышанном. по мере знакомства с фольклором родного края и расширении этих знаний, мы замечали, что у детей возрастал интерес к этой теме. Поэтому организовали экскурсию в краеведческий музей.
Естественно, не могла эта глубокая работа проводиться без тесного взаимодействия с семьей. Родители Марины М., Вани Н., и Никиты Т. приносили ценную литературу о Коломне для чтения детям. Из бесед с детьми мы поняли, что некоторые сведения они получили от своих родителей.
Подводя итог работы, мы с удовольствием отмечаем, что дети узнали много о своем городе и полюбили его еще больше. У них появился интерес к истории родного края. Стремление отражать полученные знания в любом виде самостоятельной деятельности.
И хочется верить, что эти чувства любви и уважения к своей малой Родине, перерастут у них в более глубокое чувство любви к России.