МААМ-картинки

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно

Александра Шистерова
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно

Уважаемы коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности»

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно» размещена в разделах

В настоящее время в системе дошкольного образования успешно применяются новейшие разработки, технологии и методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Исходя из актуальности детского экспериментирования, я поставила цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Провела оценку индивидуального развития детей.

Разработала перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.

Организовала работу по созданию предметно – пространственной развивающей среды в группе. Активное участие приняли родители.

Согласно тематическому плану подобрала картотеку опытов, схем и игры по экспериментированию.

Свою работу я начала с экспериментов с водой. Соответственно возрасту, дети уже знали, что вода жидкая, поэтому льется из крана; что вода может быть теплой и холодной. Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; вода может превращаться в лед, лед может превращаться в воду.

Также, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия, дети подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух.

В ходе НОД «Волшебный магнит» дети выявили способность магнита притягивать металлические предметы через ткань, бумагу и в воде. А также узнали о связи между величиной магнита и силе его притяжения, о применении магнитов в жизни людей.

Дети познакомились с разновидностями мыла. В процессе экспериментальной деятельности сформировались знания о свойствах мыла: растворяется в воде; пенится, образуя множество пузырьков. И конечно, закрепили правила безопасности при работе с мылом.

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая, не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

В совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей, использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, способствующие формированию основ экологического воспитания и развитию речи : «Живое - неживое», «Домашние – дикие животные», «Птицы», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Мамы и малыши».

Организуя такие игры, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость и удовольствие.

Игры, пособия, модели, схемы, энциклопедии, используемые в ходе работы, доступны детям и находятся в их свободном пользовании, меняются и усложняются, в зависимости от возраста, темы и задач.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в развитии и воспитании ребенка. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.

Совместно с родителями мы создали фотоальбом детской экспериментально-исследовательской деятельности «Экспериментируем дома». Родители приняли активное участие в создании альбома, провели опыты и эксперименты со своими детьми в домашних условиях и представили фотоотчеты. А дети с удовольствием поделились полученными новыми знаниями и впечатлениями со сверстниками в группе.

Проведенная педагогическая диагностика, на конец прошлого учебного года показала, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

Дети научились наблюдать за растениями и животными, понимать их взаимосвязь. Проявляют любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, стремятся самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Анализируют, делают простейшие выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Высказывания детей стали более точными, разнообразными и интересными.

Увидев достижения в познавательном развитии своих воспитанников, я продолжила работу по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми и в этом году.

Рассказывать об экспериментах и открытиях наших воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментально-исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям и открытиям со временем не угас.

Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек» и «Почемучек», выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, занятия проводились 1 раз в неделю. Актуальность.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС Экологическое воспитание младших дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО «Растет то,.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательских проектов» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Мастер – класс на тему : «Развитие познавательной.

Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности 1сл. Мастер класс по теме самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально – исследовательской деятельности».

Развитие исследовательской активности дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Туяа» ГО «Поселок Агинское» Методические рекомендации п. Агинское.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности "Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности". В настоящее время от человека.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностейРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей В начале учебного года мной проводился мониторинг детей группы № 9. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал,.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие.

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно
Опубликовано: 4 марта 2018 в 16:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД