Александра Шистерова
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемы коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности»
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования успешно применяются новейшие разработки, технологии и методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Исходя из актуальности детского экспериментирования, я поставила цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Провела оценку индивидуального развития детей.
Разработала перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.
Организовала работу по созданию предметно – пространственной развивающей среды в группе. Активное участие приняли родители.
Согласно тематическому плану подобрала картотеку опытов, схем и игры по экспериментированию.
Свою работу я начала с экспериментов с водой. Соответственно возрасту, дети уже знали, что вода жидкая, поэтому льется из крана; что вода может быть теплой и холодной. Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; вода может превращаться в лед, лед может превращаться в воду.
Также, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия, дети подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух.
В ходе НОД «Волшебный магнит» дети выявили способность магнита притягивать металлические предметы через ткань, бумагу и в воде. А также узнали о связи между величиной магнита и силе его притяжения, о применении магнитов в жизни людей.
Дети познакомились с разновидностями мыла. В процессе экспериментальной деятельности сформировались знания о свойствах мыла: растворяется в воде; пенится, образуя множество пузырьков. И конечно, закрепили правила безопасности при работе с мылом.
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая, не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
В совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей, использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, способствующие формированию основ экологического воспитания и развитию речи : «Живое - неживое», «Домашние – дикие животные», «Птицы», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Мамы и малыши».
Организуя такие игры, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость и удовольствие.
Игры, пособия, модели, схемы, энциклопедии, используемые в ходе работы, доступны детям и находятся в их свободном пользовании, меняются и усложняются, в зависимости от возраста, темы и задач.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в развитии и воспитании ребенка. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.
Совместно с родителями мы создали фотоальбом детской экспериментально-исследовательской деятельности «Экспериментируем дома». Родители приняли активное участие в создании альбома, провели опыты и эксперименты со своими детьми в домашних условиях и представили фотоотчеты. А дети с удовольствием поделились полученными новыми знаниями и впечатлениями со сверстниками в группе.
Проведенная педагогическая диагностика, на конец прошлого учебного года показала, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.
Дети научились наблюдать за растениями и животными, понимать их взаимосвязь. Проявляют любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, стремятся самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Анализируют, делают простейшие выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Высказывания детей стали более точными, разнообразными и интересными.
Увидев достижения в познавательном развитии своих воспитанников, я продолжила работу по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми и в этом году.
Рассказывать об экспериментах и открытиях наших воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментально-исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям и открытиям со временем не угас.
Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек» и «Почемучек», выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными.