Светлана Серова
Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Публикация «Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.
Гипотеза. Целенаправленная систематическая педагогическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей посредством применения здоровьесберегающих технологий позволит воспитать физически активных, здоровых и крепких детей.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведённые результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Неоспоримо, что основная задача детского сада, а значит и моя, как педагога, подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки, поэтому возникла необходимость создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Данная проблема определила цели и задачи моей работы с детьми по формированию привычки к здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий.
Изучила и использовала в своей работе следующие информационные ресурсы:
- научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушина, направляющей педагога на формирование у ребёнка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя.
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;
- М. Д Маханева «Воспитание здорового ребенка»,
- В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка»,
- Н. В. Козлова «Я - Человек»,
Тема «Создание условий для укрепления здоровья детей, посредством использования здоровьесберегающих технологий» выбрана мной не случайно.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Как показывают результаты данные состояния здоровья детей моей группы : с первой группой здоровья – 12 чел., со второй группой здоровья – 9 чел. с третьей группой здоровья – 1 чел. Заболеваемость на одного ребенка за 2022-2023 уч. год составила 9 дней на одного ребенка Сохранение и укрепление здоровья детей превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс. Это показало анкетирование родителей: 50% родителей не знают что такое здоровьесберегающие технологии и как их применять, 40% считают, что их ребенок болеет не часто,37%, 25% родителей занимаются физкультурой, 35 % родителей гуляют с детьми по выходным Поэтому проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Так как для родителей это тоже главная задача, они с желанием идут с нами на контакт и во всем стараются помочь. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Поэтому выполняя цели и задачи выбранной мной темы стремлюсь к достижению следующих результатов: укрепление семейных связей, формирование единого воспитательного пространства семьи и детского сада, снижение детской заболеваемости.
Для детей :
сформированы навыки здорового образа жизни;
улучшение соматических показателей здоровья;
сформированы культурно-гигиенические навыки, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
снижение детской заболеваемости.
Для родителей:
повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья, в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья детей;
активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
повышен профессиональный уровень педагогов;
улучшено качество работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
педагоги применяют здоровьесберегающие технологии в практике своей работе.
Для социальных партнеров:
- проводятся информационно- просветительские мероприятия, направленные на привлечение специалистов медицинских учреждений;
- сотрудничество со специалистом отдела по делам молодежи администрации Солигаличского муниципального района для качественного выполнения норм ГТО;
- проведение совместных мероприятий с общественными организациями (ветеранская организация, детская студия искусства «Жизнь»)
2. Цели и задачи.
Основная цель моей работы – воспитание у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье с помощью применения комплекса здоровьесберегающих технологий.
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
- создать в группе условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;
- повысить свой профессиональный уровень через изучение передового опыта по оздоровлению детей и внедрение эффективных методик и технологий;
- формировать у детей потребности в здоровом образе жизни; обогащать их знания о здоровьесбережении в целом;
- организовать взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
3. Принципы
При практической реализации поставленных задач я основываюсь на следующих принципах:
принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Интегрированный принцип - который заключается в синтезе видов детской деятельности, всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве, внедрении интегрированных форм организации обучения на основе специфически детских видов деятельности, имеющих сложную структуру;
принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
принцип систематичности и последовательности расположения материала, постепенное усложнение от возраста к возрасту.
культурологический принцип, который проявляется в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру, к самому себе, в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности, в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми;
принцип игрового познания. Для ребёнка-дошкольника переживание какого-либо события, ситуации, образа происходит активнее всего в преобладающем на данный возрастной период виде деятельности - игре. В результате у ребёнка расширяется круг представлений и интересов.
Опираясь на принципы, строю свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность. В образовательной деятельности я иду от интересов, индивидуальных возможностей, способностей детей. Именно такой прием активизирует ребенка, способствует его самостоятельности и самовыражению. Для правильного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходима определённая система знаний и умений, которые получит ребёнок в процессе своей деятельности. Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
4. Развивающая среда
Для полноценного физического развития детей уделяю большое внимание созданию здоровьесберегающего пространства. Созданная развивающая предметно – пространственная среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни детей включает в себя :
- зона двигательной активности - физкультурный уголок «Здоровячок» - яркий, многофункциональный пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В физкультурном уголке «Здоровячок» имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, атрибуты к подвижным играм, дуги для подлезания, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование (грецкие орехи, шишки, кора, массажные рукавички). Многие пособия изготовлены родителями группы, совместно с детьми. В физкультурном уголке дети самостоятельно занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижениемвперед, ходьба по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с малым мячом, метание в цель и т. п. Пространство группы организовано таким образом, чтобы у детей появилась возможность для многовариативных спортивных игр.
- сохранению психического здоровья способствует уголок музицирования и театрализации «Арлекино». Задачами данного уголка являются: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости. Всю работу с детьми по охране психического здоровья я осуществляю путём использования игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, игр-тренингов на подавление отрицательных эмоций, применяю приёмы релаксации, организую минуты тишины, музыкальные паузы и переменки, психогимнастику. Так же использую и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, сказкотерапию и музыкотерапию.
В уголке здоровья также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т. д.
Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.
5. Технологии, методы, приемы.
В воспитательно-образовательный процесс активно внедряю следующие виды здоровьесберегающих технологий :
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья - это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.
К данным технологиям относятся :
- подвижные игры, физкультминутки и динамические паузы, физкультурные занятия, чтобы удовлетворить двигательную потребность детей и развивать физические качества.
- Дыхательная гимнастика- учим детей правильно дышать и развиваем дыхательный аппарат. С помощью звуков учим детей лечить простудные заболевания и снимать напряжение.
(Приложение № 1 «Дыхательная гимнастика»)
- Оздоровительный массаж и самомассаж, который делаем с помощью шишек, киндер-сюрпризов, грецких орехов, игрушек.
(Приложение № 2 «Точечный массаж»)
- Гимнастика для глаз, применяем зрительные ориентиры, чтобы снимать утомление глаз и поднимать настроение.
- Минутки шалости, минутки тишины, чтобы была возможность у детей выплеснуть свои накопившиеся эмоции.
–Психогимнастика, выполняем специальные упражнения на развитие и коррекции различных сторон психики ребенка.
- Релаксационные упражнения.
-Рижский метод закаливания дети получают огромное удовольствие от ходьбы по разным поверхностям и от своих необычных ощущений.
- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна. Она помогает поднять настроение детей и проснуться бодрым. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
(Приложение № 3 Гимнастика пробуждения «Забавные котята»)
- Различные виды утренней гимнастики на которых дети отправляются в мини- путешествия и заряжаются энергией сначала дня.
-Прогулки на свежем воздухе. Территорию участка родители и воспитатели обустроили так, чтобы детям было интересно, познавательно и прогулка проходила с большой пользой.
- Хождение босиком до и после сна, ходьба по дорожкам здоровья. Дорожки здоровья сделаны из различной фактуры это и пуговки, и крышечки, и карандаши и веревочки, и различные на ощупь материалы.
Также провожу закаливающие мероприятия, используя разнообразные формы и методы. гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой,
полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры;
хождение босиком летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой в зале.
Одной из самых действенных закаливающих процедур для детей нашей группы является прогулка.
Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Дети моей группы активны, жизнерадостны, с удовольствием занимаются физкультурой, очень любят ежедневную прогулку на свежем воздухе, активно занимаются закаливающими процедурами (обливание рук до локтя, босоногохождение, массаж сухой рукавичкой, хождение по мокрым и массажным дорожкам, полоскание горлышка кипяченой водой). Оздоровительные мероприятия, проводимые в группе, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т. е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. И это было бы невозможно без поддержки родителей воспитанников. Родители хорошо идут на контакт, выполняют советы педагога по проведению закаливающих процедур, по организации досуга детей на свежем воздухе, приобщают детей к здоровому образу жизни, катанию на лыжах и коньках.
Проводимая работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.
Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей. В начале и в конце года были проведена диагностика, которая показывает высокую динамику физического здоровья воспитанников после проделанной работы по оздоровлению детей. Дети стали реже болеть, стали принимать активное участие в подвижных играх и проявлять большой интерес к спорту. Заболеваемость в начале года составила 8 дней на одного ребенка в конце года 5 дней. Есть большая надежда, что мы вырастим здоровое поколение.
Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников в нашем детском саду.
Одной эффективной формой работы в ДОУ по укреплению здоровья детей является кружковая деятельность. Мои воспитанники посещают кружок: «Здоровячок» Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Цель работы кружка - укрепление здоровья детей, содействие их правильному физическому развитию, формирование мотивации к здоровому образу жизни.
(Приложение № 4 Программа кружка «Здоровячок») .
В ходе общения с детьми, бесед и тренингов возникла проблема: как не только грамотно донести, что такое ЗОЖ, но и заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни? Решением данной проблемы и стал детско-творческий проект. Мною был разработан и реализован проект «Здоровый малыш»
(Приложение № 5 Проект «Здоровый малыш»)
6. Взаимодействие с детьми.
В своей работе с детьми использую следующие здоровьесберегающие технологии :
Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения
Динамические паузы Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику и другие в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности, ежедневно Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Релаксация В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, пение птиц
Пальчиковая гимнастика Индивидуально либо с подгруппой детей, ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристой доске, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Физкультурные занятия 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Цветотерапия Как часть занятия в зависимости от поставленных задач Просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
Профилактика плоскостопия Реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Сказкотерапия Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста
Коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй
Музыкотерапия Может используется на любом режимном моменте, но дозированно. Коррекция психического, эмоционального состояния через прослушивание музыкальных произведений
7. Взаимодействие с педагогами
Делюсь накопленным опытом работы с коллегами. Провела открытый показ гимнастики пробуждения для педагогов ДОУ «Забавные котята».
Мною разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз. С опытом работы выступала на заседании опорного ДОУ на тему «Игры по здоровьесбережению» (Приложение № 6, выступала на семинаре для педагогов района по теме : «Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации», с сообщением по теме «Подготовка и проведение гимнастики с младшими дошкольниками и провела открытый показ гимнастики (Приложение № 7, провела открытый показ квест - игры «Путешествие в страну Здоровья» со старшими дошкольниками для педагогов района (Приложение № 8).
Размещаю свой опыт работы по здоровьюсбережению на международном портале МААМ, всероссийском портале Инфоурок, на сайте МКДОУ «Детский сад «Солнышко»,
8. Взаимодействие с родителями
Регулярно поддерживаю тесный контакт с семьями своих воспитанников. С целью пропаганды педагогического опыта и вовлечения родителей в образовательный процесс использую следующие формы работы:
- занятия-практикумы вместе с детьми и родителями,
- творческие проекты,
- тестирование, анкетирование,
- фотовыставки,
- выставки совместных творческих работ,
- педагогические консультации,
- беседы,
- совместные праздники, досуги и развлечения.
Веду большую работу по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Провожу:
- анкетирование родителей на тему: «Основы здоровьесбережения ребенка»
- родительские собрания на темы «Здоровый образ жизни» (Приложение № 9) «О здоровье -всерьез» (с приглашением медицинского работника);
- спортивные досуги «Здоровый образ жизни» в форме игры-соревнования между детьми и родителями (Приложение № 10), совместный праздник с папами к 23 февраля «А ну-ка, папы» (Приложение № 11);
- мастер-класс для родителей «Игровой массаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» (Приложение № 12);
- педагогические беседы «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Витамины круглый год», «Значение режима дня дошкольника», «О здоровье всерьёз»;
- организуем фотовыставки «Активный отдых моей семьи», «С физкультурой я дружу», «Как я провел лето», «Мы спортивная семья»;
- выпуск стенгазет «Мое здоровье»;
- выпуск памяток «Закаливание в домашних условиях».
В результате проведенной работы у родителей повысился интерес к вопросам здорового образа жизни. Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и проведению закаливающих процедур в домашних условиях, изъявлять желание услышать рекомендации специалистов (медсестры, врача-педиатра) по укреплению здоровья детей. В процессе проводимой мной работы, многие мамы осознали необходимость в прививке от гриппа для своего ребёнка. Был высокий процент привитых детей моей группы от гриппа - 65% и в результате - не было карантина в группе в осеннее - зимний период.
9. Практические результаты и перспектива.
Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.
Это очевидно по следующим показателям:
• по количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни. В начале года было 8 дней пропуска по болезни на одного ребенка, в конце года - 5 дней;
• по инфекционным заболеваниям. В период заболевания гриппом и ОРВИ группа не закрывалась на карантин;
• Уменьшилось количество часто болеющих детей.
Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.