Лучший педагог года

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей»

Надежда Вьюгина
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей»

Опыт работы по теме : «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей»

Общение для человека – важная часть жизни. Оно строится как игра, по определенным правилам. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте общение предполагает развитие речи, эмоций, которые выражаются мимикой, жестами, движениями. Для таких проявлений актуальными являются игры, побуждающие к установлению речевых контактов со сверстниками, развивающие коммуникативные навыки, и игры, где нужны согласованные действия, взаимопомощь, театрализованные игры.

Театр любят все! Это удивительное место, где мир сказок и чудес представляют нам артисты и знакомят зрителя с героями.

Театральная деятельность – это, пожалуй, самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Для ребенка игра – это способ знакомства с теми ролями, которые ему предстоит играть, став взрослым. Почти в каждой игре есть партнер, и возникает необходимость соблюдения правил партнерства, правил общения, коммуникации. Театральная игра всегда ставит ребенка в такие условия, и он, принимая на себя разные роли, учится общаться в разных ситуациях (жизненных, фантастических).

Дети моей группы вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками с трудом. Во время общения чувствуют себя смущенно.

Поэтому я для себя провела анализ развития коммуникативных навыков детей в театрализованной деятельности. Выяснилось, что у детей неустойчивые, ситуативные побуждения, знания представления отрывочные, не четкие, дети не проявляют доброжелательности друг к другу, не могут самостоятельно договориться, спланировать свою деятельность, не вступают в контакт со взрослыми, не используют средства выразительности.

Такое состояние детей моей группы побудило меня заняться решением данной проблемы. Для этого я обратилась к основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а точнее к театрализованным играм. Детям нужны активные игры, побуждающие к установлению контактов со сверстниками, развивающие их коммуникативные навыки, в которых нужны согласованные действия, взаимопомощь. Театрализованные игры учат детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, подражать положительным героям, учат взаимодействовать в различных ситуациях. Театрализованные игры воспитывают у детей такие качества личности как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать другим людям, чувство взаимопомощи. Детям нравиться быть актерами, артистами, они легко вживаются в роль своего персонажа.

Поэтому цель моей работы : : развитие социально-коммуникативных навыков у детей через театрализованную деятельность

Для развития детей в театрализованной деятельности я ставлю перед собой следующие задачи:

• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, развития творческой активности детей (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

• приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами культурных театров);

• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;

• способствовать развитию навыков общения, адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

• формировать у детей положительное отношение к окружающим, правильной самооценки.

Система работы состоит из создания предметно пространственной развивающей среды, взаимодействие со специалистами, взаимодействие с родителями и в конкретной работе с детьми по парциальной программе «Театр. Творчество. Дети» Сорокиной, Мелонович и др.

Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов. Вначале, я знакомлю детей со сказкой, коротким рассказом, а затем провожу по ним короткую беседу, поясняющую и выясняющую понимание содержания. Например, после чтения С. Маршака «Котята» Спрашиваю у детей :

«Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?», «По каким словам», «А потом что произошло»

Чем полнее и эмоциональнее воспринимают произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать сказку, потешку, стихотворение.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, я использую специальные упражнения: Например, читаю отрывок из сказки и спрашиваю: «Вы согласны, что эта песня принадлежит козе, а не волку из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Большую роль в осмыслении материала играет рассматривание иллюстраций в детских книгах, а так же видеофильмы по различным произведениям, посещение театров в детском саду (театр «Вера», «Бригантина», литературные вечера с детским поэтами (знакомство с поэтом Богдариным).

Особое внимание я уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках, участвующих в театральных постановках («Что с ним?», Почему он плачет?» и др.) После этого предлагаю одному ребёнку вместе со мной разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся при помощи речи, ее эмоциональному перевоплощению в героя персонажа.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроя;

- театрализованная деятельность (В равных формах, где каждый ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы:

Театральные этюды и упражнения; (примеры)

• Игры на превращения;

• Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

• Ритмопластика;

• Игры на развитие двигательных способностей;

• Ритмический этюд;

• Музыкально-пластические импровизации;

• Жесты;

• Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка).

• Упражнения на дыхание;

• Сочини сказку;

• Придумай диалог;

• Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;

• Скороговорки.

Поскольку ребенок играет сам, то использует все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику, жесты, движение

Для развития выразительных движений использую психогимнастику по Чистяковой М. И. (мимика, жесты, пантомимика). Этюды: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Стрекоза замёрзла» и т. д. Работа с пиктограммами. Также провожу работу над развитием движения, памяти, внимания.

В деятельность кружка включаю :

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- разыгрывание простых сказок инсценировок;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные).

Ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли – это способствует развитию уверенности в себе. Проигрывая роль в паре, ребенок развивает умение вести диалог с детьми, со взрослыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. В этом нам помогает логопед.

Для отработки речи детей с удовольствием играем в игры «Интонации», «Разные настроения», В которых надо по картинкам с разной интонацией произнести слова «возьми»», «принеси», «помоги» и др. злобно, приветливо, небрежно. Для такой работы привлекаю психолога.

Большой отрезок времени, посвящается в работе над выразительными движениями. Для этого использую подвижные игры: «Море волнуется…», «Сова», «Дедушка Мазай» и др. Передавать характерные движения героев помогает музыкальное сопровождение: дети изображают «Снежинки», «Медвежата выздоровели», «Листопад», и др. Работа музыкального руководителя.

Такая работа проходит в тесном взаимодействии с родителями. Для этого организуем:

1. наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

2. памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

3. посещение театра с родителями

4. Фотовыставки после выступлений и посещений театра ;

5. Совместное участие в постановках

6. день открытых дверей, дружеские встречи;

7. индивидуальные беседы;

8. помощь в изготовлении костюмов и декораций

Повторный анализ развития коммуникативных навыков через теарализованную деятельность показал что

• Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в разных видах деятельности;

• В общении со взрослыми могут быть инициаторами беседы, разговора;

• Дети знают много сказок, небольших инсценировок;

• Большинство детей с интересом участвует в драматизации и любят выступать (на праздниках)

Такие мини проекты в работе я использую по каждой теме комплексно –тематического плана и демонструю их в виде небольших этюдов, спектаклей на праздниках, для родителей, для детей других групп

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 14:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД