Светлана Соколова
Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Будь природе другом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это единственная книга,
Каждая страница, которой
полна глубокого содержания.
И. В. Гете. (слайд2)
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. (сайд 3)
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти ребенка. (слайд4)
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста „Будь природе другом!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать живое и растущее.
И, тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей обращал внимание на животный мир окружающий его, любовался красотой мира насекомых, птиц, их яркими красками. Больно было смотреть, как дети без надобности, неосознанно рвут цветы, ломают ветки деревьев, уничтожают насекомых. (слайд 5)
Увидев такое отношение детей к окружающей природе, я провела диагностику знаний детей по разделам экологии : «Живая и неживая природа». Благодаря диагностики, я увидела, что многие дети имеют «пробелы» в знаниях по разделам экологии. Не все дети знают разнообразие растительного и животного мира. Затрудняются ответить, как правильно ухаживать за растениями и животными и что необходимо для их существования.
Я поставила пред собой задачи -научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать желание участвовать в её создании. Повысить знания детей по разделам экологии.
Передо мной стал вопрос, с чего начать? (слайд 7)
Для начала решила создать условия для экологического воспитания, две природные зоны : внутреннюю и внешнюю. Для начала я организовала работу по созданию уголка природы в группе (слайд 8). Посадили разнообразные комнатные цветы (слайд 9, которые соответствуют возрастной группе детей. В живой уголок поселили аквариумных рыбок, речную черепаху. (слайд 10) Составила график дежурства по уходу за растениями и животными уголка, (слайд 11) оснастила трудовым инвентарём.
(слайд 12) Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с её обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения.
Оформила календарь природы, (слайд 13) который позволяет детям самостоятельно (слайд 14) отметить состояние погоды, а так же время года и соответствующий месяц. (слайд 15,16) В качестве наглядного материала в уголок поместила коллекции, макеты и муляжи животного и растительного мира. Они позволяют ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому. (слайд 17) В мини-лаборатории дети получают возможность применять полученные знания на практике, развивать самостоятельность, почувствовать вкус к исследовательской деятельности. (слайд 18, 19,20,21) Пополнила библиотеку дидактическими, настольно-печатными играми, демонстрационным материалом, обучающими пособиями.
Следующим моим шагом, было составление перспективного плана по экологическому образованию. (слайд 22)
В него входит:
- системное строение природы;
- понятие «живое» как основа экологического образования;
- единство живой и неживой природы;
- приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
- единство человека и природы как основы экологического сознания.
(слайд 23) Свои занятия провожу в доступной организованной для детей форме.
(слайд 24,25,26) Значительное место в ознакомлении дошкольников с окружающей средой отвожу совместной деятельности воспитателя и детей. К ней относится: наблюдение, целевые прогулки, трудовая деятельность, опыты и поисковая деятельность, работа с календарём природы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, беседы на экологическую тему и т. д.
Весьма важно вовлекать в экологическое воспитание, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней и взрослые, не умеющие и не желающие видеть экологических проблем. Поэтому очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
(слайд 27) В работе с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольника использую различные формы:
- родительские собрания;
- консультации, папки – передвижки;
- беседы;
- анкетирование;
- викторины.
(слайд 28) Родители принимают активное участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми. Такой вид деятельности способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
(слайд 29,30,31,32,33) Так же привлекла родителей к созданию внешней природной зоны на территории нашего участка. Начали свою работу с оформления цветника, затем искусственного водоема, на создание которого ушло немало сил. Оформили уголки бережного отношения к природе, которые помогают научить детей воспринимать красоту природы, прививать милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами - сформировать экологическую культуру личности. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей. Организация работы с родителями помогает полноценно и эффективно осуществлять поставленные мною задачи.
(слайд 34) Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась и проводится она не зря! Наблюдая за растениями и животными, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
(слайд 35)
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!