Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром, важным условием её эффективности считаю взаимосвязь детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу- воспитание доброго и отзывчивого человека.
В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными : во многих домах держат собак, кошек, рыб и др. Но зачастую у родителей нет возможности, или желания заводить домашнего питомца. Поэтому я систематически в разных формах предлагаю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи дидактических игр дома в помещении, на семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад, во время празднования дней рождений. Кроме того, я советую родителям не забывать во время игр, общения давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена информация по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное», «Птицы - наши друзья» и другие. Была создана папка-передвижка «Животные - наши друзья», «Поиграем вместе».
Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными, Часть 2» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Средняя группа
- Темочки
При реализации целей и задач, обозначенных в опыте работы, я обращаюсь к методическим источникам, в которых представлены дидактические игры, в том числе экологической направленности и в частности направленные на формирование представлений младших дошкольников о домашних и диких животных :
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. училищ / Под ред. П. Г. Саморукова. – М. : Просвещение, 1998.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду».
4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе»
5. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
6. Н. А. Карпухина «Ознакомление с окружающим. Конспекты занятий во 2 младшей группе».
Так же большой объем теоретической и практической информации нахожу в сети Интернет, например на сайтах:
1. https://dob.1september.ru
2. https://doshvozrast.ru
3. www.maam.ru
3.2. Актуальность педагогического опыта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) подчеркивается необходимость в познавательном развитии детей, которое предполагает развитие их интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. В младшем дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания и поэтому появляется необходимость знакомить детей с этими правилами поведения. А ведь эти правила очень просты: не мусорить, не рвать, не истреблять. Прежде всего, детей младшего дошкольного возраста нужно ознакомить с миром природы, той, которая его окружает, находится «близко» к дошкольнику, той, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. Живая природа – это то, что нас окружает. Особое место в ней отведено животным.
Всем известно, что дети дошкольного возраста любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания использую в своей работе, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по экологическому воспитанию дошкольников, формированию у них экологической культуры необходимо сформировать систему реализации дидактических игр в образовательном процессе. Играя с растениями и животными, младшие дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, они упражняются в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.
Считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. В процессе дидактической игры дети уже младшего дошкольного возраста усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для будущих совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А как уже отмечалось, ведущей в период дошкольного детства является игровая деятельность.
Дидактическая игра является одним из основных методов в обучении детей. Основная особенность дидактической игры определена в их названии: это игра обучающая. Она создается взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Сухомлинский В. А. писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. По его мнению, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение.
Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения об особенностях дидактических игр экологической направленности, методике их организации в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В нашем случае дети знакомятся с животными - дикими и домашними. Для младших дошкольников характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Поэтому надо начинать работу с малышами с уже знакомыми им предметами.
Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов: Тихеевой Е. И., Блехер Ф. И., Хачапуридзе Б. И., Сорокина А. И., Иваницкой Е. Ф., Удальцовой Е. И. и др. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
А. И. Буяновер проводил работу по развитию умственной активности у дошкольников с помощью дидактической игры. Основной целью работы является: найти средство воспитания у всех детей познавательных интересов и возбуждения интеллектуальной активности. Особенностью этого вида деятельности является сочетание учебного элемента с занимательным, игровым. Играя, ребёнок без большого напряжения выполняет ряд заданий, разрешение которых при других условиях было бы для него затруднительно. В том числе были организованы игры с экологическим содержанием. В них уточнялись знания о диких и домашних животных.
В сборнике П. Г. Саморуковой «Игры детей» представлено описание сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с рекомендациями их использования в работе с детьми. Автор также разработала различные игры, которые могут быть использованы в том числе, и для ознакомления с природой. В качестве примера таких игр можно назвать: «Путаница», «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Кто летает, бегает, прыгает», «Что за птица?», «В воде, в воздухе, на земле» и т. д. Но из этих работ особенно выделяется сборник А. В. Артемовой. В нём игры более приближены к решению задач экологического воспитания, так как позволяют детям понять зависимости, существующие в природе (игры по типу «пищевые цепочки», выразить своё эмоциональное отношение к природе.
В данных сборниках представлены игры природоведческого характера, направленные в основном на получение конкретных знаний, их систематизацию.
Но в последние годы этот вопрос получил ещё более широкое распространение в различных изданиях, публикациях, методических пособиях, где авторы представляют свои варианты использования игр в экологическом образовании дошкольников. О. Газина предлагает несколько различных вариантов экологических игр, направленных на решение задач по формированию экологических знаний и экологической культуры ребёнка. В игровой деятельности решение задач экологического воспитания у детей дошкольного возраста наиболее эффективно, это позволяет в первую очередь сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существенные связи и зависимости в ней, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Разработанные варианты игр позволяют: устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведение и повадки животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Примерами игр, разработанных О. Газиной могут служить следующие: «Угадай, какой ты зверь», «Назови меня», «Хищник- добыча», «Пищевые цепочки», «Снятие копий», «Заячья тропинка».
И. Токмакова в своей статье «Животворные ключи» предлагает использовать в работе с детьми дошкольного возраста экологические игры. Она отмечает, что в игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Её игры отличаются тем, что в экологическое игровое содержание вплетается народный фольклор, в основном, сказка. Она подчёркивает, что экологическая деятельность с дошкольниками должна носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения.
С. Н. Николаева в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью. Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается.
Почему именно подчеркивается важность дидактических игр? С их помощью решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новой ситуации. Дидактическая игра – форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания.
Продолжение следует.