Получи документы

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 2

Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 2

Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром, важным условием её эффективности считаю взаимосвязь детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу- воспитание доброго и отзывчивого человека.

В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными : во многих домах держат собак, кошек, рыб и др. Но зачастую у родителей нет возможности, или желания заводить домашнего питомца. Поэтому я систематически в разных формах предлагаю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи дидактических игр дома в помещении, на семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад, во время празднования дней рождений. Кроме того, я советую родителям не забывать во время игр, общения давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена информация по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное», «Птицы - наши друзья» и другие. Была создана папка-передвижка «Животные - наши друзья», «Поиграем вместе».

Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными, Часть 2» размещена в разделах

При реализации целей и задач, обозначенных в опыте работы, я обращаюсь к методическим источникам, в которых представлены дидактические игры, в том числе экологической направленности и в частности направленные на формирование представлений младших дошкольников о домашних и диких животных :

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. училищ / Под ред. П. Г. Саморукова. – М. : Просвещение, 1998.

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду».

4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе»

5. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

6. Н. А. Карпухина «Ознакомление с окружающим. Конспекты занятий во 2 младшей группе».

Так же большой объем теоретической и практической информации нахожу в сети Интернет, например на сайтах:

1. https://dob.1september.ru

2. https://doshvozrast.ru

3. www.maam.ru

3.2. Актуальность педагогического опыта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) подчеркивается необходимость в познавательном развитии детей, которое предполагает развитие их интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. В младшем дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания и поэтому появляется необходимость знакомить детей с этими правилами поведения. А ведь эти правила очень просты: не мусорить, не рвать, не истреблять. Прежде всего, детей младшего дошкольного возраста нужно ознакомить с миром природы, той, которая его окружает, находится «близко» к дошкольнику, той, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. Живая природа – это то, что нас окружает. Особое место в ней отведено животным.

Всем известно, что дети дошкольного возраста любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Обучающие игры природоведческого и экологического содержания использую в своей работе, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по экологическому воспитанию дошкольников, формированию у них экологической культуры необходимо сформировать систему реализации дидактических игр в образовательном процессе. Играя с растениями и животными, младшие дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, они упражняются в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.

Считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. В процессе дидактической игры дети уже младшего дошкольного возраста усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для будущих совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А как уже отмечалось, ведущей в период дошкольного детства является игровая деятельность.

Дидактическая игра является одним из основных методов в обучении детей. Основная особенность дидактической игры определена в их названии: это игра обучающая. Она создается взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Сухомлинский В. А. писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. По его мнению, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение.

Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения об особенностях дидактических игр экологической направленности, методике их организации в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В нашем случае дети знакомятся с животными - дикими и домашними. Для младших дошкольников характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Поэтому надо начинать работу с малышами с уже знакомыми им предметами.

Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов: Тихеевой Е. И., Блехер Ф. И., Хачапуридзе Б. И., Сорокина А. И., Иваницкой Е. Ф., Удальцовой Е. И. и др. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

А. И. Буяновер проводил работу по развитию умственной активности у дошкольников с помощью дидактической игры. Основной целью работы является: найти средство воспитания у всех детей познавательных интересов и возбуждения интеллектуальной активности. Особенностью этого вида деятельности является сочетание учебного элемента с занимательным, игровым. Играя, ребёнок без большого напряжения выполняет ряд заданий, разрешение которых при других условиях было бы для него затруднительно. В том числе были организованы игры с экологическим содержанием. В них уточнялись знания о диких и домашних животных.

В сборнике П. Г. Саморуковой «Игры детей» представлено описание сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с рекомендациями их использования в работе с детьми. Автор также разработала различные игры, которые могут быть использованы в том числе, и для ознакомления с природой. В качестве примера таких игр можно назвать: «Путаница», «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Кто летает, бегает, прыгает», «Что за птица?», «В воде, в воздухе, на земле» и т. д. Но из этих работ особенно выделяется сборник А. В. Артемовой. В нём игры более приближены к решению задач экологического воспитания, так как позволяют детям понять зависимости, существующие в природе (игры по типу «пищевые цепочки», выразить своё эмоциональное отношение к природе.

В данных сборниках представлены игры природоведческого характера, направленные в основном на получение конкретных знаний, их систематизацию.

Но в последние годы этот вопрос получил ещё более широкое распространение в различных изданиях, публикациях, методических пособиях, где авторы представляют свои варианты использования игр в экологическом образовании дошкольников. О. Газина предлагает несколько различных вариантов экологических игр, направленных на решение задач по формированию экологических знаний и экологической культуры ребёнка. В игровой деятельности решение задач экологического воспитания у детей дошкольного возраста наиболее эффективно, это позволяет в первую очередь сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существенные связи и зависимости в ней, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Разработанные варианты игр позволяют: устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведение и повадки животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Примерами игр, разработанных О. Газиной могут служить следующие: «Угадай, какой ты зверь», «Назови меня», «Хищник- добыча», «Пищевые цепочки», «Снятие копий», «Заячья тропинка».

И. Токмакова в своей статье «Животворные ключи» предлагает использовать в работе с детьми дошкольного возраста экологические игры. Она отмечает, что в игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Её игры отличаются тем, что в экологическое игровое содержание вплетается народный фольклор, в основном, сказка. Она подчёркивает, что экологическая деятельность с дошкольниками должна носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения.

С. Н. Николаева в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью. Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается.

Почему именно подчеркивается важность дидактических игр? С их помощью решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новой ситуации. Дидактическая игра – форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания.

Продолжение следует.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Инновационный опыт «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Цель иследования Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста. Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей, познать окружающий мир, его законы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 2
Опубликовано: 11 июля 2017 в 14:38
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД