Шабанова
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях«
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях„» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, логики, внимания и речи.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям как: отсутствие интереса к видам деятельности, сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе, неумение общаться со сверстниками. Систематическая работа по данной проблеме помогает овладевать навыкам письма, умение грамотно говорить, общаться, развиты все волевые качества, познавательные процессы.
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.
А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность. Развитие ручной умелости и мелкой моторики важна для личностного развития самого ребенка. Уровень ее развития - один из главных показателей готовности к обучению в школе и обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Новизна моей педагогической находки в том, что применяю нетрадиционные игры с дидактическим материалом по развитию мелкой моторики, который может успокоить и увлечь, заинтересовать ребенка игрой, достигая успехи в личностном развитии каждого ребенка.
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук, практических умений и навыков;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, памяти, речи.
-воспитывать усидчивость, целенаправленность, трудолюбие.
Использование приемов и упражнений
-само – массаж кистей рук;
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-выполнение движений с мелкими предметами-мозаика, конструктор; счетные палочки, фетровые диски, резиночки, пуговицы, прищепки и др.
-рисование -пальчиками, ватными палочками, губкой, штриховка, закрашивание;
-лабиринты, дорожки игровизоры;
-аппликация - штампы, отпечатками, салфетками;
-работа с бумагой - обрывание, складывание пополам, по диагонали, смятие, разглаживание;
-выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, цифр, узоров;
- шнуровка на различных предметах;
- сматывание шерстяной пряжи в клубки;
- застегивание пуговиц, молний, крючков;(бизиборд)
- нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску;
- нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн";
- игры с водой, с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами;
- выкладывание узоров из дисков, помпонов;
- физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
Виды деятельности
Игровая: пальчиковые игры и упражнения; массаж кистей рук и пальцев; игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; игры с верёвочкой, шнуровкой. Продуктивная: лепка, аппликация, рисование; раскрашивание, вырезание ножницами. Познавательно-исследовательская: конструирование из лего-конструктора; конструирование из бумаги; конструирование из природного и бросового материала; графические упражнения, штриховки; собирание конструкторов и мозаик.
Театральная деятельность: показ разных видов театра (пальчиковый, настольный, кукольный, на палочках).
Для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты, достаточно соблюдать основные принципы обучения:
1. Принцип обучения в игровой деятельности. Если занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.
2. Принцип наглядности. В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.
3. Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.
4. Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Принцип психологической комфортности - взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки, доверия, взаимопомощи.
6. Принцип вариативности – детям предоставляется возможность выбора материала, игрушек, партнеров совместной деятельности, общения.
Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями, важно создать в группе активную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
Создание развивающей среды. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе организовала центр «Веселые ладошки» куда вошли картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Штриховки», «Лабиринты», «Игровизоры», «Соедини картинку с числом» «Шнуровки», «Веселые прищепки», «Собери бусы», «Клубочки», «Пальчиковые шаги». «Бизиборт» Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Работу с детьми провожу в трех направлениях
1. Организованная образовательная деятельность (в разных видах деятельности). 2. Совместная деятельность с детьми осуществляемая в режимные моменты (игры до завтрака, между занятиями, во время их, на прогулке, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе).
3. Самостоятельная деятельность детей. Больше всего на прогулках. Детям нравятся игры с песком, камешками, веточками, Собирать, рисовать, строить. Одно из любимых занятий детей в вечернее время – перекладывание мелких предметов с помощью пинцетов, набирание воды в баночку с помощью пипетки, игры в резиночки, выкладывание узоров из мозаики, косточек, цветных фетровых дисков, шариков.
Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование. Работая с красками и мелками узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать сам карандаш, регулировать темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, материалы. В своей работе использую традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Предлагала детям порисовать пальчиками. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Кто пробежал по дорожке», «Наши ножки шагают по дорожке», «Ветка рябины»; рисование губкой- «Новогодняя елка», «Ежик», «Травка», «Цветы» и т. д.
Детей привлекает возможность работать с бумагой. Сгибать пополам, мять, расправлять ее, отрывать полоски для работы, наклеивать. При работе с бумагой, ножницами, клеем я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить практические навыки и умения. Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики.
Во время занятий аппликацией обучаю ребёнка пользоваться ножницами и клеем, обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона, сминание пальцами комочков из бумаги)
Интересны и эффективны такие занятия как лепка из пластилина (теста). Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных приемов (катать, сплющивать, разминать, отрывать, прищипывать, раскатывать, вдавливать) «Миска для киски», «Оладушки», «Баранки», «Зернышки для цыплят».
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
Пальчиковая гимнастика. Используя хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» выполняем с детьми простые манипуляции с пальчиками. При повторном выполнении игры, лучше запоминают текст. Демонстрирую собственную увлеченность игрой. Постепенно дети разучивают текст, соотносят слова с движениями, получая заряд эмоций. Игры с пальчиками развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
«Пальчиковые игры» Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Этот пальчик - дедушка,», «Мы делили апельсин…». Загибая поочередно пальчики ребенок видит в нем образ, изображает животных, насекомых.
«Пальчиковые упражнения» использую такие как «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо, нос»- учатся последовательно менять пальчики во время игры или сразу двумя руками.
«Пальчиковые дорожки» эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты, шаги пальчиками- с использованием пуговиц, с прокатыванием по дорожкам шарика или ореха, выкладыванием на них дисков, цветных помпонов по своему усмотрению. См. Прил №1 Взаимодействие с родителями Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса. Проведено родительское собрание «Развитие мелкой моторики у дошкольников», на котором ознакомились с содержанием и значением развития мелкой моторики детей. Была организована выставка дидактического пособия знакомящая с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей. В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики : различные памятки: «Ум на кончиках пальцев», «Развитие мелкой моторики», «Игры и задания для развития мелкой моторики». Родители являются активными участниками оформления развивающей предметно– пространственной среды группы: сбор материала к играм, участие в изготовлении карточек, игровизоров. Совместно с детьми родители принимали участие в конкурсе, «Пластилиновая фантазия».
Сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения
Тесное сотрудничество с педагогами по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. На музыкальных занятиях проводим пальчиковые игры с пением «Коза и козлята», «Котенька-коток», играем на различных музыкальных инструментах, учимся хлопать и отбивать руками и пальцами ритм под музыку, танцуем с различными предметами. На занятиях по физической культуре большое внимание уделяю развивающим тренажерам (мячи-массажеры, массажные коврики, палки, обручи, мячи,ленты) Они дают возможность не упустить столь ценное время для развития кисти пальцев детской руки. Для педагогов подготовила и провела мастер – класс, презентовала опыт работы.
Результативность опыта :
Организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук посредством игр через разные виды деятельности, через создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей. Упражнения приносят пользу : кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, точность, быстрота реакции. Дети становятся более усидчивыми, внимательными, общительными.
Рекомендации: Игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Это не только стимул для развития, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми и сверстниками. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, воображения, памяти, речи, формированию мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. «Учите – играя»
Список литературы
1. Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев. //Ребенок в детском саду, №2, 2006.-с. 45=48.
2. Казакова Р. Г. Развитие руки просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание, №6, 2006г,-с. 14-16.
3. Большакова С. В. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». - Издательство: Сфера, 2010
Приложение №1
Игры на развитие мелкой моторики рук
Игра : «Чудесные Резиночки»
Развивает слуховае внимание, мелкую моторику, речь, тактильные ощущения.
Оборудование: набор цветных резиночек.
Ребенок подбирает и надевает резинки на пальцы, в соответствии указанием Возьми красную резиночку и надень ее на большой палец. Ребенок слышит и выполняет действие. Другой вариант игры: работа по карточкам. Надевает такую резиночку, как на карточке. Тем самым запоминает цвет резиночки и название пальчика (большой, указательный, средний, безымянный, мезинец) Пальчики приобретают хорошую подвижность гибкость, исчезает скованность движений.
Игра : «Коврики» В этой игре ребята учатся навыкам пристегивать, отстегивать цветочек или листочек на пуговку. Развивая тактильные ощущения, осязания, мелкую моторику, цветоощущение, пространственного воображения; формирование художественно-творческой личности.
Оборудование: вязаная полянка с пуговицами и предметы для работы.
Игра «Смайлики» увлекательная и познавательная. Игра на развитие слухового внимания, координации движения рук, памяти, воображения, речи.
Оборудование: карточки со смайликами, карточка – образец.
Ребенок слушает задание и выполняет преобразование из шнурка со смайликом в заданную фигуру. В игре со смайликами дети научились выкладывать геометрические формы, называть их, выкладывать образы, предметы, работать самостоятельно получая удовольствие от результата. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Пальчиковые игры и упражнения
«Удивительный пинцет» (игры с захватыванием и перекладыванием мелких предметов с помощью пинцета)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка руки к рисованию и письму, выработка усидчивости, повышение концентрации зрительного внимания. Оборудование: пинцеты, миски (формы, ватные шарики, ватные диски, маленькие кусочки поролона, помпоны, деталей мозаики, пуговицы. Игру провожу в различных вариантах: захват и перекладывание мелких предметов; на скорость (для нескольких игроков); один из игроков перекладывает детали ложкой, а второй пинцетом, после подведения итогов игроки меняются орудиями.
«Веселые прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики, силы мышц руки. Оборудование: разноцветные прищепки шаблоны изображений. Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок. Для усложнения игры прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
«Разноцветные пуговицы»
Цель: развитие воображения, внимания, сенсорного восприятия, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук. Оборудование: разноцветные пуговицы, карточки-картинки. Ребенок выкладывает пуговицы на картинки.
«Собери бусы» (игры с нанизыванием мелких предметов)
Цель: развитие моторики кончиков пальцев рук при выполнении нанизывания мелких деталей на шнур (леску).
Оборудование: шнур (леска, различные бусины.
Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
«Волшебные палочки»
Цель: развитие ориентировки на плоскости, мышления, воображения, мелкой моторики, точности движений. Оборудование: счетные палочки, карточки-схемы. Игру провожу в различных вариантах: выкладывание счетных палочек по схематическому изображению; выкладывание палочек по памяти, без образца; выкладывание сюжета по собственному воображению.
«Веселые клубочки»
Цель: развитие умения наматывать клубочки из толстых ниток, подвижности пальцев, ловкости, координации движений обеих рук. Оборудование: разноцветные клубки ниток. (на киндере) Ребёнок наматывает клубочек ниток. Для усложнения игры провожу соревнования для 3-5 человек.
«Сухой бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев, развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов Оборудование: емкость, наполненная (фасоль, манка, песок) мелкими предметами (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам). Ребёнок на ощупь находит какой-либо «закопанный» предмет и называет
Игры с природным и бросовым материалом
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм.
Оборудование: набор листов с контурным изображением предметов, природный материал (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, семена растений, мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох и др., бросовый материал (мелкие пуговицы цветные скрепки, пуговицы, набор цветных бусин и др.) Игру провожу в различных вариантах: выкладывание дорожек; выкладывание по контуру; выкладывание рисунков, изображений по лексическим темам; выкладывание по собственному замыслу.
Приложение №2
Конспект открытого занятия во второй младшей группе:
Квест игра : «Путешествие к друзьям»
воспитатель: Шабанова В. А.
Методика ФЭМП
Квест игра «Путешествие к друзьям»
Программное содержание: Совершенствовать умение различать и называть количество предметов, используя слова «один», «много», «мало», «ни одного».
Закреплять умения называть фигуру круг, треугольник, квадрат. Называть основные цвета – красный, желтый, зеленый, синий.
Умение соотносить количество предметов с цифрой по игровизору. Проводить линии используя маркер.
Развивать внимание, память, мелкую моторику мышц пальчиков в работе со шнурками (карточки со смайликами)
Воспитывать интерес к математическим занятиям, доброжелательность, желание помогать игровому персонажу. Активно принимать участие в деятельности и играх.
Целевые ориентиры: Ребенок проявляет интерес к участию в совместных упражнениях и играх, участвует в разговорах во время игр, отвечает на вопросы воспитателя; активен при выполнении задания. Заинтересованно следит за игровой ситуацией.
Методы и приемы: Ф. – групповая, индивидуальная.
М. П. – объяснение, показ, пояснение, вопросы, ответы, видио муз. физ –минутка «Зайчишка» инд. помощь, похвала.
Предварительная работа : игры с игрушками, д/игра : «Составь картинку», «Кто больше соберет грибочков?», «Чей домик».
Индивидуальная работа. Привлекать к ответам Марата, Олесю, Рому –активность.
Материалы и оборудование. Игрушки: маленький ежик, белка, зайка, карточки со смайликами. Корзинка с грибочками, дид. игра : «Заплатки», карточки с цифрами 1,2,3. Д/игра : «Смайлики». Ноутбук. видио физ- минутка «Зайчишка».
Словарная работа. Один, много, ни одного. Геом. фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент
В - обращает внимание на гостей, дети здороваются.
Приглашает их, отправится в путешествие на лесную полянку.
В - А сейчас все дружно встали
Ножками потопали, ручками похлопали.
Соберем мы паровоз, чтоб на полянку нас повез.
Дети встают друг за другом и совершают круг на коврике.
Обращает внимание, кто их встречает на полянке? первый герой Ежик
Дети: Ежик с корзинкой грибов.
В- Ребята, Ежик приготовил для вас грибочки. уж больно хочется ему узнать как вы играете.
В-Сколько грибочков в корзинке? (много)
Я возьму один грибочек. У меня один грибочек.
В-Богдан, возьми и ты грибочек. Сколько ты грибочков взял? Ответ (один)
У тебя один грибочек. Повтори.
В- Возьмите каждый по одному? Дети берут грибочек из корзинки.
Сколько каждый из вас взял? ответ (по одному)
Сколько осталось в корзинке? ответ (ни одного)
Как сделать так, чтобы в корзине опять было много? (ответы детей)
Дети складывают грибочки в корзинку. Воспитатель уточняет, по сколько грибочков каждый ребенок положил в корзинку и сколько их стало.
В-Показывает карточки с цифрами 1-2-3.
Просит 2-3 детей по очереди, взять столько грибочков сколько показано на карточке.
Олеся – какая эта цифра? Ответ (один)
Возьми столько же грибочков. Сколько ты взяла? Ответ (один).
Повторяет задание с другими детьми. Уточняет. Поощряет.
Воспитатель с ребятами благодарят Ежика за грибочки и приглашают его еще приходить к ним в гости.
Ребята отправляются дальше по лесной полянке паровозиком. Напоминает правила поведения. Посмотрите по сторонам, и скажите, кто еще встречает нас на полянке?
Дети - Белочка (с конвертом, в котором лежат шаблоны сарафанчиков и геометрические фигуры) второй герой
В - что нам белочка приготовила, сейчас узнаем? Открывает конверт, дети рассматривают.
В-белочка просит помочь ей украсить для бельчат сарафанчики. Ей одной не справиться. Поможем?
Дети - да.
В - достает геом. фигуры, шаблоны сарафаны на каждого и раскладывает на столе.
Вопросы к детям: Какая это фигура? Ответы детей.
Какого цвета эта фигура? Ответы детей.
Какого цвета квадрат? Ответы детей.
Предлагает ребятам украсить сарафанчики для бельчат этими фигурами.
Проводится дидактическая игра «Подбери заплатки». Следит за ходом работы детей, помогает затрудняющимся. Просит ребят, чтоб помогли тем, кто не справляется. Белочка торопиться на праздник успеть, и хвалит ребят за помощь.
В- предлагает ребятам отправиться дальше по лесной полянке паровозиком, проговаривая чистоговорку: «Чу-чу-чу я далеко укачу»
Интересно, кто же еще нам встретится на пути?
Дети - Зайка (с мешочком, в котором лежат игровизоры и маркеры). Третий герой.
Зайка радуется встречи с ребятами и приглашает их попрыгать с ним под веселую музыку.
Музыкальная физ –минутка «Зайчишка». (дети выполняют соответствующие движения вместе с Зайкой под муз сопровождение)
В-достает игровизоры, маркеры и приглашает ребят за столы. Зайка интересуется что могут ребята делать в детском саду. И предлагает им выполнить вот такое задание….
Задание: «Соотнести цифру с числом предметов» Поясняет, что надо делать, следит за выполнением задания. Радуется, что ребята справляются с этим заданием. Какие вы умные, я тоже хочу ходить в дет сад. Ребята приглашают его приходить к ним почаще.
В- Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята встают паровозиком и двигаются по кругу.
А здесь нас ждет еще одно задание : «Смайлики» (открывает коробку с дидактическими карточками) Показывает их ребятам.
Поясняет и помогает ребятам преобразить образ смайлика. Показывая образец – карточку, предлагает сделать такую же фигуру из шнурка на смайлике.
Смайлик длинный – смайлик короткий.
Смайлик круглый – смайлик треугольный.
Дети по заданному образцу выкладывают пальчиками фигуру. Во время работы воспитатель следит за выполнением и помогает затрудняющимся.
Предлагает сделать такую же улыбку как у смайлика и подарить ее нашим гостям.
Итог: Где мы с вами побывали? Ответы (на лесной полянке)
Кто нам встретился? Ответы (ежик)
Что мы делали? Ответы (играли с грибочками)
Кто еще нам встретился? Ответы (белочка)
Чему научились? Ответы. (украшать сарафанчики)
Кого еще мы встретили? Ответы. (зайку, рисовали дорожки)
На чем мы путешествовали? Ответы (на паровозике)
Кого превращали в разные фигуры? Ответы (смайлика)
Понравилось вам эта игра? Ответы (да)
Спасибо нашим друзьям за интересные задания. Спасибо гостям. Мы рады вас видеть. Приходите еще.
Приложение№3
ФОТО с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Уголок ИЗО Бизиборт. Магнитная доска.
Уголок «Веселые ладошки» Кубики и цветные стаканчики.
Вкладыши Дорожки
Игра «Резиночки»
Рисование «Снеговика» «Пуговичная копилка»
Рисование «Снеговичка» Игра «Солнышко»
Аппликация «Снегири»
Рисование губкой «Елочка» Игровизоры
ФЭМП Лепка
Игровизоры Графические дорожки
Работа с ножницами
Игра «Смайлики»
Рисование «Отпечаток листка» Игры с мелкими предметами
«Цветные стаканчики»
«Логические дорожки» «Раскраски»