МААМ-картинки

Опыт работы «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Наталья Никишина
Опыт работы «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Опыт работы воспитателя Никишиной Натальи Александровны

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

А. М. Горький

Публикация «Опыт работы „Роль устного народного творчества в развитии речи детей“» размещена в разделах

Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее.

При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Работая с малышами, я замечала замечая интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, и я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.

Свою работу я начала с подбора литературы. Подобрала книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина о методике развития речи, а также журналы «Дошкольное воспитание» и другую литературу. При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

Доступность содержания детям младшего дошкольного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.

Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Свою работу проводила в основном в режимные моменты. Постепенно стала вводить потешки, загадки, песенки во вступительную часть игр – занятий. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. В начале, при ознакомлении с потешкамии, сказками, прибаутками использовала наглядность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как с любовью они относились к куклам. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки Забавушки», «В гости к солнышку-колоколнышку» и другие дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка. Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам, такими как: «Ладушки», «Загадки и стишки для самых маленьких», «Большая книга русских народных сказок для самых маленьких» и другие. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей : «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и другие, которые активно используем в непосредственно образовательной деятельности и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный, ободки животных для инсценирования сказок. Яркая разнообразная среда привлекает внимание детей, и они с удовольствием находят занятия по интересам. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми.

Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Провела консультацию для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей», анкетирование, из которого выяснилось, что не все родители знают виды устного народного творчества, не все в системе читают детям русские народные сказки, употребляют в общении с детьми потешки, поют колыбельные песни, загадывают загадки.

В индивидуальных беседах с родителями рассказывали им о значении эмоционального общения с ребёнком; провели родительское собрание на тему: «Роль загадки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»; организовали для родителей выставку «Книга напрокат», в которую выставляем книги с потешками, загадками, русскими народными сказками для чтения дома.

Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Занимаясь художественно – творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.

Я считаю, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его. Устное народное творчество и другие виды народного искусства должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о предоставлении возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Заключение: В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей следующим образом :

1. Продолжать пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи.

2. Продолжать пополнять уголок ряженья.

3. Продолжать пополнять картотеку фольклорных, дидактических игр.

4. Разнообразить работу с родителями и детьми через проведение совместных фольклорных развлечений.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Опубликовано: 21 августа 2020 в 10:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД