Папки-передвижки

Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Марина Александровна Бабченко
Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально — экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.

Публикация «Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах

В настоящее время вопросам поддержки материнства и детства уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Социальная поддержка – залог успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи: их окружения (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении); квалифицированных специалистов социальной работы; государственных и негосударственных структур социальной помощи населению.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, В. И. Курбатов выделяет следующие:

1. Экономические причины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена. Семьи многодетные; семьи, в составе которых есть инвалиды - взрослые или дети; семьи с низким уровнем заработной платы; семьи безработных.

2. Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Как результат, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.

3. Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

4. Медицинские причины: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.

5. Неполные семьи. В следствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.

Главной целью работы МБДОУ «Детский сад № 2» является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.

Что же такое «трудная жизненная ситуация «- это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность

Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.

2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.

4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

- разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями и педагогами ДОУ, поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:

• психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

• социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

• педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);

• правовой (повышение правовой компетентности родителей);

• медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

• воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода

• создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работники нашего образовательного учреждения взаимодействуют со специалистами различных учреждений: социальной службой и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства.

С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.

Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Специалисты, работающие с семьями группы риска, информируют ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывают о развитии ребенка, дают педагогические советы по воспитанию детей; консультируют по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, информируют о существующих методах воспитания; разъясняют родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в данной семье; защищают права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери или отца и, вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы создания и эмоциональной сферы человека, руководящего развитием ребенка.

Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели, и родители всегда помнили, что семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.

В нашем учреждении выявлена многодетная семья, которая находится в трудной жизненной ситуации. На несовершеннолетних детей в наше учреждение были получены путёвки 25.10.17 г. На протяжении 2 месяцев мама оформляла документы (медицинские полюса, медицинские карты). Через некоторое время педагоги начали разыскивать семью, что было сложно сделать из-за частой смены места жительства. В конце октября 2019 г. педагоги нашего учреждения выезжали по адресу последнего места жительства, о чём составлен акт. Сотрудников ДОУ в дом не пустили, поэтому условия проживания не были обследованы. В ходе беседы с мамой выяснили, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации, т. к. отец ушёл из семьи, оставив без средств существования. Мать, уходя на работу, оставляет детей без присмотра на долгое время. В один из таких дней дети устроили пожар. Дом, приобретённый на материнский капитал, сгорел. В данное время семья сменила более 5 съёмных жилищ, откуда их выгоняют из-за неуплату.

Мать была приглашена к заведующему учреждения для беседы и предупреждена об ответственности за отказ от посещения ДОУ детьми.

Результат работы с семьёй – четверо детей посещают детский сад, находятся под присмотром. В данный момент единственная проблема – неуплата за посещение ДОУ.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_ttgqe.pptx | 860,58 Кб
 
Публикации по теме:

Сценарий праздника к Дню знаний «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» День Знаний "Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной" Герои: Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев, Бастинда, волшебник Гудвин, летучие.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 6 мая 2020 в 12:02
+168Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД