МААМ-картинки

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»

Алла Александровна Белова
Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А.

«Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Публикация «Опыт работы „Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать такие условия, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считаем организацию и проведение действий, направленных на познание.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает решения следующих задач:

-Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

-Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

-Развитие творческих задатков и воображения.

-Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

-Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.

-Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

-Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности.

-Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

-Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира.

Мы считает, что главным условием работы с детьми является ориентирование на их возможности и развитие деятельности, направленное на изучение мира и окружающего пространства. И используем следующие формы работы направленные на познавательное развитие :

-личная вовлеченность детей;

-применение различных дидактических заданий и игр;

-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Работая над данной темой, в ДОУ был составлен, а в дальнейшем реализован комплекс мероприятий с кадрами по повышению их профессиональной компетентности, вошедший в Годовой план учреждения.

С педагогами были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации, деловые игры, педагогические часы. На семинаре — практикуме «Дидактические игры по познавательному развитию» и смотре-конкурсе «Лучшее оформление экологического уголка в группе» педагоги поделились друг с другом опытом организации развивающей предметно-пространственной среды. В методическом кабинете была сделана подборка и проведён обзор методической литературы по данному вопросу, статей из журналов "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду", "Управление ДОУ", "Дошкольная педагогика" и др. В ходе открытых просмотров педагоги поделились опытом работы по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, элементарной поисковой деятельности детей раннего возраста в непрерывной образовательной и совместной деятельности. В процессе проведения «круглого стола» педагоги пришли к единому мнению, что при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим были определены основные направления работы педагогического коллектива.

- оформление развивающей предметно-пространственной среды

- развитие познавательного интереса через игру

- работа с родителями по данному вопросу

Познавательные интересы – это стремление ребнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Уважаемые педагоги, кто из вас раньше работал с детьми старшего возраста? Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы).

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

А как это можно определить на раннем возрасте? (Ответы).

Конечно, это когда дети играют, обследуют какую-то игрушку, заинтересованы, увлечены какой-то игрой или пособием, и насколько долго по времени, в силу своих возрастных возможностей, они этим заняты.

Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации : названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей. Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого. Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления. Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту детей.

В нашем детском саду, будь то группа или участок, стараемся создать развивающую среду так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Поэтому и предметы, и вся окружающая обстановка у нас в группах для детей раннего возраста различная, соответствующая исследовательским возможностям.

Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Поэтому мы стараемся, чтобы все предметы, окружающие детей, были яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Дети особенно охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью.

Содержание образования детей раннего детства построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций. Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий либо самостоятельной деятельности малышей. Мы используем следующие виды игр для детей раннего возраста :

- Дидактические игры.

- Сюжетные игры.

- Подвижные игры.

- Пальчиковые игры.

- Сюжетное конструирование.

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. Также развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Познание природы детьми раннего возраста - это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы. Большое значение для повышения уровня познавательного интереса малышей имеют игры с природным и бросовым материалом.

Проделанная работа дала следующие результаты:

- анализ образовательной работы в группах показал улучшение качества образовательного процесса, усвоение детьми программного материала.

- большинство родителей занимают активную позицию в сотрудничестве с педагогами в вопросах поддержки познавательного интереса у детей раннего возраста.

- среда стала более интересной и разнообразной для организации педагогического процесса.

Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Важное место в обучении детей младшего дошкольного возраста отводится формированию элементарных математических представлений. В детском.

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе» Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа Вичуга..

Опыт работы Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических Введение Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Развитие познавательных, психологических процессов ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность Познавательное развитие Цель: «Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создать.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:.

Родительское собрание «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста»Родительское собрание «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста» 19 февраля 2019 года в средней группе №6 «Солнышко» прошло родительское собрание на тему: «Формирование познавательных интересов детей дошкольного.

Опыт работы «Знакомим детей с их правами через игровую деятельность» Игра является одним из эффективных способов формирования основ правовой культуры и правового сознания дошкольников Игра даёт возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 20:21
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД