Алла Александровна Белова
Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А.
«Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Публикация «Опыт работы „Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность“» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать такие условия, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считаем организацию и проведение действий, направленных на познание.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает решения следующих задач:
-Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
-Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
-Развитие творческих задатков и воображения.
-Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
-Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
-Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
-Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности.
-Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
-Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира.
Мы считает, что главным условием работы с детьми является ориентирование на их возможности и развитие деятельности, направленное на изучение мира и окружающего пространства. И используем следующие формы работы направленные на познавательное развитие :
-личная вовлеченность детей;
-применение различных дидактических заданий и игр;
-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Работая над данной темой, в ДОУ был составлен, а в дальнейшем реализован комплекс мероприятий с кадрами по повышению их профессиональной компетентности, вошедший в Годовой план учреждения.
С педагогами были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации, деловые игры, педагогические часы. На семинаре — практикуме «Дидактические игры по познавательному развитию» и смотре-конкурсе «Лучшее оформление экологического уголка в группе» педагоги поделились друг с другом опытом организации развивающей предметно-пространственной среды. В методическом кабинете была сделана подборка и проведён обзор методической литературы по данному вопросу, статей из журналов "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду", "Управление ДОУ", "Дошкольная педагогика" и др. В ходе открытых просмотров педагоги поделились опытом работы по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, элементарной поисковой деятельности детей раннего возраста в непрерывной образовательной и совместной деятельности. В процессе проведения «круглого стола» педагоги пришли к единому мнению, что при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим были определены основные направления работы педагогического коллектива.
- оформление развивающей предметно-пространственной среды
- развитие познавательного интереса через игру
- работа с родителями по данному вопросу
Познавательные интересы – это стремление ребнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Уважаемые педагоги, кто из вас раньше работал с детьми старшего возраста? Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы).
Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.
А как это можно определить на раннем возрасте? (Ответы).
Конечно, это когда дети играют, обследуют какую-то игрушку, заинтересованы, увлечены какой-то игрой или пособием, и насколько долго по времени, в силу своих возрастных возможностей, они этим заняты.
Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации : названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей. Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого. Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления. Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту детей.
В нашем детском саду, будь то группа или участок, стараемся создать развивающую среду так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Поэтому и предметы, и вся окружающая обстановка у нас в группах для детей раннего возраста различная, соответствующая исследовательским возможностям.
Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Поэтому мы стараемся, чтобы все предметы, окружающие детей, были яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Дети особенно охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью.
Содержание образования детей раннего детства построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций. Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий либо самостоятельной деятельности малышей. Мы используем следующие виды игр для детей раннего возраста :
- Дидактические игры.
- Сюжетные игры.
- Подвижные игры.
- Пальчиковые игры.
- Сюжетное конструирование.
Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. Также развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Познание природы детьми раннего возраста - это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы. Большое значение для повышения уровня познавательного интереса малышей имеют игры с природным и бросовым материалом.
Проделанная работа дала следующие результаты:
- анализ образовательной работы в группах показал улучшение качества образовательного процесса, усвоение детьми программного материала.
- большинство родителей занимают активную позицию в сотрудничестве с педагогами в вопросах поддержки познавательного интереса у детей раннего возраста.
- среда стала более интересной и разнообразной для организации педагогического процесса.
Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.