Оксана Денисова
Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: Федеральным государственным образовательным стандартом ДО были определены требования к результатам освоения Образовательной Программы ДО, которые представлены в виде целевых ориентиров или возможных достижений ребенка – дошкольника :
• ребёнок проявляет любознательность,
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
• интересуется причинно-следственными связями, и другие, представленные на слайде
• овладевает основными культурными способами деятельности,
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
• склонен наблюдать, экспериментировать,
• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности :
• ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Целью моей работы является: развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством организации поисково- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
• Формировать интерес к объектам окружающего мира и их свойствам.
• Формировать умение задавать вопросы;
• Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи;
• Формировать навыки поисково- исследовательской деятельности;
• Формировать умение самостоятельно определять алгоритм собственных действий и использовать их поисково- исследовательской деятельности;
• Формировать умение инициировать способы позитивного общения и взаимодействия со сверстниками.
Моя система работы была разработана на основе методических рекомендаций:
Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Н. А. Рыжовой, Л. Б. Поддубной, Г. П. Тугушевой и А. Е. Чистяковой. Значительное место в моей системе занимают игры и упражнения, представленные в методических рекомендациях А. И. Савенкова. Они направлены на развитие познавательных умений задавать вопросы, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. На основе методических рекомендаций А. М. Матюшкина, М. И. Махмутовой, В. Оконь, И. Я. Лернера были разработаны проблемные ситуации.
В своей деятельности с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
• Принцип деятельностного подхода. Я считаю, что при обучении детей на современном этапе очень важно не преподносить детям знания и истины в готовом виде, а учить их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Поэтому организация работы с детьми носит поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем, где ребенок всегда занимает активную позицию, действует и в ходе деятельности делает свои открытия.
• Принцип индивидуальности. Я старалась максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
• Принцип творчества и успеха. Любая индивидуальная или коллективная исследовательская деятельность должна быть разработана творчески, что позволяет определять и развивать индивидуальные особенности воспитанников и уникальность группы в целом.
• Принцип партнерского общения. В ходе любого мероприятия с детьми я старалась оставаться партнером по деятельности и как можно больше создавать ситуаций общения. Так как общаясь, дети учатся признавать ценность другого человека, его мнение и интересы.
• Принцип выбора. Так как педагогически целесообразно, чтобы ребенок постоянно воспитывался в условиях выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания деятельности, то разрабатывая систему я старалась наполнить предметно- развивающую среду разнообразными материалами и оборудованием, использовать различные методы и приемы в ходе организации деятельности, максимально учитывая интересы и возможности детей.
Свою работу по организации поисково- исследовательской деятельности с детьми я начала с разработки системы, которая представлена в виде отдельных разделов, где разработаны эксперименты с отдельными объектами неживой и живой природы и предметами рукотворного мира, разработаны циклы наблюдений в природе. В каждом разделе представлены игры, направленные на формирование познавательных интересов. При выборе объектов и явлений живой и неживой природы для детского экспериментирования учитывались особенности развития детей старшего дошкольного возраста и их интересы. Эксперименты содержат элементы оригинальнальности, неожиданности и необычности. Например: Как можно выйти из воды сухим? Как измерить и определить, какая капля больше: холодная, тёплая или горячая? Как поймать воздух и поиграть с ним? Все эксперименты доступны для участников исследования и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.
Совместная поисково- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста организуется систематически один раз в неделю, каждый четверг во второй половине дня с 15. 35 до 16.00в группе, организуется совместная деятельность с детьми и на прогулке. Все оборудование всегда находится в доступном для детей местеи дети имеют возможность самостоятельно проводить опыты.
Система включает четыре раздела, каждый из которых представлен несколькими темами:
Раздел 1. Объекты и явления неживой природы (воздух, вода, свет, цвет, тепло и др.). Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений детей об объектах и свойствах неживой природы: дети расширяют представления о свойствах воздуха, выявляют свойства воды, пытаются обнаружить воздух в окружающем пространстве используя полиэтиленовые пакеты, соломинки, банки с водой и другие предметов. Интересные опыты мы проводили со снегом и льдом, например, выявляли защитные свойства снега (вода в трёх сосудах зарывалась в снег на разной глубине и мы наблюдали, где вода быстрее замёрзла, а потом рассуждали, почему так происходит.
Раздел 2. Объекты живой природы. В совместной деятельности с детьми мы выявляли характерные особенности сезонов, старались разобраться в многообразии живых организмов и представить их в системе, выясняли, как животные приспосабливаются к окружающей среде, выявляли потребность растений в воздухе, воде и свете; пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, наблюдали за состоянием растений в зависимости от частоты и количества полива и сделали вывод, что наши комнатные растения без воды и света жить не могут. Запланирован цикл экспериментов «Проращивание семян», «Выращивание рассады цветов и огородных культур».
Раздел 3. Человек. Мы с детьми исследовали, как же функционирует наш организм, расширили представления об органах чувств, их назначении.
Раздел 4. Рукотворный мир: Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений о материалах и их свойствах, преобразованиях различных предметов.
Методы и приемы организации совместной поисково - исследовательской деятельности
При организации совместной поисково - исследовательской деятельности, необходимо организовывать активную речевую деятельность в форме дискуссии, диалога. Очень важно помочь детям сформулировать вопрос, обозначить проблему, тогда детям будет проще искать ответ, решать проблему, они будут высказывать свои суждения, у них будет развиваться понимание возможности различных вариантов ответов, различных путей решения проблемной задачи. Я всегда стараюсь выступать для детей в роли партнёра, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Моя партнерская позиция с детьми способствует развитию у них активности, самостоятельности, умения принять решение, позволяет пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту. В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности в необязательной и непринужденной форме, например, получили электронное письмо от Лунтика, и я предлагаю детям «Кто хочет узнать содержание письма, присоединяйтесь.» А, определив задачу для совместного выполнения, я, как равноправный участник мероприятия, предлагаю различные возможные и невозможные способы ее реализации. Предлагая свою идею, я могу позволить себе и стать объектом детской критики. Проявляю заинтересованность в результатах труда других детей, включаюсь во взаимную оценку и обсуждение действий участников. Усиливая интерес ребенка к работе сверстника, поощряю способность договариваться, провоцирую взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В своей речи использую такие выражения как: «Подумаем вместе», «У меня есть такое предположение….», «А что, если нам сделать так….», «Я думаю тоже так, как ты».
В процессе поисково-исследовательской деятельности допускаю "рабочий гул". В нашей группе разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение по группе. В совместной поисково- исследовательской деятельности каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценку действий осуществляю лишь косвенно, а, именно, сопоставляю результат с целью ребенка: «Что хотел сделать? У тебя получилось сделать то, что ты задумал?». Партнерская позиция обязывает меня всегда быть вместе (рядом) с детьми, в кругу их интересов. Это может быть расположение за реальным круглым столом, или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы. И, как результат, дети с удовольствием рассказывают мне о своих открытиях, а затем свои родителям о совместной со мной интересной деятельности, и с удовольствием самостоятельно проводят подобные опыты в группе и дома.
Для организации поисково - исследовательской деятельности я использую проблемные ситуации. Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемную ситуацию к исследованию определяю в ходе жизнедеятельности группы или специально создаю с помощью определённых приёмов, методов, средств. Я создаю такие проблемные ситуации, в ходе которых жизненные представления детей сталкиваются с научными фактами, объяснить которые они не могут, потому что не хватает знаний и жизненного опыта, например: Как сделать радугу?; Как услышать электричество?
Для определения проблемной задачи я часто использую любимый детьми персонаж Лунтик, так как он прилетел с Луны, и ничего не знает ни о воздухе, ни о воде, ни о почве, ни о растительном и животном мире. В процессе совместной деятельности с детьми он узнает много нового и интересного о природных объектах, рассуждает и анализирует, много задает вопросов и часто ошибается, учится наблюдать, использовать различное оборудование, действовать по алгоритму в ходе проведения опытов и экспериментов и, конечно же, делает «великие» открытия вместе с детьми.
Этапы организации экспериментирования с детьми.
Для того, чтобы развивать познавательный интерес детей и поддержать их исследовательскую активность я придерживаюсь определё нных этапов при организации экспериментирования:
Первый этап: Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности. Я использую проблемные ситуации, например, Лунтик обращается к детям: «Сегодня мы с другом Кузей купались в речке и поспорили, можно ли выйти сухим из воды. Он говорит что нельзя, а я говорю, что можно. Ребята, а вы как считаете, можно ли выйти из воды сухим?»
Второй этап: Заинтересовавшиеся дети должны обязательно «присвоить» проблему и осознать цель предстоящей деятельности. Дети обязательно должны ответить на ваш вопрос: «Так что мы будим делать сейчас?» например, «Мы будем помогать Лунтику доказывать, что из воды можно выйти сухим»
Третий этап: Теперь необходимо предложить детям подумать, а как это можно сделать? На начальном этапе мне приходилось задавать много наводящих вопросов: в чем туда надо опуститься? Или побудить их обратиться к ранее приобретенным знаниям. Можно предложить детям вспомнить прочитанные ранее художественные произведения, просмотренные мультфильмы с подобным сюжетом. Дети должны вспомнить, где они это видели, слышали и начать выдвигать гипотезы, делать предположения: кто- то предлагает посадить Лунтика в стакан и опустить в воду; кто-то перевернуть стакан и посадить Лунтика сверху; кто-то предлагает опускать Лунтика в воду очень быстро и быстро доставать.
Четвертый этап: чтобы проверить свои предположения дети отбирают необходимое оборудование. Часто я заранее готовлюсь к данному виду деятельности, и небольшие бумажные фигурки Лунтика, пустые прозрачные стаканы располагаю на видном месте или предоставляю детям. Необходимо обеспечить оборудованием всех желающих провести опыт.
Пятый этап: Дети распределяются на подгруппы или пары (по желанию детей, выбираются ведущие, которые могут организовать и помочь сверстникам при необходимости.
Шестой этап дети проводят опыты и наблюдают за результатами, подтвердился или не подтвердился результат поиска. Обсуждают результат и формулируют выводы: остался Лунтик сухим, побывав в воде или нет.
Седьмой этап: Если результат поиска не подтвердился, возникает новая гипотеза предложенная мной, как равноправным участником эксперимента: «Ребята, давайте подумаем вместе, а что, если прикрепить фигурку Лунтика внутри стакана, к его дну, затем перевернуть стакан вверх дном и осторожно опускать его до самого дна ёмкости. Затем осторожно поднять стакан из воды.
Восьмой этап: Дети проверяют данную гипотезу. Наблюдают за результатами, подтвердился или не подтвердился результат поиска. Обсуждают увиденный результат и формулируют выводы: Лунтик остался сухим, побывав в воде.
Девятый этап: Здесь я уже в роли организатора: почему получилось так, что фигурка Лунтика оталась сухой? Что помешало воде заполнить стакан и замочить Лунтика? (воздух) Что нового вы узнали сегодня? (Воздух невиден, но занимает место, он позволяет оставаться сухим в воде.)
Десятый этап: Предлагаю детям зафиксировать в виде алгоритма наши действия.
В дальнейшем дети выбирают необходимые предметы и выполняют опыты самостоятельно, используя алгоритмы.
В каждом опыте и эксперименте дети познают свойства объектов, отношения между предметами и явлениями, подводятся к суждениям, умозаключениям, таким образом, происходит осознание детьми причинно-следственных связей в окружающем мире. Самое важное то, что ребенку гораздо интереснее самому проводить исследования и добывать знания, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Интеграция поисково – исследовательской деятельности с другими образовательными областями.
Организуя поисково- исследовательскую деятельность я осуществляю интеграцию всех образовательных областей программы, реализуемой в ДОУ. Исследовательская деятельность способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребенка; развивает умение позитивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками., тем самым позволяет успешно решать задачи социально – коммуникативного развития.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, тем самым решаются задачи познавательного развития и математические представления приобретают реальную значимость и способствуют их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента. Наблюдениям я уделяю большое внимание в ходе организации образовательного процесса.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста я использую технологию исследовательского обучения А. И. Савенкова и его игры и упражнения на формирование умения выдвигать гипотезы, такие как : «Что было бы, если слоны стали меньше кошек», «Хорошо, когда наступает лето, потому что…», задавать вопросы поискового характера, например: «Вы загадайте, я отгадаю», «Угадай загаданный предмет», делать выводы: «Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лёд, пластик)», «Определи время года» называя ребенку признаки какого –нибудь времени года. А также словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Живое-неживое» которые развивают у детей внимание, воображение, повышают интерес к окружающим предметам. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества ««Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
Создание условий для детской поисково-исследовательской деятельности.
Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает условия для активизации хода саморазвития. В группе был создан: Центр познавательно- исследовательской деятельности, где можно совместно со взрослым и самостоятельно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, развивать исследовательскую активность детей. Центр познавательно- исследовательской деятельности состоит из микроблоков:
• лаборатория (где представлены приборы микроскоп, песочные часы, лупы и другое оборудование для экспериментов: медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и пр.) зеркала, воздушные шары, соль, сахар, прозрачные стекла и др. сито, воронки, формы для льда, увеличительные стекла
• Уголок природы (где представлены растения, оборудование для труда в природе)
• Центр «Мастерилки» (где представлен природный, бросовый материал, бумага, ткань, клей, пластилин, проволока, иголка, нитки и т. д.). Используя предложенный материал, дети изготавливают поделки. это могут быть животные, птицы, цветы, предметы рукотворного мира: шапки, машинки, игрушки. Создают тематические альбомы по временам года, «Птицы нашего края», «Растительный мир ЮГРЫ2 и др.
• Уголок «Знайки» (где представлены познавательная литература, коллекции, макеты, гербарии, муляжи.) Здесь дети изучают энциклопедии, рассматривают коллекции и создают новые коллекции и макеты.
• Игротека, содержит картотеку дидактических игр по различным разделам: живая и неживая природа, рукотворный мир, человек.
• Уголок моделирования
Содержание: календари наблюдений в природе, алгоритмы опытов и экспериментов, различные схемы, которые дети сами составляют, рисуют и действуют в соответствии с ними.
Работа с родителями
При организации совместной поисково- исследовательской деятельности с детьми в группе важным условиями является взаимодействие с родителями воспитанников и их поддержка.
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Для родителей оформлена наглядная информация в родительском уголке
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома»
В группе было проведено родительские собрания, на котором родители узнали о формах организации исследовательской работы с детьми в детском саду, познакомились с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов., получили рекомендации по формированию навыков исследовательского поведения в семье.
• для родителей было проведено открытое занятие.
Также проводятся индивидуальные консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности в семье с учетом интересов и возможностей каждого ребенка.
• Оформлены папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
• Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом реализуют идеи по изготовлению оформлению альбомов, плакатов, организуют фотосессии.
• Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Магниты фокусники», «Вода», «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие, к которым проявят интерес наши воспитанники. Родители всегда откликаются на просьбу детей отыскать ответ на поставленный вопрос. Они вместе с детьми читают, наблюдают, экспериментируют, что способствует успешному развитию познавательных интересов наших воспитанников.
Ожидаемый результат
Со временем познавательный интерес превращается в познавательную
потребность – главный мотив исследовательского поведения, что очень необходимо в жизни. А. И. Савенков определил исследовательские умения, на которые ориентируется данная программа.
Показатели сформированности исследовательской деятельности :
-видеть и определять проблему,
-принимать и ставить цель,
- решать проблемы,
-анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты,
-выдвигать различные гипотезы,
-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
-осуществлять эксперимент,
-делать определенные умозаключения и выводы.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для до-школьников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
7. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // До-школьное воспитание. 2005. №1.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
10. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
11. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
12. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.