Получи документы

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Денисова
Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: Федеральным государственным образовательным стандартом ДО были определены требования к результатам освоения Образовательной Программы ДО, которые представлены в виде целевых ориентиров или возможных достижений ребенка – дошкольника :

• ребёнок проявляет любознательность,

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, и другие, представленные на слайде

• овладевает основными культурными способами деятельности,

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

• склонен наблюдать, экспериментировать,

• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,

• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности :

• ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Целью моей работы является: развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством организации поисково- исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

• Формировать интерес к объектам окружающего мира и их свойствам.

• Формировать умение задавать вопросы;

• Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи;

• Формировать навыки поисково- исследовательской деятельности;

• Формировать умение самостоятельно определять алгоритм собственных действий и использовать их поисково- исследовательской деятельности;

• Формировать умение инициировать способы позитивного общения и взаимодействия со сверстниками.

Моя система работы была разработана на основе методических рекомендаций:

Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Н. А. Рыжовой, Л. Б. Поддубной, Г. П. Тугушевой и А. Е. Чистяковой. Значительное место в моей системе занимают игры и упражнения, представленные в методических рекомендациях А. И. Савенкова. Они направлены на развитие познавательных умений задавать вопросы, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. На основе методических рекомендаций А. М. Матюшкина, М. И. Махмутовой, В. Оконь, И. Я. Лернера были разработаны проблемные ситуации.

В своей деятельности с детьми я руководствуюсь следующими принципами:

• Принцип деятельностного подхода. Я считаю, что при обучении детей на современном этапе очень важно не преподносить детям знания и истины в готовом виде, а учить их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Поэтому организация работы с детьми носит поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем, где ребенок всегда занимает активную позицию, действует и в ходе деятельности делает свои открытия.

• Принцип индивидуальности. Я старалась максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и всячески содействовать его дальнейшему развитию.

• Принцип творчества и успеха. Любая индивидуальная или коллективная исследовательская деятельность должна быть разработана творчески, что позволяет определять и развивать индивидуальные особенности воспитанников и уникальность группы в целом.

• Принцип партнерского общения. В ходе любого мероприятия с детьми я старалась оставаться партнером по деятельности и как можно больше создавать ситуаций общения. Так как общаясь, дети учатся признавать ценность другого человека, его мнение и интересы.

• Принцип выбора. Так как педагогически целесообразно, чтобы ребенок постоянно воспитывался в условиях выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания деятельности, то разрабатывая систему я старалась наполнить предметно- развивающую среду разнообразными материалами и оборудованием, использовать различные методы и приемы в ходе организации деятельности, максимально учитывая интересы и возможности детей.

Свою работу по организации поисково- исследовательской деятельности с детьми я начала с разработки системы, которая представлена в виде отдельных разделов, где разработаны эксперименты с отдельными объектами неживой и живой природы и предметами рукотворного мира, разработаны циклы наблюдений в природе. В каждом разделе представлены игры, направленные на формирование познавательных интересов. При выборе объектов и явлений живой и неживой природы для детского экспериментирования учитывались особенности развития детей старшего дошкольного возраста и их интересы. Эксперименты содержат элементы оригинальнальности, неожиданности и необычности. Например: Как можно выйти из воды сухим? Как измерить и определить, какая капля больше: холодная, тёплая или горячая? Как поймать воздух и поиграть с ним? Все эксперименты доступны для участников исследования и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.

Совместная поисково- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста организуется систематически один раз в неделю, каждый четверг во второй половине дня с 15. 35 до 16.00в группе, организуется совместная деятельность с детьми и на прогулке. Все оборудование всегда находится в доступном для детей местеи дети имеют возможность самостоятельно проводить опыты.

Система включает четыре раздела, каждый из которых представлен несколькими темами:

Раздел 1. Объекты и явления неживой природы (воздух, вода, свет, цвет, тепло и др.). Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений детей об объектах и свойствах неживой природы: дети расширяют представления о свойствах воздуха, выявляют свойства воды, пытаются обнаружить воздух в окружающем пространстве используя полиэтиленовые пакеты, соломинки, банки с водой и другие предметов. Интересные опыты мы проводили со снегом и льдом, например, выявляли защитные свойства снега (вода в трёх сосудах зарывалась в снег на разной глубине и мы наблюдали, где вода быстрее замёрзла, а потом рассуждали, почему так происходит.

Раздел 2. Объекты живой природы. В совместной деятельности с детьми мы выявляли характерные особенности сезонов, старались разобраться в многообразии живых организмов и представить их в системе, выясняли, как животные приспосабливаются к окружающей среде, выявляли потребность растений в воздухе, воде и свете; пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, наблюдали за состоянием растений в зависимости от частоты и количества полива и сделали вывод, что наши комнатные растения без воды и света жить не могут. Запланирован цикл экспериментов «Проращивание семян», «Выращивание рассады цветов и огородных культур».

Раздел 3. Человек. Мы с детьми исследовали, как же функционирует наш организм, расширили представления об органах чувств, их назначении.

Раздел 4. Рукотворный мир: Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений о материалах и их свойствах, преобразованиях различных предметов.

Методы и приемы организации совместной поисково - исследовательской деятельности

При организации совместной поисково - исследовательской деятельности, необходимо организовывать активную речевую деятельность в форме дискуссии, диалога. Очень важно помочь детям сформулировать вопрос, обозначить проблему, тогда детям будет проще искать ответ, решать проблему, они будут высказывать свои суждения, у них будет развиваться понимание возможности различных вариантов ответов, различных путей решения проблемной задачи. Я всегда стараюсь выступать для детей в роли партнёра, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Моя партнерская позиция с детьми способствует развитию у них активности, самостоятельности, умения принять решение, позволяет пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту. В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности в необязательной и непринужденной форме, например, получили электронное письмо от Лунтика, и я предлагаю детям «Кто хочет узнать содержание письма, присоединяйтесь.» А, определив задачу для совместного выполнения, я, как равноправный участник мероприятия, предлагаю различные возможные и невозможные способы ее реализации. Предлагая свою идею, я могу позволить себе и стать объектом детской критики. Проявляю заинтересованность в результатах труда других детей, включаюсь во взаимную оценку и обсуждение действий участников. Усиливая интерес ребенка к работе сверстника, поощряю способность договариваться, провоцирую взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В своей речи использую такие выражения как: «Подумаем вместе», «У меня есть такое предположение….», «А что, если нам сделать так….», «Я думаю тоже так, как ты».

В процессе поисково-исследовательской деятельности допускаю "рабочий гул". В нашей группе разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение по группе. В совместной поисково- исследовательской деятельности каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценку действий осуществляю лишь косвенно, а, именно, сопоставляю результат с целью ребенка: «Что хотел сделать? У тебя получилось сделать то, что ты задумал?». Партнерская позиция обязывает меня всегда быть вместе (рядом) с детьми, в кругу их интересов. Это может быть расположение за реальным круглым столом, или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы. И, как результат, дети с удовольствием рассказывают мне о своих открытиях, а затем свои родителям о совместной со мной интересной деятельности, и с удовольствием самостоятельно проводят подобные опыты в группе и дома.

Для организации поисково - исследовательской деятельности я использую проблемные ситуации. Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемную ситуацию к исследованию определяю в ходе жизнедеятельности группы или специально создаю с помощью определённых приёмов, методов, средств. Я создаю такие проблемные ситуации, в ходе которых жизненные представления детей сталкиваются с научными фактами, объяснить которые они не могут, потому что не хватает знаний и жизненного опыта, например: Как сделать радугу?; Как услышать электричество?

Для определения проблемной задачи я часто использую любимый детьми персонаж Лунтик, так как он прилетел с Луны, и ничего не знает ни о воздухе, ни о воде, ни о почве, ни о растительном и животном мире. В процессе совместной деятельности с детьми он узнает много нового и интересного о природных объектах, рассуждает и анализирует, много задает вопросов и часто ошибается, учится наблюдать, использовать различное оборудование, действовать по алгоритму в ходе проведения опытов и экспериментов и, конечно же, делает «великие» открытия вместе с детьми.

Этапы организации экспериментирования с детьми.

Для того, чтобы развивать познавательный интерес детей и поддержать их исследовательскую активность я придерживаюсь определё нных этапов при организации экспериментирования:

Первый этап: Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности. Я использую проблемные ситуации, например, Лунтик обращается к детям: «Сегодня мы с другом Кузей купались в речке и поспорили, можно ли выйти сухим из воды. Он говорит что нельзя, а я говорю, что можно. Ребята, а вы как считаете, можно ли выйти из воды сухим?»

Второй этап: Заинтересовавшиеся дети должны обязательно «присвоить» проблему и осознать цель предстоящей деятельности. Дети обязательно должны ответить на ваш вопрос: «Так что мы будим делать сейчас?» например, «Мы будем помогать Лунтику доказывать, что из воды можно выйти сухим»

Третий этап: Теперь необходимо предложить детям подумать, а как это можно сделать? На начальном этапе мне приходилось задавать много наводящих вопросов: в чем туда надо опуститься? Или побудить их обратиться к ранее приобретенным знаниям. Можно предложить детям вспомнить прочитанные ранее художественные произведения, просмотренные мультфильмы с подобным сюжетом. Дети должны вспомнить, где они это видели, слышали и начать выдвигать гипотезы, делать предположения: кто- то предлагает посадить Лунтика в стакан и опустить в воду; кто-то перевернуть стакан и посадить Лунтика сверху; кто-то предлагает опускать Лунтика в воду очень быстро и быстро доставать.

Четвертый этап: чтобы проверить свои предположения дети отбирают необходимое оборудование. Часто я заранее готовлюсь к данному виду деятельности, и небольшие бумажные фигурки Лунтика, пустые прозрачные стаканы располагаю на видном месте или предоставляю детям. Необходимо обеспечить оборудованием всех желающих провести опыт.

Пятый этап: Дети распределяются на подгруппы или пары (по желанию детей, выбираются ведущие, которые могут организовать и помочь сверстникам при необходимости.

Шестой этап дети проводят опыты и наблюдают за результатами, подтвердился или не подтвердился результат поиска. Обсуждают результат и формулируют выводы: остался Лунтик сухим, побывав в воде или нет.

Седьмой этап: Если результат поиска не подтвердился, возникает новая гипотеза предложенная мной, как равноправным участником эксперимента: «Ребята, давайте подумаем вместе, а что, если прикрепить фигурку Лунтика внутри стакана, к его дну, затем перевернуть стакан вверх дном и осторожно опускать его до самого дна ёмкости. Затем осторожно поднять стакан из воды.

Восьмой этап: Дети проверяют данную гипотезу. Наблюдают за результатами, подтвердился или не подтвердился результат поиска. Обсуждают увиденный результат и формулируют выводы: Лунтик остался сухим, побывав в воде.

Девятый этап: Здесь я уже в роли организатора: почему получилось так, что фигурка Лунтика оталась сухой? Что помешало воде заполнить стакан и замочить Лунтика? (воздух) Что нового вы узнали сегодня? (Воздух невиден, но занимает место, он позволяет оставаться сухим в воде.)

Десятый этап: Предлагаю детям зафиксировать в виде алгоритма наши действия.

В дальнейшем дети выбирают необходимые предметы и выполняют опыты самостоятельно, используя алгоритмы.

В каждом опыте и эксперименте дети познают свойства объектов, отношения между предметами и явлениями, подводятся к суждениям, умозаключениям, таким образом, происходит осознание детьми причинно-следственных связей в окружающем мире. Самое важное то, что ребенку гораздо интереснее самому проводить исследования и добывать знания, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Интеграция поисково – исследовательской деятельности с другими образовательными областями.

Организуя поисково- исследовательскую деятельность я осуществляю интеграцию всех образовательных областей программы, реализуемой в ДОУ. Исследовательская деятельность способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребенка; развивает умение позитивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками., тем самым позволяет успешно решать задачи социально – коммуникативного развития.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, тем самым решаются задачи познавательного развития и математические представления приобретают реальную значимость и способствуют их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента. Наблюдениям я уделяю большое внимание в ходе организации образовательного процесса.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста я использую технологию исследовательского обучения А. И. Савенкова и его игры и упражнения на формирование умения выдвигать гипотезы, такие как : «Что было бы, если слоны стали меньше кошек», «Хорошо, когда наступает лето, потому что…», задавать вопросы поискового характера, например: «Вы загадайте, я отгадаю», «Угадай загаданный предмет», делать выводы: «Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лёд, пластик)», «Определи время года» называя ребенку признаки какого –нибудь времени года. А также словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Живое-неживое» которые развивают у детей внимание, воображение, повышают интерес к окружающим предметам. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества ««Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Создание условий для детской поисково-исследовательской деятельности.

Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает условия для активизации хода саморазвития. В группе был создан: Центр познавательно- исследовательской деятельности, где можно совместно со взрослым и самостоятельно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, развивать исследовательскую активность детей. Центр познавательно- исследовательской деятельности состоит из микроблоков:

• лаборатория (где представлены приборы микроскоп, песочные часы, лупы и другое оборудование для экспериментов: медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и пр.) зеркала, воздушные шары, соль, сахар, прозрачные стекла и др. сито, воронки, формы для льда, увеличительные стекла

• Уголок природы (где представлены растения, оборудование для труда в природе)

• Центр «Мастерилки» (где представлен природный, бросовый материал, бумага, ткань, клей, пластилин, проволока, иголка, нитки и т. д.). Используя предложенный материал, дети изготавливают поделки. это могут быть животные, птицы, цветы, предметы рукотворного мира: шапки, машинки, игрушки. Создают тематические альбомы по временам года, «Птицы нашего края», «Растительный мир ЮГРЫ2 и др.

• Уголок «Знайки» (где представлены познавательная литература, коллекции, макеты, гербарии, муляжи.) Здесь дети изучают энциклопедии, рассматривают коллекции и создают новые коллекции и макеты.

• Игротека, содержит картотеку дидактических игр по различным разделам: живая и неживая природа, рукотворный мир, человек.

• Уголок моделирования

Содержание: календари наблюдений в природе, алгоритмы опытов и экспериментов, различные схемы, которые дети сами составляют, рисуют и действуют в соответствии с ними.

Работа с родителями

При организации совместной поисково- исследовательской деятельности с детьми в группе важным условиями является взаимодействие с родителями воспитанников и их поддержка.

Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Для родителей оформлена наглядная информация в родительском уголке

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома»

В группе было проведено родительские собрания, на котором родители узнали о формах организации исследовательской работы с детьми в детском саду, познакомились с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов., получили рекомендации по формированию навыков исследовательского поведения в семье.

• для родителей было проведено открытое занятие.

Также проводятся индивидуальные консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности в семье с учетом интересов и возможностей каждого ребенка.

• Оформлены папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.

• Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом реализуют идеи по изготовлению оформлению альбомов, плакатов, организуют фотосессии.

• Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Магниты фокусники», «Вода», «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие, к которым проявят интерес наши воспитанники. Родители всегда откликаются на просьбу детей отыскать ответ на поставленный вопрос. Они вместе с детьми читают, наблюдают, экспериментируют, что способствует успешному развитию познавательных интересов наших воспитанников.

Ожидаемый результат

Со временем познавательный интерес превращается в познавательную

потребность – главный мотив исследовательского поведения, что очень необходимо в жизни. А. И. Савенков определил исследовательские умения, на которые ориентируется данная программа.

Показатели сформированности исследовательской деятельности :

-видеть и определять проблему,

-принимать и ставить цель,

- решать проблемы,

-анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты,

-выдвигать различные гипотезы,

-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

-осуществлять эксперимент,

-делать определенные умозаключения и выводы.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для до-школьников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.

7. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // До-школьное воспитание. 2005. №1.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

10. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

11. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

12. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

Публикации по теме:

Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук» – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Современные требования, предъявляемые.

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» «Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю!» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной.

Презентация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Техника изонить как способ развития познавательных интересов детей дошкольного возраста 1 слайд. Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии. Вашему вниманию представлен доклад на тему дипломной работы «Развитие творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 10:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Денисова (УИ 187362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД