Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников

Юлия Лаврик
Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников

Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников.

Слайд 1

В детском саду работаю 7 лет, свою деятельность строю в соответствии с ООП ДО «МДОУ «ЦРР «Зорька» - Детский сад № 16». Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Большой потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т. С. Комарова, И. А Лыкова, я пришла к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразитепльной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников. Заинтересовала меня технология – тестопластика.

Слайд 2

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств.

Слайд 3

Задачи,над которыми я работаю по внедрению данной технологии:

Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.

Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;

Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Развить самостоятельность, аккуратность;

Сформировать потребность в саморазвитии.

Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

Сформировать умение работать в коллективе.

Слай 4

Принципы работы:

1. систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Поэтапности. От простого к сложному.

4. Наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому,что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности.

Слайд 5

На занятиях использую различные приемы:

- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Слайд 6

В своей работе я замешиваю тесто в присутствии детей.Даю возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Слайд 7

I этап (начальный)«Путешествие в страну Тестопластики».

Цель моей работы: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

На этом этапе стараюсь заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; знакомлю детей с особенностями лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями. Здесь дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

Часть занятий была отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети знакомились с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

Слайд 8,9

Также использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Часть занятий была отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети знакомились с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

Слайд 10

II этап (промежуточный)«Увлекательная тестопластика»

Цель моей работы: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

На этом этапе развивала способности детей изменять и преобразовывать свои поделки. Побуждала создавать выразительные образы, самостоятельно выбирать инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Большое внимание уделяла детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками.

Слайд 11,12

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки).А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т. д.

На этом этапе с детьми старшей группы, мы облепляли тестомразнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер – сюрпризы и т. д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого использую краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием -украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Слайд 13

III этап (завершающий)«Мы – фантазеры».

Цель моей работы: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста. На этом этапе поощряю творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развиваю целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Здесь дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Слайд 14, 15,16

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим цыплят, то играем в игру «Наседка и цыплята», слушаем песенку «Вышла курочка гулять…», представляем себя цыплятами и говорим от имени их, т. е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Слайд 17, 18, 19

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

На сайте группы разместила консультацию для родителей, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Слайд 20

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Для развития творческих способностей детей в группе мною было выбрано одно из направлений художественно-эстетического развития - лепка из солёного теста. Были созданы условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики: в группе, в свободном доступе для детей имелся необходимый материал для лепки; оформление помещений способствовало творческому развитию; разработаны конспекты занятий и наглядные пособия к ним.

Результаты проведенной работы показали, что у детей проявляется увлеченность и заинтересованность лепкой из солёного теста. Воспитанники научились использовать разнообразные способы и приёмы в лепке из солёного теста, использовать различные материалы для передачи выразительности образа, проявляют умение самостоятельно подбирать материал для создания образа.

Я не буду останавливаться на достигнутом, и буду продолжать работу с воспитанниками по тестопластике.

Прикреплённые файлы:

testoplastika_02trl.pptx | 8076,99 Кб
 
Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 17:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки