Наталья Репш
Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является:
- повышение мотивации к занятиям;
- увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;
- развитие любознательности;
- интереса к русскому языку.
На логопедических занятиях используются :
1. Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
2. Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
3. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
4. Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
• диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия :
• выразительность проведения игр;
• необходимость включения педагога в игру;
• оптимальное сочетание занимательности и обучения;
• простота, доступность, ёмкость и наглядность;
• индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны :
• регулировать психоэмоциональное состояние детей;
• формировать положительную мотивацию к занятиям;
• преодолевать барьер в общении;
• создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям :
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.
1. Артикуляционная гимнастика
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики необходимое условие для коррекции нарушений речевого развития. Часто этот процесс становиться утомительным, рутинным. Использование технологии «Веселая артикуляционная гимнастика» вовлекает детей в игру, при этом решает свою непосредственную задачу:
• улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата,
• увеличение объема и силы движений,
• а также выработке точности и дифференцированности артикуляционных поз.
Стихотворное и наглядное сопровождение упражнений с карточками и фишками превратят артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Артикуляционная гимнастика с карточками и с деревянными фигурками. Визуально-ритмический круг полезный как нейротренажер
Работая с данным тренажером ребенок развивает мелкую моторику, логику, пространственное восприятие и фонематический слух.
А еще детям интересно выполнять артикуляционную гимнастику за интерактивным столом.
Интерактивные игры являются неотъемлемой частью оборудования логопедического кабинета. Набор интерактивных игр и упражнений на флэш -носителях портала Мерсибо является универсальным инструментом учителя-логопеда. Артикуляционные упражнения представлены в виде картинок, дополненных стишками. В настройках подбирается для ребенка необходимый комплекс упражнений.
Игра «Где мой рык?» представляет комплекс упражнений для постановки звука Р. Все упражнения идут от простого к сложному. Последнее 11-ое упражнение выбирается в том случае, когда отработаны все предыдущие, и звук р хорошо получается.
2. Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игры :
«Качели», «Аэробол», «Паровозик», «Попугайчик, «Воздушный поединок» (Ребенку необходимо переместить шарик на указанный маршрут. Игровое поле вставляется в отверстие планшета).
Интерактивные игры на воздушную струю («Торт со свечками», «Нет сорнякам», «Вертолет». «Кот и сосиска»)выполняют несколько функций
1. Тренировка речевого дыхания.
2. Работа над длительностью и интенсивностью воздушной струи.
3. Укрепление тонуса речевого аппарата.
3. Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей.
Для этого применяю такие формы работы :
пальчиковые игры и гимнастика;
- игры с пуговицами
- нанизывание бус;
- занятия со счетными палочками, шнуровки и т. д. В логопедическом кабинете для развития мелкой моторики имеется игровой набор для экспериментов с песком «Песочница малая» В. В. Кожевникова;
Варианты игр с песком : песочные прядки, песочные узоры, волшебные буквы и т. д.
4. Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игр «Логопедический домик», «Теневое лото», «Логопедическая мозайка», «Логопедическое лото», «Мой, моя», «Звуковка», «Звуковая тройка»
В интерактивных играх Мерсибо для постановки, автоматизации и дифференциации «трудных» звуков, ребенок следит не только за правильным произношением, но и находится в рамках сюжета, выполняет поставленную задачу, что ускоряет и облегчает процесс закрепления «трудного» звука в активной речи. Детям нравится играть в такие игры как «Таинственная картина», «Активная Клава», «Слогодэнс», «Тихий час», «Бедный козлик», «Мои полкило», «Волшебное стекло» и т. д.
5. Для развития фонематического слуха использую логопедический набор «Шумные маракасы» Игры: «Ловим звуки», «Где живет звук?», «Громко-тихо», «Угадай, что звучит»).
Большой выбор интерактивных игр на коррекцию речевого слуха и работу над звукобуквенным анализом представлен в наборе
«Занимательная фонематика». С помощью игрового материала дети научатся:
1. Определять гласные и согласные.
2. Находить место звука в слове.
3. Повторять и читать простые слоги.
4. Запоминать буквы.
5. Делить слова на слоги.
6. Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Жадина», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.
Особенно нравится детям играть с грамматическими дощечками и фигурами для формирования правильного согласования прилагательных с существительными. Игра «Магазин»
Для развития связной речи : «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие.
Интерактивные игры для развития лексико-грамматической категории и связной речи являются универсальным материалом. Например, игры на отработку предлогов – «Завтрак туриста».
Игра «Пчелиные загадки»на работу с с уществительными в творительном падеже и расширение словарного запаса.
Игра «Дискотека» поможет отработать род имен существительных. Игра подходит для занятий с детьми, имеющими аграмматизмы в речи. А также при работе с билингвами.
Заключение
в процессе использования игровых технологий, было отмечено:
• что дети проявляют живой интерес к выполнению заданий.
• Задания их не переутомляют,
• в игре удовлетворялись основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности.
• Повысилась мотивация детей к обучению и тем самым эффективность коррекционной работы.
Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре.