МААМ-картинки

Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс (12 фото)

Наталья Репш
Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс
▼ Скачать + Заказать документы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.      

В. А. Сухомлинский

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Публикация «Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс» размещена в разделах

Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является:

- повышение мотивации к занятиям;

- увеличение результативности коррекционно-развивающей работы;

- развитие любознательности;

- интереса к русскому языку.

Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс

На логопедических занятиях используются :

1. Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

2. Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

3. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

4. Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Фото №1 Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

• диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия :

• выразительность проведения игр;

• необходимость включения педагога в игру;

• оптимальное сочетание занимательности и обучения;

• простота, доступность, ёмкость и наглядность;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Фото №2 Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий

Игры и пособия, используемые логопедом, должны :

• регулировать психоэмоциональное состояние детей;

• формировать положительную мотивацию к занятиям;

• преодолевать барьер в общении;

• создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Фото №3 Игра это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям :

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.

Фото №4 Сухомлинский Игра ведущая деятельность дошкольника

1. Артикуляционная гимнастика

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики необходимое условие для коррекции нарушений речевого развития. Часто этот процесс становиться утомительным, рутинным. Использование технологии «Веселая артикуляционная гимнастика» вовлекает детей в игру, при этом решает свою непосредственную задачу:

• улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата,

• увеличение объема и силы движений,

• а также выработке точности и дифференцированности артикуляционных поз.

Стихотворное и наглядное сопровождение упражнений с карточками и фишками превратят артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Артикуляционная гимнастика с карточками и с деревянными фигурками. Визуально-ритмический круг полезный как нейротренажер

Работая с данным тренажером ребенок развивает мелкую моторику, логику, пространственное восприятие и фонематический слух.

А еще детям интересно выполнять артикуляционную гимнастику за интерактивным столом.

Интерактивные игры являются неотъемлемой частью оборудования логопедического кабинета. Набор интерактивных игр и упражнений на флэш -носителях портала Мерсибо является универсальным инструментом учителя-логопеда. Артикуляционные упражнения представлены в виде картинок, дополненных стишками. В настройках подбирается для ребенка необходимый комплекс упражнений.

Игра «Где мой рык?» представляет комплекс упражнений для постановки звука Р. Все упражнения идут от простого к сложному. Последнее 11-ое упражнение выбирается в том случае, когда отработаны все предыдущие, и звук р хорошо получается.

2. Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игры :

«Качели», «Аэробол», «Паровозик», «Попугайчик, «Воздушный поединок» (Ребенку необходимо переместить шарик на указанный маршрут. Игровое поле вставляется в отверстие планшета).

Фото №5 Этот постулат детской психологии известен всем

Интерактивные игры на воздушную струю («Торт со свечками», «Нет сорнякам», «Вертолет». «Кот и сосиска»)выполняют несколько функций

1. Тренировка речевого дыхания.

2. Работа над длительностью и интенсивностью воздушной струи.

3. Укрепление тонуса речевого аппарата.

Фото №6 Дети не ставят в игре каких то иных целей чем цель играть

3. Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей.

Для этого применяю такие формы работы :

пальчиковые игры и гимнастика;

- игры с пуговицами

- нанизывание бус;

- занятия со счетными палочками, шнуровки и т. д. В логопедическом кабинете для развития мелкой моторики имеется игровой набор для экспериментов с песком «Песочница малая» В. В. Кожевникова;

Варианты игр с песком : песочные прядки, песочные узоры, волшебные буквы и т. д.

Фото №7 Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей

4. Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игр «Логопедический домик», «Теневое лото», «Логопедическая мозайка», «Логопедическое лото», «Мой, моя», «Звуковка», «Звуковая тройка»

В интерактивных играх Мерсибо для постановки, автоматизации и дифференциации «трудных» звуков, ребенок следит не только за правильным произношением, но и находится в рамках сюжета, выполняет поставленную задачу, что ускоряет и облегчает процесс закрепления «трудного» звука в активной речи. Детям нравится играть в такие игры как «Таинственная картина», «Активная Клава», «Слогодэнс», «Тихий час», «Бедный козлик», «Мои полкило», «Волшебное стекло» и т. д.

Фото №8 Игра является средством воспитания когда она включается в целостный педагогический процесс

5. Для развития фонематического слуха использую логопедический набор «Шумные маракасы» Игры: «Ловим звуки», «Где живет звук?», «Громко-тихо», «Угадай, что звучит»).

Фото №9 Публикация Опыт работы учителя логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс размещена в разделах Опыт работы практика Работа логопеда

Большой выбор интерактивных игр на коррекцию речевого слуха и работу над звукобуквенным анализом представлен в наборе

«Занимательная фонематика». С помощью игрового материала дети научатся:

1. Определять гласные и согласные.

2. Находить место звука в слове.

3. Повторять и читать простые слоги.

4. Запоминать буквы.

5. Делить слова на слоги.

Фото №10 Логопедия Темочки Дистанционная педагогическая конференция февраль Процесс постановки и автоматизации звуков очень длительный и однообразный

6. Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Жадина», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.

Особенно нравится детям играть с грамматическими дощечками и фигурами для формирования правильного согласования прилагательных с существительными. Игра «Магазин»

Для развития связной речи : «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие.

Фото №11 Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения слова предложения с определенным звуком

Интерактивные игры для развития лексико-грамматической категории и связной речи являются универсальным материалом. Например, игры на отработку предлогов – «Завтрак туриста».

Игра «Пчелиные загадки»на работу с с уществительными в творительном падеже и расширение словарного запаса.

Игра «Дискотека» поможет отработать род имен существительных. Игра подходит для занятий с детьми, имеющими аграмматизмы в речи. А также при работе с билингвами.

Заключение

в процессе использования игровых технологий, было отмечено:

• что дети проявляют живой интерес к выполнению заданий.

• Задания их не переутомляют,

• в игре удовлетворялись основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности.

• Повысилась мотивация детей к обучению и тем самым эффективность коррекционной работы.

Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД»Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД» Приоритетные направления педагогики: Развитие творчества; Выявление талантов; Развитие способностей детей; Формирование уверенности в своих.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 07:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя-логопеда по внедрению игровых технологий в коррекционный процесс» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Репш (УИ 1732291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД