МААМ-картинки

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Бывшева Наталья Николаевна
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Шатурского муниципального района Московской области

Опыт работы воспитателя на тему:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории

Бывшева Н. Н.

г. Шатура

2018г.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,

- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральный государственный стандарт диктует нам направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.

Для меня «воспитатель» - это жизнь. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем, мне нравиться быть воспитателем. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку вот уже 16 года я дарю тем, кто не умеет хитрить и повторяться, чьи мысли чисты и неприхотливы - моим воспитанникам. Чтобы я делала без детских горящих глаз, детского смеха, без ста вопросов «почему?». Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, ценят, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Я много занималась самообразованием - изучала методическую литературу. Перенимала опыт коллег – воспитателей, прошла курсы повышения квалификации на различные темы. Сейчас активно получаю знания через интернет, создаю мультимедийные презентации, занимаюсь проектной деятельностью.

Актуальность

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Системная работа в этом направлении дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования или опыта идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются :

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :

в непосредственно образовательной деятельности :

- проектная деятельность;

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности :

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

- презентации.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Термин «экспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает, как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться, как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности, мною были использованы наблюдения разных видов:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов

Из практических методов обучения мною использовались следующие:

ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- Рассказы воспитателя.

Основная задача – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно- речевых умений детей.

- Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Какие эксперименты мы проводим? С материалами, изучая их свойства, разными объектами живой и неживой природы, газами, звуками, явлениями и т. д…

Предлагаю вам немного познакомиться с некоторыми проектами, которые я реализовала в ходе работы по обозначенному опыту работы.

Цикл встреч и практических занятий «Роботобум» по роботехнике, где дети познакомились с понятиями - что такое робот, как его программировать, составили простейшие электрические схемы, получили знания об электрических цепях, электрическом токе, поучились на практике создавать простейшие электронные устройства, позволяющие запустить пропеллер, сделали радио, зажгли фонарик, управляли, разработанными на платформах машинок, устройствами.

«Мамочка любимая моя», в ходе которого дети знакомились с семейными ценностями, понятиями «Нравственность, духовность и т. п,,

«Здоровье – мое богатство». В центре «Я исследователь» малыши изучали фрукты тактильно и, самое интересное, на вкус через игры. Познавательно-исследовательская деятельность подарила детям новые ощущения и раскрыла гамму вкусового разнообразия.

Мы вместе с детьми выясняли пользу витаминов и угощали ими свои любимые игрушки, учились бороться с микробами, находить вред и пользу в продуктах, отметили ценность спорта и здорового образа жизни.

«Снежный городок». Дети со мной изучали свойства снега, проводили опыты и эксперименты, строили игровые постройки для организации деятельности с детьми на прогулке.

«Твори добро» (приуроченный к Рождественским чтениям «Духовные родники Шатурского края»). Огромный проект, в ходе которого было много исследований по теме, акций, творческих работ. Например, интересной была фотовыставка «Наша семья на отдыхе» и создание макетов «Герб моей семьи».

«Песочные истории». Вместе с детьми мы изучали свойства песка. Ежегодно по итогам проекта проходит выставка творчества из песка на территории детского сада. «Путешествие по экологической тропе» было организовано в целях сообщения детям биологических знаний, обеспечения многочисленных и разнообразных возможностей для приобретения детьми нового опыта, создания благоприятных условий для организации деятельности с детьми в летний период и формирования навыков взаимодействия, через совместную деятельность.

«Масленица широкая». Дети со мной с энтузиазмом наблюдали, участвовали в опытной деятельности, делились выводами, участвовали в конкурсах интерактивных площадок, рисовали на тему «Масленица», лепили из соленого теста «Блинчики» и «Символ Масленицы», а в предстоящие масленичные гуляния разучили народные игры: также - заклички, потешки, пословицы о зиме, весне и Масленице. Для семей воспитанников была организована консультация «Широкая Масленица», совместный с родителями творческий конкурс «Самый лучший блин».

«Что выросло, то выросло».

Я с ребятами сажала лук, используя разные способы. В ходе работы ребята обследовали луковицы, описывали их, отгадывали загадки, самостоятельно решали проблемы, изучали схемы посадки, составляли план действий и контролировали его выполнение. А также дети вместе со мной выясняли практическое применение новых знаний, провели анализ проделанной работы и запланировали дальнейшее наблюдение и уход за результатом своего труда.

Дети посадили семена цветов, собранные ими собственноручно минувшей осенью. В процессе работы дети вспоминали, как были собраны эти семена, какие это были цветы, на каких клумбах они росли. В итоге решено было сделать настоящий цветочный сад в своем детском саду.

Все лето дети применяли на практике полученные знания в интерактивных программах, беседах, наблюдениях, экспериментальной и трудовой деятельности. Приняли участие в трудовой акции «Собрал семечко – вырастет цветок!». Дети летом наблюдали за развитием цветов «бархатцев», ухаживали за ними (каждая группа - на своем участке, и под моим руководством собирали увядшие соцветия, внутри и которых созрели семена.

«Великая Победа». Проект ежегодный. Дети рисуют, лепят, танцуют, поют военные песни, ставят сценки, посещают «Аллею Славы» и мемориал «Зенитный комплекс». В прошлом году приняли участие во Всероссийской акции «Письмо Победы». Ребята получили задание – дома вместе с близкими вспомнить о героях ВОВ в семье, рассказать о них, о своих добрых поступках. Своим опытом в написании «Письма Победы» и рассказом о герое ВОВ в семье поделилась в видеоролике воспитанница средней группы Александра Афонина. Воспитанники изучали истории героев, событий, памятной даты, отражали свои впечатления в творческих работах.

«Мой край», где воспитанники изучали особенности нашего края, а по итогам приняли участие в фестивале детского рисунка на асфальте «Наш прекрасный край родной» и не только рассказали родителям о большой и серьезной работе, но и выступили в роли экскурсоводов и краеведов. Родители были приглашены детьми в арт-студию под открытым небом и получили возможность внести вклад и отразить свое видение окружающего мира в совместной творческой работе со своим ребенком.,

«Музейные тайны» Ребята знакомились с понятием, особенностями создания коллекций, изучали предметы старины и т. п.

Посещали Шатурский музей и его экспозиции, тематические выставки. Интересу детей вызывали экспозиции, посвященные годам Великой Отечественной Войны, растительному и животному миру Шатурского края, уникальной выставке "Самая старая книга" в экспозиции музея «Святые земли Шатурской». Воспитанники не только увидели старинные издания детской, учебной, художественной литературы, но и подержали в руках одно из старейших изданий, которому более 350 лет. Неподдельный восторг у детей вызвал зал «Русская изба». Дети будто перенеслись в прошлое: узнали об образе жизни предков, посидели за столом в Красном углу, почитали при свече, познакомились с особенностями и видами труда в старину.

Со следующего года будет реализация нового проекта «МукоСольки», где дети будут знакомиться с тестом, особенностями соленого теста и художественным творчеством из него.

Кроме того, в ДОО и на муниципальном уровне проведены мероприятия, направленные на дессиминацию опыта. Например, педагогический марафон «Грани педагогического мастерства в условиях реализации ФГОС» Тема дня: Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста. В рамках мероприятия мною была представлена ООД по теме ««Секреты песка» и презентация центра «Я исследователь» (экспериментирование и познавательно-исследовательская деятельность детей). Участие в муниципальной выставке-смотре «Дошкольное образование XXI века» мною был организован мастер-класс «Волшебные салфетки» и выставка поделок. В ходе работы гости познакомились с новыми, но доступными техниками и возможностями.

Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Поэтому я постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей.

Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Родители посещают познавательно игровую деятельность, помогают создавать мини-выставки, акции, проекты, эксперименты, являются инициаторами экскурсий, встреч с социальными партнерами.

Мы сотрудничаем со школой искусств им. Калинина, центром «Созвездие», Шатурский краеведческий музей, детская библиотека, ФОК «Шатура, ОВД «Шатурский», Пожарная часть, ИПЛИТ РАН, работаем с волонтерским движением – «Волонтеры Победы», местными предприятиями.

Выводы по опыту работы

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Литература:

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004

2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

4. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.

9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ,2003.

10. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие. – М. АРКТИ,2003.

11. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.

12. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами – М., 2005

13. Рыжова Н. А. Почва – живая земля – М., 2005

14. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2004

15. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.

16. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.

17. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.

Публикации по теме:

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Моя семья» Цели и задачи в разных возрастных группах. 1 младшая группа (от 2 – 3 лет) Побуждение (развивать умение) называть имена членов своей семьи,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Камни» для детей старшего дошкольного возраста Дорофеева Н. А. воспитатель группа «Пчелки» Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере.

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.

Консультация «Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Мой город» Вторая младшая Знакомить с родным городом (поселком, его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта,.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Раскрывается.

Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста. Слайд 2 Ранний возраст является ценным возрастным этапом.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 15:51
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД