Папки-передвижки

Дидактическая игра в воспитании детей дошкольного возраста

Ольга Астапенко
Дидактическая игра в воспитании детей дошкольного возраста

Опыт работы воспитателя по теме :

«Дидактическая игра в воспитании детей дошкольного возраста»

«Школа правильно руководимой игры

открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение»

Ж. Фабр

Публикация «Дидактическая игра в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального практического взаимодействия со взрослыми, сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, где, в каком окружении он растет, следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В современных условиях дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в дидактические игры. Игра перестает быть способом освоения социальных отношений, дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считают возможным их нарушать. В силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра выхолащивается из жизни детского коллектива, у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии»

Целью своей работы я вижу организацию поисковой деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет обогащать игровой опыт, тем самым развивая влияние игры. Согласно данной цели все игры были распределены на три серии:

Цель первой серии игр - научить детей способам сенсорного обследования предметов.

«Помоги мышке добраться до домика», «Разноцветные шары», «Снег пушистый кружится», «Кто быстрее соберет», «Составь узор», «Собери бусы», «Найди каждой фигуре свое место».

Цель второй серии игр – обучение приемам сравнения, где дети от пяти до семи лет овладевают следующими умениями: выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления с другими объектами, определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов, отличать существенные и не существенные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданны или легко обнаруживаются.

«Большие и маленькие», «Лучики для солнышка», «Ярмарка», «Измени по числам», «Ориентировка в пространстве»,

Третья серия игр направлены на развитие умения классифицировать, группировать и обобщать предметы ближайшего окружения. При этом дошкольники учатся : определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному

классу и, наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов, объединять предметы на основе самостоятельно выделенных общих признаков и называть образованную соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий, распределять объекты по классам (непосредственное осуществление действий классификации)

«Кукла Катя в гостях у ребят», «Подбери посуду для куклы», «На что похоже», «Облака бегут по небу», «Исследователи», «Зачем и почему», «Скажи по другому».

В процессе игры с детьми я ставлю перед собой следующие задачи: обучение детей приемам и методам мыслительной деятельности, умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками приобщаю их к моральным нормам и ценностям, активизирую и обогащаю словарный запас создаю условия для использования приобретенного опыта в самостоятельных и дидактических играх.

В основе своей работы я ориентируюсь на теорию поэтапного формирования умственных действий, которые разработали ученые П. Я Гальперин и Н. Ф Талызин.

1 этап - ориентировочный на данном этапе я знакомлю детей с тем, как и каком порядке надо действовать, что надо делать, с чего начинать, т. е я показываю, объясняю и показываю. А дети учатся выполнять все правильно.

2 этап- наиболее важный значимый, и продолжительный по времени в работе с младшими дошкольниками основной так, как все действия выполняются практически с использованием реальных предметов или же их заместителями. Этот этап также актуален, как и первый для дошкольников младшего и среднего возраста. Где дети познают мир с помощью тактильных ощущений.

На третьем этапе действия могут выполняться без опоры на реальные предметы вся последовательность, и способы выполнения проговариваются вслух. Так действия переносятся из внешнего плана - наглядно- действенного во внутренний план - речевой. С середины средний группы дети учатся проговаривать свои действия вслух как они это будут делать, что делать и какой последовательности, и какой результат получат на выходе.

В четвертом этапе действия сворачиваются и протекают в форме внутренней речи. Выполняются про себя. Этот этап характерен для детей старшего дошкольного возраста. Так как внутренняя речь сокращенная и осуществляется в быстрой форме.

В последний пятый этап представляет собой собственно умственное действие – максимально быстрое и результативное. Способность выполнять его проявляется в конце дошкольного детства. На этом этапе мною прилагается максимум усилий, чтобы был, достигнут положительный результат.

В ходе реализации данных этапов, системной работы с детьми и классификации игр от простой к более сложной я использую перспективное планирование.

Перспективное планирование для детей раннего возраста месяц Содержание занятий Задачи

октябрь «Помоги мышки добраться до домика»

«Кто как кричит» Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер. Правильно называть плоскостную геометрическую фигуру

Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков

ноябрь «У бабушки на огороде»

«Разноцветные шары» Учить узнавать и называть некоторые овощи и фрукты.

Учить детей сравнивать предметы с учетом цвета, формы, величины.

декабрь «Снег пушистый кружится»

«Кто быстрее соберет» Учить выкладывать плоскостные кружки в прямую линию.

учить правильно собирать пирамидку

январь «Лучики для солнышка»

«Кукла Катя в гостях у ребят» Закреплять цвет, форму, величину.

Учить подбирать столовую посуду, активизировать название в речи.

февраль «Большие и маленькие»

«Собери картинку» Учить сравнивать и подбирать предметы по величине.

Учить собирать картинку из четырех предметов.

март «Подбери посуду для куклы»

«На что похожи?» Закреплять знания о столовой посуде.

Развитие действий соотнесения различных предметов формы с эталонами.

Апрель «Овощи и фрукты»

«На птичьем дворе» Учить узнавать и называть овощи и фрукты. Формировать способность к обобщению.

Учить узнавать и называть домашних птиц

Май «Облака бегут по небу».

«Составь узор» Расширять представления об окружающем мире. Обогащать словарь детей.

Развивать мелкую мускулатуру рук, аккуратность, глазомер.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Дидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Чьи это вещи?" направлена на развитие гендерного воспитания для детей младшего дошкольного возраста. Цель: учить детей.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных,.

Дидактическая игра «Кто что ест?» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто что ест?» для детей младшего дошкольного возраста Игра сделана при помощи вырезанных цветных изображений животных, приклеенных к баночкам и вырезанные картинки изображения еды для животных.

Дидактическая игра «Мы солдаты» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Мы солдаты». Физическое развитие. Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.

Дидактическая игра «Овощи» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста "Сложи картинку" Цель: познакомить детей с разнообразием овощей; учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие,.

Дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста «Телефон»Дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста «Телефон» Дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста «Телефон» Автор: Миненко Дина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ д/с комбинированного.

Дидактическая игра «Противоположности» для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая игра «Противоположности» для детей среднего дошкольного возраста Дидактическая игра: «Противоположности» для детей среднего дошкольного возраста. Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Сосчитай-ка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Сосчитай-ка!» Цель: Закреплять у детей навыки счёта в пределах 12, соотносить число и количество предметов. Дидактическая.

Развивающая дидактическая игра «Три медведя» для детей дошкольного возрастаРазвивающая дидактическая игра «Три медведя» для детей дошкольного возраста Развивающая дидактическая игра «Три медведя» /для детей дошкольного возраста/ Сорокина Анжела Валерьевна Цель: развитие речи, мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра в воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2021 в 19:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД