МААМ-картинки

Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями»

Екатерина Сидорова
Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями»

Опыт работы воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 36 комбинированного вида»

городского округа Саранск

Сидоровой Екатерины Леонидовны

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями»

Публикация «Опыт работы воспитателя по теме „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями“» размещена в разделах

В дошкольном образовании я работаю с 19 лет, сразу после окончания Зубово-Полянского педагогического училища. В моей жизни было несколько профессиональных учебных заведений: МГПИ им. Евсевьева,1997 год и ГБУ «МРИО»,2009 год. Моя дошкольная педагогическая деятельность прошла от воспитателя до заведующей детским садом. Затем в моей педагогической практике был перерыв, но я опять пришла работать в детский сад воспитателем. Опыт моей работы в детском саду более 20 лет и я пришла к выводу, что начинать работу с детьми надо с работы с родителями.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность проблемы состоит в том, что в России семейная политика признается одним из основных направлений социальной политики. Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение правильного образа жизни. Свою работу я построила на основных документах дошкольного образования.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (ФГОС 2.11.2.).

Основные требования ФГОС ДОк реализации образовательной программы отражают необходимость включения в деятельность ДОО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:

-исследование семей;

-просвещение родителей в разных формах и видах (законных представителей, обмен опытом;

-вовлечение родителей (законных представителей) в педагогический процесс: различные мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;

-участие родителей (законных представителей) в управлении дошкольной организацией;

-индивидуальная работа.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны педагогов детского сада. Анализ и опыт моей работы показал,что признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Основной целью своей педагогической деятельности я поставила: укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной, творческой личности ребенка.

Условия формирования

ведущей идеи опыта, условия возникновения,

становления опыта.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений считают психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей ориентируют на одно из первых мест.

Современная система дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем установили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного, традиционного, творческого опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное становление, усвоение традиций, ценностей.

Исследуя семьи своей группы я пришла к выводу, что настоящее время российская семья переживает настоящий кризис. Это проявляется в снижении престижа семьи, в увеличении числа разводов и неполных семей, в постоянном снижении рождаемости. Зачастую семья не является той первичной, референтной для человека которой она призвана быть. В связи с этим семья не справляется со своими задачами, ее функциональный потенциал снижается. Разрушение традиций семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сфере современного общества. Не случайно семейная политика стала одним из приоритетных направлений государственной политики.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В. М. Бехтерева, П. П. Болонского, М. И. Демкова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. С. Лунина, А. Н. Острогорского, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, С. П. Шевырева и др., в их трудах отражены семейные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи. В последнее время интерес к вопросам воспитания и обучения детей родителями особенно возрос. О трудностях семейного воспитания пишут педагоги, психологи, юристы, благодаря которым появляется литература, раскрывающая эти трудности, с которыми могут столкнуться родители при воспитании детей, а также проблемы и задачи, которые необходимо решать правильно и своевременно. Включение семьи как партнера и активного субъекта в среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия отношений педагогов и родителей.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет все средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей (законных представителей) в развитие разнообразной творческой деятельности ребенка. Все это позволяет рассматривать работу с родителями (законными представителями) как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.

В связи с этим, вопрос поиска и внедрения в работу современных форм взаимодействия детского садас семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Все чаще слышатся призывы к сотрудничеству детского сада и семьи. Но, что же такое сотрудничество, что подразумевают под этим словом, когда говорят о детском саде? Детский сад сотрудничает с семьей или детский сад и семья - это содружество? Вроде бы слова по значению близкие, но в них есть смысловые нюансы. Сотрудничать можно и холодно, признавая право партнера на существование. А на мой взгляд, содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, здесь присутствует эмпатия, именно таким и должно быть общение детского сада с семьёй.

Теоретическая база опыта.

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е. П. Арнаутова, Т. И. Доронова, О. В. Солодянкина. ,Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, для себя я выделила основные направления на содержание работы с семьей :

• единство в работе ДОО и семьи по воспитанию детей;

• взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и

родителями (законными представителями);

• использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

• индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Ученые закладывают в основу организации взаимодействия ДОО ссемьей принципы преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Ш. А. Амонашвили, рассматривая в своих трудах вопрос взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (в книгах «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как организовать процесс ее формирования.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

В своей работе я стараюсь полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищу новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями (законными представителями) в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются интерактивные - создание мини- презентаций, проекты, дискуссии, интерактивные игры, тематические акции, тренинги, совместные занятия и практикумы. Родители - активные пользователи социальных сетей хорошо принимают информацию через различные тематические интернет-сообщества. В жизнь нашего сообщества детей, родителей и воспитателей прочно вошла проектная деятельность- она стала неотъемлемой частью жизни нашей группы. Начиная с младшей группы, мы с родителями подготовили много творческих проектов :

«Сенсорное развитие детей» - в ходе этого проекта мной был подготовлен материал (наглядный и теоретический, а родители приняли участие в разработке пособий, игр, фото-отчетов. Дети получили знания и радость от общения с родителями.

«Православные праздники» - этот проект продолжается до сих пор и приносит хорошие результаты. В рамках своего кружка я провожу с родителями и детьми работу по православному просвещению. Мы организуем развлечения, совместные экскурсии, творческие выставки. Тематические занятия в нетрадиционной форме помогают детям усвоить непростые законы жизни в обществе.

«Дружные выходные всей семьей» - в рамках этого проекта мне хотелось нацелить родителей на совместное общение детей и родителей. Просвещение родителей об организации отдыха с детьми, знакомство с интересными уголками родного города, показ игровых занятий совместно со взрослыми. Проект продолжается и мне хотелось бы от родителей более полного включения в работу, но либо отсутствие времени, желания и заинтересованности мешает реализовать поставленные мной задачи.

«Традиции моей семьи» - реализация этого проекта помогает молодым семьям находить свой, неповторимый облик. Во время работы над этим проектом мы учились с родителями находить особенные праздники для родителей и детей, учились их отмечать в нетрадиционной форме. Не многие семьи охотно откликаются на такую форму работы. Но те кто сотрудничает со мной получают отличные результаты в отношениях с детьми.

• «Мордовский орнамент как средство развития сенсорной культуры дошкольников» - этот проект мы разработали в рамках инновационной деятельности детского сада. Совместно с родителями мы изучали творчество мордовских умельцев : вышивку, народный костюм, роспись посуды и матрешек. Родители с детьми посетили музей, создавали работы для нашего мини-музея в группе. С детьми мы провели цикл занятий по изучению мордовского орнамента и воплотили его в лепке, аппликации, конструировании. Мной был подготовлен наглядный материал для детей и родителей по данной теме.

«Как я провел лето» - это проект стал не только познавательным, но творческим. Каждая семья подготовила коллаж из рисунков и фотографий. Дети с удовольствием делились своими впечатлениям, рассказывали друзьям о событиях лета и новых впечатлениях. Родителям было приятно осознавать, что они совместно с детьми сделали очень красивый и интересный творческий продукт. Такие выставки я планирую проводить каждый год, потому что они вызвали интерес в нашем коллективе детей и родителей.

Хорошие результаты дает практическая деятельность: совместные занятия, мастер-классы, проведение различных мероприятий художественно-эстетической направленности. Активно и весело проходят совместные православные праздники: «Пасха», «Масленица». Принесли положительные результаты мастер-классы: «Учимся говорить». «Послушный язычок», «Мы учим буквы», «Что такое аппликация?». Совместные занятия по духовно-нравственному воспитанию помогают родителям открыть новые стороны своих детей, учат взаимодействию ребенка и взрослого, помогают понять эмоции и настроения детей, наладить эмоциональный контакт, проявить доброжелательность, приветливость, открытость. В группе сформировались группы по интересам «Рукодельницы», «Художники», «Строители». С помощью этих небольших объединений родителей и детей мы организовываем выставки, строим постройки из снега, украшаем группу к праздникам, проводим тематические занятия. Особое внимание хочется уделить нашему сообществу «Вместе с бабушкой». Так сложилось, что в группе есть активные и инициативные бабушки. Они помогают нам не только с подготовкой к выставкам и утренникам. Но и охотно приходят в группу : читают книги, рассказывают о своей жизни, играют с детьми. А какие спектакли готовят дети для этих благодарных слушателей! Ежегодно в октябре мы с детьми готовим для них развлечение к Дню пожилого человека.

Внимание родителей привлекла такая форма работы как совместные практики, то есть проведение обучающих занятий совместно родители-дети. Практическая помощь была оказана мной по разнообразным темам: «Артикуляционная гимнастика», «Маленький умелец», «Как хорошо уметь читать!». В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении.

Большая роль в нашем сотрудничестве занимает оздоровительная работа. Для родителей мной собран теоретический и наглядный материал по оздоровлению детей и профилактике простудных заболеваний. Проведение совместных спортивных праздников очень нравится детям, хотя родители не очень охотно принимают в них участие. Творческие мамы помогли изготовить оборудование для физкультурного уголка и дети в свободной деятельности используют его в играх. Традиционными стали Дни здоровья - рядом с нашим детским садом есть парковая зона и мы выходим на совместные прогулки с родителями 1 раз в 3 месяца. Веселые эстафеты, прогулки на природе, знакомство с флорой и фауной помогают общению детей и родителей, укрепляют здоровье и поднимают настроение.

Традиционная форма работы с родителями – родительское собрание, часто родители игнорируют их, ссылаясь на занятость на работе. В своей практике я все чаще применяю нетрадиционные родительские встречи. По отзывам родителей они приносят больше пользы, чем классические доклады и консультации в лекционной форме. Наблюдение в динамике показало, что на наши встречи приходит все больше родителей, даже стали приходить папы.

Моё сотрудничество с родителями (законными представителями) предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) является взаимодействие, в котором родители (законные представители) - не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. Родители готовят развлечения и участвуют в них, мини-отчеты о нашей жизни в группе в виде стенгазет, коллажей стали доброй традицией. Подготовка родителями мастер-классов, участие в родительских встречах, не как пассивные слушатели, а участники дают положительные результаты.

В основу данного педагогического опыта мной были положены следующие условия для его формирования, возникновения и становления:

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Задачи:

Способствовать установлению партнёрских отношений между воспитанниками и их родителями. Совместное создание педагогами и родителями как в детском саду,так и в семье позитивного психологического климата, предупреждающего невротизацию ребенка.

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

• Формирование у ребенка способов межличностного взаимодействия со взрослыми, сверстниками. Обогащение социального опыта ребенка.

• Поднятие престижа семьи, ее традиций.

• Повышение педагогической культуры родителей. ,

• Внесение в сознание детей идеи уважительного, ненасиль-ственного отношения к другому человеку. ,

Формы реализации:

• театрализованные игры;

• праздники и развлечения;

• театрализованная деятельность;

• занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;

• выставки детского творчества, совместного творчества детей и взрослых;

Основные средства и методы работы с родителями :

• информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду и семье (общие и групповые родительские собрания, консультации);

• вовлечение родителей в совместную работу с детьми, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества (огромную помощь оказывает работа родительского комитета);

• подготовка оборудования, материалов и инструментов;

• включение произведений детского творчества в эстетически развивающую среду, окружающую детей;

• проведение выставок детско-взрослого творчества, праздников, развлечений, конкурсов.

Ожидаемый результат:

• активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;

• умение планировать свои действия, аргументировать свой выбор;

• умение видеть красоту человеческого творения;

• укрепление детско – родительских отношений.

Анализ результативности.

Результаты работы показали необходимость дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи в данном направлении. Привлечение всех семей воспитанников к активному участию в жизни детского сада и группы, к воспитанию творческих способностей детей дошкольного возраста. Необходимо обмениваться опытом воспитателям и родителям, систематично взаимодействовать друг с другом. Ведь в сотрудничестве огромная значимость воспитания творческих способностей детей, ответы на такие вопросы: какой живой интерес могут вызвать разнообразные мероприятия у детей и взрослых, какую роль они играют в познавательном и эмоциональном развитии личности дошкольника. Начиная работу по организации совместной деятельности с родителями, я прекрасно понимала, что инициатором установления сотрудничества должна стать я, поскольку профессионально подготовлена к образовательной работе, а следовательно, понимаю, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Я так же понимала, что мероприятия, проводимые эпизодически, не будут иметь положительного эффекта.

Все выбранные формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создали атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, способствовали повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Хорошо налажено общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

На данном этапе работы родители поняли, что их вовлечение в совместную педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Таким образом, я могу сделать вывод, что использование разнообразных: современных и классических форм организации и технологий развития совместной деятельности с семьями воспитанников моей группы даёт положительные результаты.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Многие из них заняты заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер, полицию. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому научиться жить и взаимодействовать ДОУ с семьей – одна из главных задач детского сада. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт по «Развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями» перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений.

Реализация работы по воспитанию творческих способностей детей при направленном руководстве, при участии семьи и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают хороший обучающий и развивающий эффект.

Опыт моей педагогической деятельности по работе с родителями показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1. Развивают творческое воображение ребенка; помогаютразвитию мускулатуры руки, координации; активизируют свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

2. Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3. В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4. Радость и удовлетворение от семейного творчества и возможности обогатить и передать опыт.

5. Повышение статуса Семьи.

Публикации по теме:

Инновационный опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Содержание: 1. Вступительная часть 2. Основная часть 2.1. Практический раздел 2.2. Методы и приемы 3. Заключение 4. Литература «Игра это.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» Искусство театра - самое передовое, жизнерадостное, светлое, человеческое. Велико мастерство всех создателей и участников театральных спектаклей.

Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей 4–7 лет через нетрадиционные техники рисования» Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей.

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет, через нетрадиционные техники рисования и аппликации.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Артамонова Татьяна Васильевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» Опыт работы по теме «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность». «Ведь от того,.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей» Введение Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта Яковлевой Н. П. по теме: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обобщение опыта работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В начале 2018 года начала работать по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями»
Опубликовано: 24 июля 2019 в 21:26
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД