Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Надежда Бойцова
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта Яковлевой Н. П. по теме: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка «В гостях у сказки».

Введение.

Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, так как преодолевая пространство и время, она сочетает возможности нескольких видов искусства – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Актуальность деятельности.

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой маторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольнного возраста.

Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие дети меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них». Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего, и родилась идея создать театральный кружок на базе детского сада. Детей набирала по их желанию участвовать в спектаклях.

Поэтому я поставила перед собой цель:

развивать коммуникативные способности у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, и поставила задачи:

1. учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

2. способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;

3. развивать память, внимание, воображение;

4. обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

6. поощрять интерес к сценической деятельности.

Театрализованной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста я занимаюсь сравнительно не долго, второй год. Программа кружка «В гостях у сказки» затрагивает следующие области ФГОС ДО:

• речевое,

• социально – коммуникативное,

• познавательное развитие,

• физическое развитие.

Перспективное планирование программы кружка разработано на основании парциальной программы «Театр – творчество – дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)

Направленность программы:

Данная программа направлена на развитие коммуникативных способностей детей средствами театрально-игровой деятельности, а так же на художественно - эстетическое развитие у детей дошкольного возраста.

Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.

Занятие по театрализованной деятельности строиться на принципах:

- постоянная обратная связь;

- диалогизация образовательного процесса;

- оптимизация развития (активная стимуляция);

- эмоциональный подъем;

- добровольное участие (свобода выбора);

- погружение в проблему;

- свободное пространство, гармонизация развития.

Структура образовательной деятельности:

- ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

- речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию;

-упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием кукол, шапочек-масок и др.);

- упражнения на мимику и жесты;

- этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

- поэтапное разучивание спектакля (отдельные сценки, диалоги и т. д.)

Основными методами являются:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей

В течение учебного года в старших дошкольных группах ставиться минимум два спектакля. Театрализация включается в сценарии праздников и развлечений

Работа театрального кружка «В гостях у сказки» ведется с детьми старшего дошкольного возраста и включает в себя 5 разделов.

1 раздел - «Театральная игра». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры - готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Пример: «Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три – замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества.

Пример: «День рождения»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т. п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фламастер и даже «живой» кот.

2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Пример: «СКУЛЬПТОР»

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.

Пример: «Забавные стихи»

Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей отбирать рифму к словам.

Ход игры. Дети подбирают предложение в рифму предложенным слогам.

Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют - птицы весело поют,

Ят-ят-ят-ят - это комары звенят,

Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.

Ёт-ёт-ёт-ёт-

Ут-ут-ут-ут-

4 раздел. «Основы театральной культуры». Это раздел призван обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрения 5 основных тем:

• Особенности театрального искусства.

• Виды театрального искусства.

• Рождение спектакля.

• Театр снаружи и изнутри.

• Культура поведения в театре.

5 раздел. «Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1. Знакомство с пьесой.

2. От этюдов к спектаклю.

Основные правила раздела:

• не перегружать детей;

• не навязывать своего мнения;

• не позволять другим детям вмешиваться в действия других;

• предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. В процессе работы над спектаклем «Веселый теремок» предлагала детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами.

2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название.

3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4 этап – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость, создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.

5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.

7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.

10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Моя задача – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа преобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.

Занятия провожу в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в свои силы.

Занятия строю по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий,

погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки.

На первом году занятий первоочередными задачами ставила умение владеть своим телом,

координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.

Пример: «Муравьи»

Цель. Учить ориентироваться в пространстве, перемещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход занятия. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми, стараясь заполнить свободное пространство.

В этом учебном году перед дошкольниками ставлю более сложные задачи: увеличить количество упражнений и творческих заданий, повысить требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, стараюсь создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую внимание на промахах и ошибках.

Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Проходит он примерно по такой схеме.

1. Знакомство с инсценировкой. О чем она? Какие события в ней главные?

2. Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.

3. Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

4. Анализ придуманных поступков

5. Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.

6. Подготовка театрального костюма.

7. Использование грима для создания образа.

8. Генеральная репетиция.

9. Спектакль.

На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительны минуты, когда зал притих и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка. Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители.

Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями и педагогами моих подопечных. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.

Предлагаю родителям в домашних условиях, а педагогам в группе, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. При этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка.

Предполагаемые умения и навыки к концу года:

• Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

• Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

• Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

• Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

• Находить оправдание заданной позе.

• На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

• Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

• Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

• Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах

• Знать и четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок вслух, шопотом и беззвучно.

• Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

• Уметь строить диалог на заданную тему, самостоятельно выбирая партнера.

• Уметь подбирать рифму к заданному слову.

• Уметь сочинять рассказ от имени героя.

• Уметь составлять диалог между сказочными героями.

• Уметь согласовывать свои действия с другими детьми, находить контакт в отношениях.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущий вид деятельности - игру, расширить свой коммуникативный опыт. Ребенок начинает чувствовать, осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевой игры В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Введение Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам «Зайчики и лиса» Дети (зайчики) собираются у одной из стен,.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является речевое развитие. Слайд 2 Хочу представить вашему вниманию опыт работы.

Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами речемыслительной деятельности» МБДОУ «Центр Развития Ребёнка –детский сад № 165» Опыт работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1 Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответ-ственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком.

Педагогический опыт «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»Обоснование перспективности и актуальности опыта. Его значение.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник аппликации» Представление педагогического опыта работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития.

Презентация «Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 марта 2019 в 21:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД