Приложение МААМ

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4

Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуальные-

игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки. Например, игра «Вопросики». Развивает, стимулирует желание узнавать больше о знакомых предметах, явлениях. Нужно побудить работать не только память ребенка, но и помочь активизировать его мышление, любознательность, заложенную от рождения. Допустим, ребенок задает вопрос, я не тороплюсь тут же отвечать, а задаю встречный вопрос, пусть ответит ребенок.

Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными, Часть 4» размещена в разделах

Примером подобных игр служат также и другие игры. Например, «Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Кто медведя весной разбудил?» (Приложение 4). Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: «А если бы пропало солнце? А если бы медведь зимой не спал? А если бы птицы не улетали на юг? И т. д.». Игра «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …» ставит ребенка на место объекта и стимулирует работу воображения и мышления ребенка.

Эмоциональные-

игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы. Примером таких игр служат: «Летает- не летает», «Собери животным корм на зиму» (в этой игре предлагаю детям не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собирать, «На что похоже? (ассоциации по цвету, форме, размеру, «Узнай по описанию (по контуру) животное».

Игра «Узнайте животного по описанию». Цель этой игры заключается в совершенствовании знаний детей о домашних животных, учить находить картинки по описанию, развивать внимательность, память, мышление. Я предлагаю детям найти то животное, которое опишу. Например: «Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости». Ребенок подходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети отвечают, согласны они или нет

Регулятивные-

игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, «Найди маму», «Узнай, где живет».В игре «Кто пришел? дети учатся узнавать животных по голосу и правильно их называть, воспроизводить их звуки. Здесь одни дети показывают животных, а другие должны отгадать по движениям и по звукам, которые те издают, какое животное перед ними. Игра «Кто, где живет» учит детей классифицировать диких и домашних животных. Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко! Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик. Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

Творческие-

музыкально-хоровые, игры- труд, театрализованные. Тему домашних животных легко обыгрываю с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. В гости к детям «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Обязательно предлагаю детям на правах помощников поучаствовать в этих трудовых имитационных операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать нашу сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Социальные-

игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия: «Чудесный мешочек», «Животные и их детёныши» и т. д.

В большинстве используемых мной дидактических игр я использую такой метод, как выявление и разрешение экологических противоречий выяснить, почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основа рассуждения такова: если я сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. На основе данного приема строятся дидактические игры «Хорошо- плохо», «Что будет если. ?». В игре «Хорошо – плохо» мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны: зимой шубка у зайчика белая - хорошо. Почему? Потому что на снегу его не заметит лиса и волк. Зимой шубка у зайчика белая - плохо. Почему? Если волк или лиса не поймают зайчика, они останутся голодными. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". В игре «Что было бы, если из леса исчезли…» детям предлагают убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игры на развитие чувственного восприятия: позволяют развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: с их помощью дети упражняются в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку; выделяют признаки и свойства объектов, участвуют в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Такие игры подводят к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

Применение в дидактических играх презентаций- используя электронные пособия в игровой и совместной деятельности, дети активно включаются в выполнение заданий, охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. ИКТ позволяют организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повышают творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения.

Игровые упражнения и игры-занятия- развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам. Так же развивают память, мышление и воображение ребенка (Приложение 5).

Игровые подражательные движения - дети учатся двигаться «как медведь», «как зайчик», «как лиса» и др. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений (Приложение 7). Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. К примеру, игра «Подражаем животному»: ребенку предлагается лечь на коврик. Взрослый произносит фразу: «Тихо…тихо… вижу я в лесу лисицу (зайчика, волка, слона, змею)». Услышав название животного, ребенок поднимается и начинает подражать этому животному. Снова ложится и ожидает названия следующего животного.

Подвижные игры природоведческого характера, а также использование физминуток (Приложение 6) - создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе., а также способствую физическому развитию детей.

Часть уже известных игр была мною наполнена другим содержанием. Так, например, в игре «Такое животное, беги ко мне» дети показывают зайчиков, медвежат, лисичек, лошадок и др. Эта игра придумана по аналогии всем известной игры «Такой листочек, лети ко мне». Или аналог игры «Съедобное- несъедобное»- игра «Угадай, кто я?». Здесь взрослый, бросая мяч ребенку, загадывает животных по звукам, которые те издают, а ребенок должен назвать этих животных. Аналоги игры «Можно- нельзя»- игра «Хорошо-плохо» и «Вредный- полезный»: здесь ребенок выделяют признаки и свойства объектов, участвуют в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Еще пример, игра «Когда это бывает». В эту игру были добавлены другие задачи: определить и назвать, какие изменения происходят с животными в определенное время года: медведь спит в своей берлоге. Когда? Зайчик меняет свою белую шубку на серую. Когда? Ежик собирает грибочки и яблочки. Когда? И т. д.

Любое направление образовательного процесса и в частности ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание, будут наиболее эффективно реализованы при участии родителей.

В целях привлечения родителей к данной проблеме мною подготовлены консультация «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце». В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена информация по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное», «Птицы - наши друзья» и другие. Была создана папка-передвижка «Животные - наши друзья», «Поиграем вместе». (Приложение № 3)

Организована совместная выставка поделок из природного материала на тему «Дикие животные». Родители принимали участие в изготовлении на территории детского сада игрового оборудования из бросового материала «Божья коровка», «Черепаха».

4. Выводы.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания наших детей. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке жука или улитку. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех в воспитании невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений и формирует определенные свойства личности.

Следует отметить: игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.

Используя дидактические игры о животных в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о животном мире, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где?», сформировался широкий круг представлений о жизни различных животных.

Таким образом, организация дидактических игр и наблюдения за детьми в ходе их проведения показали, что игра благоприятно влияет на формирования знаний о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Инновационный опыт «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Цель иследования Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста. Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей, познать окружающий мир, его законы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4
Опубликовано: 11 июля 2017 в 14:46
+61Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ревина (УИ 382516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД