Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальные-
игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки. Например, игра «Вопросики». Развивает, стимулирует желание узнавать больше о знакомых предметах, явлениях. Нужно побудить работать не только память ребенка, но и помочь активизировать его мышление, любознательность, заложенную от рождения. Допустим, ребенок задает вопрос, я не тороплюсь тут же отвечать, а задаю встречный вопрос, пусть ответит ребенок.
Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными, Часть 4» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Средняя группа
- Темочки
Примером подобных игр служат также и другие игры. Например, «Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Кто медведя весной разбудил?» (Приложение 4). Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: «А если бы пропало солнце? А если бы медведь зимой не спал? А если бы птицы не улетали на юг? И т. д.». Игра «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …» ставит ребенка на место объекта и стимулирует работу воображения и мышления ребенка.
Эмоциональные-
игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы. Примером таких игр служат: «Летает- не летает», «Собери животным корм на зиму» (в этой игре предлагаю детям не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собирать, «На что похоже? (ассоциации по цвету, форме, размеру, «Узнай по описанию (по контуру) животное».
Игра «Узнайте животного по описанию». Цель этой игры заключается в совершенствовании знаний детей о домашних животных, учить находить картинки по описанию, развивать внимательность, память, мышление. Я предлагаю детям найти то животное, которое опишу. Например: «Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости». Ребенок подходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети отвечают, согласны они или нет
Регулятивные-
игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, «Найди маму», «Узнай, где живет».В игре «Кто пришел? дети учатся узнавать животных по голосу и правильно их называть, воспроизводить их звуки. Здесь одни дети показывают животных, а другие должны отгадать по движениям и по звукам, которые те издают, какое животное перед ними. Игра «Кто, где живет» учит детей классифицировать диких и домашних животных. Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко! Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик. Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.
Творческие-
музыкально-хоровые, игры- труд, театрализованные. Тему домашних животных легко обыгрываю с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. В гости к детям «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Обязательно предлагаю детям на правах помощников поучаствовать в этих трудовых имитационных операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать нашу сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Социальные-
игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия: «Чудесный мешочек», «Животные и их детёныши» и т. д.
В большинстве используемых мной дидактических игр я использую такой метод, как выявление и разрешение экологических противоречий выяснить, почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основа рассуждения такова: если я сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. На основе данного приема строятся дидактические игры «Хорошо- плохо», «Что будет если. ?». В игре «Хорошо – плохо» мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны: зимой шубка у зайчика белая - хорошо. Почему? Потому что на снегу его не заметит лиса и волк. Зимой шубка у зайчика белая - плохо. Почему? Если волк или лиса не поймают зайчика, они останутся голодными. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". В игре «Что было бы, если из леса исчезли…» детям предлагают убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Игры на развитие чувственного восприятия: позволяют развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: с их помощью дети упражняются в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку; выделяют признаки и свойства объектов, участвуют в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Такие игры подводят к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.
Применение в дидактических играх презентаций- используя электронные пособия в игровой и совместной деятельности, дети активно включаются в выполнение заданий, охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. ИКТ позволяют организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повышают творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения.
Игровые упражнения и игры-занятия- развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам. Так же развивают память, мышление и воображение ребенка (Приложение 5).
Игровые подражательные движения - дети учатся двигаться «как медведь», «как зайчик», «как лиса» и др. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений (Приложение 7). Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. К примеру, игра «Подражаем животному»: ребенку предлагается лечь на коврик. Взрослый произносит фразу: «Тихо…тихо… вижу я в лесу лисицу (зайчика, волка, слона, змею)». Услышав название животного, ребенок поднимается и начинает подражать этому животному. Снова ложится и ожидает названия следующего животного.
Подвижные игры природоведческого характера, а также использование физминуток (Приложение 6) - создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе., а также способствую физическому развитию детей.
Часть уже известных игр была мною наполнена другим содержанием. Так, например, в игре «Такое животное, беги ко мне» дети показывают зайчиков, медвежат, лисичек, лошадок и др. Эта игра придумана по аналогии всем известной игры «Такой листочек, лети ко мне». Или аналог игры «Съедобное- несъедобное»- игра «Угадай, кто я?». Здесь взрослый, бросая мяч ребенку, загадывает животных по звукам, которые те издают, а ребенок должен назвать этих животных. Аналоги игры «Можно- нельзя»- игра «Хорошо-плохо» и «Вредный- полезный»: здесь ребенок выделяют признаки и свойства объектов, участвуют в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Еще пример, игра «Когда это бывает». В эту игру были добавлены другие задачи: определить и назвать, какие изменения происходят с животными в определенное время года: медведь спит в своей берлоге. Когда? Зайчик меняет свою белую шубку на серую. Когда? Ежик собирает грибочки и яблочки. Когда? И т. д.
Любое направление образовательного процесса и в частности ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание, будут наиболее эффективно реализованы при участии родителей.
В целях привлечения родителей к данной проблеме мною подготовлены консультация «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце». В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена информация по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное», «Птицы - наши друзья» и другие. Была создана папка-передвижка «Животные - наши друзья», «Поиграем вместе». (Приложение № 3)
Организована совместная выставка поделок из природного материала на тему «Дикие животные». Родители принимали участие в изготовлении на территории детского сада игрового оборудования из бросового материала «Божья коровка», «Черепаха».
4. Выводы.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания наших детей. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке жука или улитку. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех в воспитании невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений и формирует определенные свойства личности.
Следует отметить: игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.
Используя дидактические игры о животных в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о животном мире, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где?», сформировался широкий круг представлений о жизни различных животных.
Таким образом, организация дидактических игр и наблюдения за детьми в ходе их проведения показали, что игра благоприятно влияет на формирования знаний о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста.