Получи документы

Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников

Елена Федорченко
Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников

"Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников. "

Федорченко Елена Юрьевна, старший воспитатель детского сада "Дельфин" г. Нефтегорска

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Публикация «Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников» размещена в разделах

Хочется, рассказать, что наше дошкольное учреждение делает в данном направлении.

Детский сад «Дельфин» г. Нефтегорска более 4 лет уделяет особое внимание патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с историей и современностью Самаркой губернии.

В каждой возрастной группе работа идёт в трё х направлениях:

1. Знакомство с малой родиной.

2. Знакомство с традициями народов.

3. Знакомство с историей великого праздника День победы.

Обязательное условие реализации данных направлений, максимальное привлечение социальных партнёров.

Например, взаимодействия с Управлением культуры и молодёжной политики муниципального района Нефтегорский, а именно с районной Детской библиотекой :

Сотрудники библиотеки, приходят в дошкольное учреждение к дошкольникам старших групп и приносят детскую художественную литературу, детские журналы. При этом соблюдаются все правила посещения настоящей библиотеки. Библиотекарь приносит набор книг (отобранный самостоятельно из новинок библиотечного фонда или же, в соответствии с заказом воспитателя на определённую тематику). Все принесённые книги выставляются, и каждый ребёнок выбирает понравившуюся книжку, и также как и в библиотеке, все данные заносятся в его личный формуляр (который принёс сам библиотекарь). Для ребёнка и его семьи это очень удобно. Так как, есть возможность посетить библиотеку не зависимо от погодных условий, ребёнок в непринуждённой обстановке получает доступ в библиотеку, у него формируется умение активного пользователя библиотекой, а так же вместе с семьёй они могут в удобное для них время сходить в библиотеку и сдать или выбрать другую книгу.

Совместно с Детской библиотекой проводятся интересные мероприятия, организованные, как на территории ДОУ, так и в помещениях библиотеки.

Актуальным являются ежегодные тематические мероприятия, акция «Читаем детям о войне», мероприятия, посвящённые дню космонавтики, проведение Недели Детской и юношеской книги и одним из крупных проектов, это фестиваль о традициях и обычаях народов Самарской области «Разноцветные луга соседства».

Фестиваль о традициях и обычаях народов Самарской области «Разноцветные луга соседства», это мероприятие, проводимое в рамках празднования «Дня народов и национальных культур Самарского края». Молодой праздник, учреждённый Губернатором. Впервые проводился 12 сентября 2015 года.

Не смотря на то, что фестиваль имеет статус городского и в нём принимают участие все детские сады города, но подготовка, к нему в каждом детском саду идёт по особенному, в зависимости от того какую национальность будет представлять детский сад на заключительном мероприятии.

Основная концепция фестиваля «Жить в мире и согласии, уважать обычаи и традиции людей, говорящих на других языках, исповедующих другую религию».

Цели:

- Популяризация этнокультурного наследия народов Самарской области.

- Формирование культуры толерантности и воспитания детей на традициях взаимодействия разных национальных культур.

- Формирование положительной мотивации для развития активноси детей.

Задачи:

- Сохранение и возрождение народных традиций, чрез приобщение к истокам игрового фольклора.

- Утверждение идей патриотизма, многонационального, многоукладного колорита народов, проживающих на территории Самарской области.

- Способствовать формированию у детей толерантных отношений к представителям других этнокультур.

- Знакомство детей с краеведческой литературой.

Фестиваль проходит в два этапа: предварительный и основной.

Предварительный этап:

1. Проведение организационного собрания в Районной Детской библиотеке со старшими воспитателями дошкольных учреждений для обсуждения работы фестиваля и распределения национальностей, населяющих Самарскую область (февраль – март).

2. Проведение ознакомительных занятий с детьми по традициям и обычаям того народа, которого будет представлять детский сад.

3. Проведение фольклорных праздников.

4. Подготовка к заключительному мероприятию (создание фото презентации, написание сценария, оформления выставок, украшение зала, подборка музыкального сопровождения, изготовление пригласительных билетов для гостей).

Основной этап – заключительное мероприятие, которое проводится в доме культуры города. На данном мероприятии каждый детский сад демонстрирует свою работу:

1. Представляет традиции и обычаи выбранной народности.

2. Оформляет выставку представленного народа (предметы быта, куклы в народных костюмах и игрушки, музыкальные инструменты, книги и др.).

Каждое выступление оценивает жюри по пяти критериям:

- отражение идеи;

- информативность материала;

- глубина и яркость раскрытия темы;

- творческий подход и оригинальная форма выступления;

- самобытность в исполнении творческих работ.

В 2015 году ребята подготовительной группы под руководством воспитателя представляли на фестивале хлебосольный Русский народ. Силами детского сада, в зале была оформлена выставка русских народных предметов: музыкальных инструментов, игрушек и кухонной утвари. Представляли ребята Русскую народную игру «Карусели». При подготовке к этому мероприятию все участники (дети, родители, педагоги) вели поисково-исследовательскую работу; изучали народные традиции и игровой фольклор; знакомились с краеведческой литературой; с национальными жилищами, промыслами, одеждой.

В 2016 году, наш детский сад представлял национальность Мордва. Подготовительная работа велась уже совместно с народным мордовским коллективом «Эрзяночка» и мордовским национальным центром «Лисьмапря» м. р. Нефтегорский. На заключительном мероприятии ребята показали свой творческий номер – обряд из осеннего цикла народов мордва «Тарваз озкс» (моление серпа, в котором были и игра, и увлекательный танец. По решению жюри наши воспитанники стали абсолютными Победителями и награждены грамотой 1 степени.

На этом мы не останавливаемся, так как видим активность и заинтересованность детей и родителей. В 2017 году тема данного фестиваля «Сказки народов Самарской области». Где каждому коллективу участников необходимо будет инсценировать сказку или отрывок выбранной национальности, продолжительностью не более 10 минут.

Публикации по теме:

«Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». «Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». Тема проекта: День Победы Сроки проекта: Краткосрочный Возрастная.

Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста на краеведческом материале Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека.

Опыт социокультурного сотрудничества Существующий социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно.

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека,.

Методические рекомендации для педагогов. «Семейная гостиная-эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи» Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин: 1. Тесная эмоциональная связь ребенка.

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании» «Формирование основ здорового питания у детей дошкольного возраста» Текст выступления для слушателей курса НИРО по программе «Разговор.

Семинар-практикум  «Современная форма сотрудничества детского сада и семьи» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. (Рекомендации по подготовке и проведению семинара – практикума.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ безопасности у дошкольников. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (РКЦ-ММЦ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 00:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД