Татьяна Чернецова
Опыт создания мини-музея в чемодане «Русская изба» в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Необходимо уже с дошкольного возраста развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Публикация «Опыт создания мини-музея в чемодане „Русская изба“ в группе ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2021
Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский и досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия: их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.
В свою очередь, новые направления, появляющиеся и с успехом реализуемые в системе образования, способствуют осознанию необходимости присутствия музейной педагогики в образовательном процессе, её включению в процесс патриотического воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему.
Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане».
Целью создания мини-музея явилось создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Цель и задачи мини-музея :
1. Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2. Выявлять, развивать и поддерживать детскую одаренность в области народной культуры.
3. Распространять и популяризировать краеведческие знания.
4. Развивать воображение детей.
5. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
6. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями.
7. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
Особенность создания мини-музея состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.
«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира.
Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки.
Музей «заехал» в старинный чемодан, отыскавшийся дома у воспитателя. После определения места размещения музея мы с воспитанниками группы определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого ребенка.
Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться.
Не находясь постоянно в игровом пространстве, мини-музей позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.
Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать.
В процессе создания коллекций дети постепенно становились активными участниками, что способствовало стимулированию их познавательной активности. Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми.
Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть вблизи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.
«Мини-музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с детьми.
Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс - способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды ДОУ. Он позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Надеемся, что вы оцените наш труд. И в дальнейшем наши дети с большим удовольствием будут пополнять музей разными атрибутами, сделанными своими руками.