Светлана Севостьянова
Опыт «Трудовое воспитание как средство формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд — это источник радостей, всего лучшего в мире.
М. Горький
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитания нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Публикация «Опыт „Трудовое воспитание как средство формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для их всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма.
Почему вопросу трудового воспитания мы уделили пристальное внимание? Ведь родители отдают предпочтение развитию интеллектуальных способностей детей, чем воспитанию у них трудолюбия. Обсуждая, данный вопрос мы пришли к выводу, что нельзя недооценивать трудовое воспитание и стали рассматривать его как основу формирования целеустремленной, творческой личности, как фактор успешной социализации ребенка, как возможность реализовать его потребность в самостоятельной деятельности. Насколько эффективна наша работа в этом направлении, мы выяснили в ходе тематической проверки, которая показала, что вопросу трудового воспитания уделяется недостаточное внимание. Трудовая деятельность детей
эпизодическая, не организуется на должном уровне и поэтому не приносит детям удовлетворения. На начальном этапе работы педагогического коллектива в данном направлении разработали систему трудового воспитания с учетом условий детского сада и представили в модели развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста
МОДЕЛЬ
Чтобы решить все воспитательные задачи, которые предусматривает представленная модель, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. Понятие культуры педагогического труда включает совокупность ценностных отношений к образованию и воспитанию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах и характеризуется умением планировать свою работу.
Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества через решение следующих задач:
- воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- развивать творческую инициативу, способность самостоятельно реализовать себя в различных видах труда и творчества.
- воспитать личность ребенка в аспекте труда и творчества.
Чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия и решить данные задачи по отношению к трудовой активности воспитанников необходимо хорошо понимать специфику, иметь представление о значении труда, о том, какие виды трудовой деятельности должны быть сформированы на каждом возрастном этапе.
В детском саду решение данной задачи проходит через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с семьями воспитанников, в соответствии с возрастом детей, что даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ направлен на воспитание позитивных установок у детей к различным видам труда и творчества, успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и строится с учетом следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• принципа развивающего образования (системности и последовательности);
• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
В повседневной работе с детьми мы используем разнообразные формы организации трудовой деятельности :
1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы:
- Дежурство по столовой, которое вводим во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия.
-Дежурство по подготовке к занятиям
- Дежурство в уголке живой природы
3. Общий, совместный, коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда детей.
- Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при ко-торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.
- Совместный труд предполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга.
- Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы.
Результаты педагогического коллектива, направленные на достижение целевых ориентиров дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие (Трудовое воспитание, можно увидеть:
1. в организации развивающей предметно-пространственной среды :
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка, в группах был приобретён и обновлён материал по трудовой деятельности, ориентированный на интересы, возраст детей, с учетом гендерного фактора и заключался в создании условий для развития трудолюбия, интереса и творческого отношения к труду.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах организована в соответствии с требованиями программы ДОУ, основана на следующих принципах:
- комфорт и эмоциональное благополучие ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);
- индивидуализация (создание центров отдыха и разгрузки)
- динамичность (создание множества центров разной направленности);
Оформлены функциональные центры для трудовой самостоятельной детской деятельности:
- сюжетно-ролевых игр («Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», «Ферма», «Аэропорт», «Дорожные движения», «Космос» и другие);
- художественно-эстетического развития. В решении задач трудового воспитания дошкольников педагоги широко применяют литературные произведения. Для этого закуплена художественная литература: рассказы, сказки, стихи, загадки, приобретены альбомы «Отважен труд людей», «Героические профессии», «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», педагогами созданы картотеки иллюстраций, фотографий, поделок.
- конструктивно-строительный (приобретены конструкторы РОБОТРЕК, ЛЕГО, Тайкон, блоки Деьнеша, деревянные, магнитные, мягкий, блочный, металлический конструкторы;
- центры познавательного развития
В группах сделана подборка алгоритмов выполнения трудовых действий : схемы, таблицы, образцы, перфокарты, календари, часы. Созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага».
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учётом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры. В методическом кабинете, группах детского сада имеется большое количество дидактических игр: «Кем быть», «Профессии», «Играем в профессии», «Четвертый лишний» и другие. Многие игры сделаны руками педагогов.
- природы и ручного труда ( Природный материал: шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов. Бросовый материал: коробки и баночки разных размеров. Различные виды бумаги : обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга).
В каждой группе сделан новый уголок дежурств, который распределен по центрам «Дежурство по столовой», «Дежурство по подготовке к занятиям», «Дежурство в уголке природы».
Создана медиатека и собрана в методическом кабинете: презентации «В мире профессий», «Строители», «Что такое огород», «Труд людей», «Овощи и фрукты», подборка мультфильмов о труде. педагогами разработаны интерактивные игры (для интерактивной доски) «Собери фрукты и овощи», «Яблоки», «ПДД»,
Ежегодно педагоги совместно с детьми реализуют проекты:
- «Огород на окне» (выращивают рассаду на подоконнике в мини теплицах)
- «Огородные сказки», данный проект реализуется как продолжение проекта «Огород на окне» на огороде детского сада
- «Лучший цветник и огород на участке дошкольного образовательного учреждения»
- Берёзовая роща»
- «Цирк»
- Эко-мода
- «Все профессии важны, все профессии важны» :
• «Повар»
• «Продавец»
• «Библиотекарь»
• «Железнодорожный вокзал»
• «Медсестра»
• «Тренер»
В рамках проектов организованы и проведены практические занятия-экскурсии в фитнес-центр «ФЛЕКС», пиццерию «Крутой перец», Краеведческий музей, детскую библиотеку, железнодорожный вокзал «Свободный», на «Ярмарку», в Пожарную часть и другие.
В соответствии с Годовым планом учреждения и планом Управления образования проведен конкурс зимних построек «Двенадцать символов года» (Победитель городского конкурса «Мастерская деда Мороза», в номинации «С Новым годом – Снежный калейдоскоп»).
В рамках семинара-практикума для педагогов ДОУ проведены ООД: «Хозяйственно-бытовой труд», Квест-игра «Знакомство с профессиями», сюжетно-ролевая игра «Банк», конкурс и защита проектов по трудовому воспитанию.
Большую роль в приобщении детей к труду играют родители. Совместный коллективный труд способствует сплочённости не только детского коллектива, но и взрослых. Дети испытывают чувство радости, гордости от того что, папа или мама помогают детскому саду и малыши сами активно трудятся. Большую помощь родители оказали в пошиве фартуков, косынок, халатов для организации дежурств в группе, пополнении развивающей предметно-пространственной среды.
С помощью родителей собрали коллекцию семян, подготовили почву и контейнеры для посадки овощей, орудия труда. Приобретены и изготовлены дидактические и настольно-печатные игры: «Что откуда, почему», «Почемучка», «Фрукты, овощи и ягоды», «Дары лета», Такие вкусные ягоды», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты, «Огород», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» и другие.
Совместно с родителями мы подготовили на территории детского сада грядки, родители завезли землю, приобрели инвентарь, а затем приняли участие выставке работ из овощей, фруктов и природного материала «Вырос славный урожай в нашем огороде», в конкурсе «Лучший цветник и огород на участке дошкольного образовательного учреждения», «Огород на окне».
Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития трудовых навыков детей, и участвуют практически во всех мероприятиях, проводимых в детском саду: конкурсе зимних построек «Двенадцать символов года», ежегодно принимают участие в экологическом проекте детского сада «Берёзовая роща». Особенно проявляют большой интерес к участию в весенних и осенних субботниках. Весной 2018 года родители воспитанников оказали неоценимую помощь в уборке территории за границей детского сада, помогли с вывозом собранного мусора. Активное участие приняли родители в ярмарке «Царица Осень», где выступили продавцами товаров, изготовленных своими руками (ободки, заколки, закладки, бусы, разделочные доски, овощей, фруктов и ягод, выращенных на приусадебных участках. Ярмарка получилась яркой, весёлой, задорной.
Родители совместно с детьми участвуют в разных творческих конкурсах «Снеговики», «Мой любимый мультипликационный герой», «Букет для мамы», «Военная техника» и другие. В этом году родители и дети приняли участие в празднике «Эко-мода», конкурс ШЛЯП, где родители представляли дизайнерские проекты, Шоу «Голос», конкурс «Эмблемы группы» (из бросового и природного материала).
Для наших мам и пап проведены родительские собрания: «Трудовое воспитание в семье», подготовлены и размещены консультации «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах», «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду», «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде». На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, желание помочь взрослым и сверстникам. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома. Слаженный ритм работы, атмосфера творческого труда, доброжелательные отношения между воспитателями и родителями стали необходимым и признанным условием воспитания детей в нашем детском саду.
В результате анкетирования более 88 % семей воспитанников стали активными субъектами образовательного процесса и удовлетворены работой детского сада. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной проблеме. Совместная работа над проектами, коллективный труд помогли стимулировать познавательную активность, детей, объединить родителей групп, активизировать их творческие способности, развить интерес к трудовой деятельности.
Система работы с родителями по организации трудового воспитания дала свои положительные результаты. Родители стали прислушиваться к советам воспитателей. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно, стали более терпимы к детям.
Мы считаем, что дети интересуются любыми видами труда, охотно выполняют любые задания. Дети часто выполняют разнообразные работы: мытье игрушек, стирка кукольного белья, дежурство в уголке природы, по столовой, уборка группы. В процессе труда мы стараемся объяснить и распределить работу между детьми. Дети с удовольствием вовлекаются в процесс труда, активно помогают друг другу, стараются проявить заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству. У малоактивных детей появляется уверенность в своих силах, желание проявить себя. Поддержка друзей - это основной стимул деятельности. Медлительные, неумелые дети заметно подтягиваются. Ребята с более устойчивыми навыками переживают неудачи своих товарищей, стараются научить их быть быстрее, проявляя при этом свою самостоятельность. Достижение общих целей способствует тому, что на деле ребята начинают осознавать дружескую поддержку и взаимопомощь.
В результате коллективной деятельности и обмена опытом, начинает проявляться отношение сотрудничества между детьми. Ребята сравнивают успехи в другой подгруппе со своими, переживают, хотят передать свой опыт. Играя, дети подражают взрослым, принимают на себя роль учителя, воспитателя, врача, продавца, водителя и другие профессии. В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения, взаимодействия и коллективизма. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся к порученному делу. Таким образом, у них прививается психологическая и нравственная готовность к труду.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, инициативностью, отзывчивостью, сознательностью, умением себя обслуживать.
У ребят сформированы такие качества личности, как гуманность, уважение к труду собственному, сверстников и взрослых.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим
В. А. Сухомлинский