Елена Панова
Опытно-экспериментальная деятельность по ФГОС. Познавательный проект «Что такое трение?»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №287» г. Ижевск
Панова Е. А.
Цель: познакомить детей с таким физическим явлением - как трение. Рассказать о различных видах трения. С помощью опытов и экспериментов доказать значимость трения в повседневной жизни.
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Учить детей на примере простейших опытов доказывать о существовании различных видов трения (сухое и жидкостное)
3. Воспитывать у детей умение работать в группе.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность по ФГОС, Познавательный проект „Что такое трение?“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
4. Создать условия для развития у детей к физике как науке.
Гипотезы, которые проверялись
1. Никакая поверхность не бывает идеально ровной
2. Трение может быть полезным
3. Трение – помеха
Как проводились исследования (методы и средства)
1. Наблюдение
2. Постановка опытов
3. Выводы
Опыты
Опыт №1 Скольжение тел по разным поверхностям
Требуется:
• Доска деревянная
• Доска пластиковая
• Различные предметы (карандаш, блокнот, ластики и т. д.)
Ход опыта:
1. Берем деревянную доску и кладем на нее различные предметы
2. Под определенным углом наклона стараемся сделать так, чтобы предметы скатились по этой доске вниз
3. Берем пластиковую доску и также выкладываем на нее различные предметы и стараемся наклонить её так, чтобы предметы скатились вниз
Результат:
Никакая поверхность не бывает идеально ровной. Даже на самой гладкой поверхности есть шероховатости. Трение на шероховатой (деревянной) сильнее, чем на гладкой (пластиковой).
Опыт №2 Ролики помогают двигаться
Требуется:
• Динамометр (безмен)
• Прочная нить
• Тяжелая книга
• 4 круглых карандаша
• Стол
Ход опыта:
1. Положим книгу на стол и с помощью нити закрепим динамометр
2. Потянем за динамометр. Как только книга начнет двигаться смотри какое усилие для этого потребовалось
3. А теперь подложим под книгу круглые карандаши и увидим какое усилие потребовалось сейчас
Результат:
Во втором случае динамометр показывает меньшее усилие.
Вывод: когда одна поверхность скользит по другой, возникает трение препятствующие движению. В первом случае книга опирается на стол и создает максимальное трение. Во втором случае карандаши уменьшаю сопротивление движению, потому что они не ползут, а кататься
Опыт №3 Полезное трение
Требуется:
• Простой карандаш
• Бумага
• Стекло
Ход опыта:
Дети с одинаковой силой чиркают сначала по листу бумаги, а потом по стеклу.
Вывод:
Трение на шероховатых поверхностях сильнее чем на гладких. Когда мы пишем, именно благодаря трению карандаш оставляет следы на бумаге. Рисование по стеклу невозможно, потому что трение на нем значительно сильнее, поэтому карандаш не оставляет почти никаких следов.