Галина Лончакова
Опыты и эксперименты с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Откуда берётся вода?
Цель:
- познакомить детей с процессом конденсации.
Материал:
- горячая вода.
Оборудование:
- ёмкость, охлажденная металлическая крышка.
Ход опыта
Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.
Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.)
Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.
Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.)
Публикация «Опыты и эксперименты с водой» размещена в разделах
Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.
Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Пар – это тоже вода
Цель:
- познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
Материал:
- кипяток.
Оборудование:
- термос (ёмкость с кипятильником).
Ход опыта
Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром.
Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильником и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды.
Вывод. Пар - это тоже вода.
Замерзание жидкостей
Цели:
- познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Материал:
- одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.
Оборудование:
- ёмкости, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).
Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.
Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.
Разноцветные сосульки.
Цель:
- помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал:
- вода, краски.
Оборудование:
- формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.
Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки, подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.
Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.
Какие предметы держатся на воде?
Цель.
- Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.
Материалы:
- Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка, полиэтиленовая планочка (рыбка, железный гвоздик (металлическая рыбка, бумажный кораблик (цветочек, резиновый шарик, ватный «снежок» и др. ; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Ход опыта
Взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой.
Он показывает набор подобранных предметов.
Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.
В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут.
Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.
В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.
Далее игра разворачивается ситуативно. т. е. по замыслу играющих.
Цветные льдинки
Цель.
- В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал.
- Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.);
коробка из-под шоколадных конфет;
кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.
Ход опыта
Воспитатель беседует с малышами о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с вами льдинки». Расставляет формочки на столе.
На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную.
«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».
Примечание. С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.
Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус».
В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.).
Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой.
Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.