Нина Николаевна Крашенинникова
Человек. Рукотворный мир. Опыты и эксперименты (свойства материалов)
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения опытов
1 неделя – Мир бумаги
2 неделя — Мир ткани
3 неделя - Мир металлов
4 неделя - Мир пластмасс
1. Мир бумаги
а) узнать различные виды бумаги, сравнить их свойства
б) материал: квадраты, вырезанные из различных видов бумаги, вода, ножницы
в) выявляют какой лист бумаги быстрее сминается, намокает, рвется и т. д., а какой медленнее
2. Мир ткани
а) узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства
Публикация «Человек, Рукотворный мир, Опыты и эксперименты (свойства материалов)» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
б) материал: образцы ткани (ситца,
сатина, шерсти, капрона, вода, ножницы
в) вывод: сходство и различие видов ткани
3. Мир металлов
а) узнавать разновидности металлов
б) материал: кусочки алюминиевой,
стальной, медной проволоки, спички, ножницы, спиртовка
в) делают выводы о сходстве и различии металлов, что из какого металла можно сделать
4. Мир пластмасс
а) узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, сравнивать их свойства
б) материал: кусочки и игрушки из различного вида пластмасс, спиртовка и спички
в) делают выводы о различиях между разными видами пластмасс; от свойства материала зависит его использование
Консультация для родителей
«Познание – в действие, или как проводить эксперименты с детьми»
1. Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.
2. Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если?», «Почему ты так считаешь?», «Как ты думаешь, что произошло?»
3. Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задуматься об увиденном: «Смотри, сегодня начал таять снег. Как ты думаешь, почему?», «Что будет, если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем растения?», «Почему увяли цветы в букете?» и т. п.
4. Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на его вопрос. Поищите ответы вместе с ребенком в энциклопедиях и другой литературе, проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных. Скажите им: «Давайте вместе поищем ответ. Мне самому это интересно».
5. Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.
6. Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите ему подумать самому, высказать свое предположение и проверить его на практике. Учите детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.
7. Создайте специальные условия, в которых ребенок самостоятельно сможет проводить исследования, не заботясь о последствиях. Не ругайте его за пролитую воду или рассыпанный песок.
8. Проанализируйте игрушки и игры вашего ребенка с точки зрения их использования для исследований. Сделайте вместе с ним простые приборы, берите на прогулки лупы, бинокли, компасы.
9. Научите ребенка вести дневник наблюдений, делать зарисовки, фотографии. Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его.
10. Не ругайте детей за испачканную или порванную в процессе исследований одежду. Выделите специальную одежду, в которой ребенок сможет проводить исследования на улице и дома. Нарядную одежду оставьте для особо торжественных случаев!
11. Помните о необходимости соблюдения правил безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно обращаться с ножницами, иглами, ножом и т. п. Лучше, если они это сделают под вашим присмотром, чем самостоятельно. Разработайте вместе с ребенком правила проведения исследований, сделайте специальные таблички и повесьте их в лаборатории.
12. Если ребенок в течение дня не успел завершить эксперимент, не убирайте оборудование и материалы, дайте ему возможность завершить исследование попозже.
13. Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случае, если вам действительно интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.
14. Собирайте с ребенком разные коллекции, изучайте их. Не выбрасывайте камешки, палочки, которые он приносит с прогулок. Отведите для них специальное место, предложите вместе отмыть или очистить.
15. Выделите специальную коробку для ненужных вещей и складывайте в нее вместе с ребенком коробочки, баночки, бутылочки, фантики, детали сломанных игрушек и т. п. Для взрослых это мусор, а для юного ученого — настоящий клад!
16. Помните о том, ч то во время исследований природы очень важно не забывать о лозунге «Не навреди!» Аккуратно обращайтесь с живыми существами. Не ловите насекомых, не уничтожайте растения. Создавайте свои фотоколлекции увиденного.
17. Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.
18. Попробуйте сами посмотреть на мир другими глазами и задуматься над тем, что происходит вокруг вас. Может быть, вы тогда лучше поймете вашего ребенка.