МБДОУ ДС Родные березки г Челябинск
Организация безопасной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Покрант Ольга Александровна
воспитатель МБДОУ ДС 430 г. Челябинск
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО
Аннотация. Статья охватывает тему формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Авторы отмечают, что в этом возрасте дети активно исследуют мир вокруг себя и участвуют в различных играх и активностях, поэтому важно научить их основам безопасности, чтобы предотвратить возможные несчастные случаи. Статья ссылается на Федеральную образовательную программу дошкольного образования и обозначает задачи и содержание формирования безопасного поведения в различных сферах жизни ребёнка.
Публикация «Организация безопасной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО» размещена в разделах
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, Федеральная образовательная программа дошкольного образования, старший дошкольный возраст, основы безопасной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности в современном мире является одной из важнейших проблем человечества. В любом моменте жизни каждый человек, будь то взрослый или ребенок, может оказаться в чрезвычайной ситуации и столкнуться с опасностью. Особенно часто у детей дошкольного возраста наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умения анализировать обстановку и прогнозировать последствия своих действий. Поэтому необходимо не только уберечь детей от опасностей, но и сохранить их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, а также подготовить их к полноценной жизни.
Жизнь в современном обществе показала, что обеспечение безопасности жизнедеятельности требует обучения сотрудников дошкольных учреждений, родителей и детей безопасному образу жизни в условиях социальной, техногенной, природной и экологической несостоятельности. Обеспечение безопасности зависит не только от использования передовых технологий и оборудования в учебных заведениях, но также от компетенции и грамотности людей, ответственных за безопасность образовательного процесса. Тесное сотрудничество между специалистами внутри и за пределами дошкольного учреждения позволяет успешно сформировать понимание основ безопасного поведения.
Обязательная реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования также обуславливает актуальность данной темы.
Как известно, одной из задач Федеральной программы является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что от можно отнести к безопасности детей в первую очередь.
Согласно целевым ориентирам Федеральной программы уже к четырем годам ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. А к концу дошкольного возраста ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии.
Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач родителей и педагогов. В этом возрасте дети начинают исследовать мир сами, активно участвуют в различных играх и активностях, и потому важно научить их основам безопасности, чтобы предотвратить возможные несчастные случаи.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлены задачи и содержание в разных сферах: в сфере социальных отношений, в сфере формирования основ гражданственности и патриотизма, в сфере трудового воспитания и в области формирования безопасного поведения.
Особое внимание хотелось бы уделить задачам и содержанию ФОП ДО в области формирования безопасного поведения.
Первой задачей в данной области является формирование представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Решая данную задачу педагог создает условия для закрепления понятий безопасного поведения у детей в различных сферах жизни : дома, на улице, в природе, в общении с людьми и в интернете. Можно проводить обсуждения с детьми о содержании книг, в которых герои оказываются в опасных ситуациях, стимулирует их размышления о том, что нужно было предпринять, чтобы избежать опасности. Вместе с детьми целесообразно разработать алгоритмы безопасного поведения. Также важно использовать картинки и постеры, на которых показана связь между необдуманными действиями человека и опасными последствиями подобных ситуаций (например, случайное падение в шахту, вызванное неправильным движением на улице, или травма, возникшая в результате неосторожности на горке). Педагогу следует поощрять детей, чтобы они могли задавать проблемные вопросы и делиться своими идеями о том, как можно было избежать опасных ситуаций и какие советы можно дать героям, представленным на картинках.
Второй задачей является формирование осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. Здесь же педагог создает условия для самостоятельной активности детей, в которых они могут применить навыки безопасного поведения. Важно организовать игровые и проблемные ситуации, чтобы помочь детям закрепить правила безопасности. Следует разработать общие правила безопасного поведения - в группе, на улице, в природе и при общении с другими людьми. Тут также важно поощрять интерес детей к этой теме, поддерживая их творческие идеи и предложения. Можно читать совместно с детьми художественную литературу и проводит обсуждение эпизодов, в которых герои оказываются в опасной ситуации. И конечно, педагог поощряет детей задавать проблемные вопросы и размышлять о том, как следовало бы себя вести в такой ситуации, чтобы избежать опасности.
Для решения третьей задачи – знакомство с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования – педагог обсуждает с детьми правила пользования сетью Интернет, цифровыми ресурсами.
Для эффективного формирования безопасного поведения необходимо создать доверительную и поддерживающую атмосферу, где ребенок будет комфортно обсуждать свои опасения и трудности в отношении безопасности. Постепенное и систематическое обучение безопасному поведению в раннем возрасте позволит детям лучше понимать возможные риски и улучшит их реакцию на них. Ответственность за формирование безопасного поведения лежит на плечах родителей и педагогов, которые должны не только предоставить детям достаточно информации, но и быть примером безопасного и ответственного поведения.
Библиографический список
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. / Е. П. Арнаутова. - М. : - 2002.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. // Управление ДОУ. - 2002.- № 4.
3. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Авдеева Н. Н. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)