Фатима
Организация детского экспериментирования в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Организация детского экспериментирования в домашних условиях.
Живут на свете дети – мальчики и девочки.
Все они разные – голубоглазые и черноглазые,
с косичками и кудряшками,
одни живут в городе,
другие – в деревне,
одни – на севере,
другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими, - все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети вам - своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, и нам - воспитателям!
Публикация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» размещена в разделах
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
Уважаемые родители, поскольку нам с вами предстоит подготовить наших детей к обучению в школе, перед нами стоит очень важная задача: как сегодня воспитывать человека завтрашнего дня, какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу. Многие из вас считают, что самое важное – научить детей читать и писать. Однако, из опыта общения с учителями школы, с которой мы имеем тесное сотрудничество по преемственности, отмечается низкий уровень познавательных способностей детей, отсутствие связной речи у них, низкий уровень самообслуживания.
Для развития у наших детей интереса к окружающему, пытливости, любознательности в своей работе используем занятия познавательно - исследовательского характера. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В нашей группе мы создали Центр экспериментирования «Юные исследователи». Он необходим для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных научных представлений, наблюдательности, любознательности.
Любая экспериментальная деятельность происходит под присмотром взрослых и при соблюдении определённых правил безопасности.
Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности.
Например: На занятиях по математике исследуем, измеряем объёма жидкости, сыпучих продуктов в разных по размеру ёмкостях.
На занятиях по рисованию – экспериментируем с краской : смешиваем цвета, получаем теплые и холодные тона, новые оттенки цвета
. Знакомя детей с произведениями художественной литературы, часто возникает необходимость проверить то, о чем говорится в сказке или рассказе опытным путем.
Например: при чтении рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить», проверили, как галке удалось с помощью камешков поднять уровень воды в кувшине и т. п.
В качестве объектов исследований стараемся выбирать привычные для детей предметы и явления. Наша задача – поддержать познавательный интерес детей и стремление к самостоятельным наблюдениям.
Очень часто опыты и наблюдения бывают не запланированы, происходят спонтанно. Посмотрели в окно - туча идет – наблюдаем, как она солнце закрывает. Вышли на улицу, увидели бабочку или пчелу, интересно, как они пыльцу собирают, с цветка на цветок перелетают и т. п.
Наши воспитанники с огромным удовольствием участвуют в постановке экспериментов, проводят элементарные исследования.
Проводя опыт «Воздух внутри нас» дети узнали, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть.
В процессе опыта «Разноцветная вода» узнали, что вода прозрачная, чистая, через неё видно предметы, которые мы положили в стаканчик. Если воду окрасить краской она станет не прозрачной, мутной, грязной - предметы в воде не видно.
В экспериментальном проекте «Огород на подоконнике» выясняли, от каких условий зависит рост растений:
• от тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
• от наличия света, тепла, влаги почвы для роста растений.
В уголке природы в процессе рассматривания веточек каштана и тополя, сравнивали их, наблюдали, на каких веточках быстрее появятся листики.
Рассматривая корни у черенка герани, выясняли, как можно вырастить новое растение, если нет семян.
Постоянно ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим землю, протираем листья.
Работая с календарём природы, мы ежедневно наблюдаем последовательность и закономерность смены дней недели, месяцев, времён года, отмечаем погоду.
Наблюдения и эксперименты продолжаем во время прогулок.
Наблюдаем за снежинками.
Знакомимся со свойствами снега: в морозную погоду снег рыхлый, легкий, не лепится. В теплую зимнюю погоду может выпасть мокрый снег – он тяжелый, из него можно лепить снежки, снеговика и многое другое.
В морозную погоду выяснили, что вода замерзает на морозе, а лед, снег тают в тепле и превращаются в грязную воду, поэтому снег есть нельзя.
Во время проведения акции: «Покормите птиц зимой» одновременно с проявлением заботы о птицах, мы наблюдали за характерными особенностями птиц.
Проведённые опыты зарисовываем и помещаем в папку «Наши опыты и наблюдения». Дети могут подойти, посмотреть, вспомнить и рассказать о проведённых опытах.
Поскольку, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, мы рекомендуем вам активнее включиться в эту деятельность.
- Что вам нужно для этого делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
• Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему».
• Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
• Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
• В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
• Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
• Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
• Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
• Создавайте ситуацию успешности.
- Что нельзя делать:
• Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность – основа экспериментирования.
• Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
• Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
• Нельзя запрещать без объяснения.
• Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
• Нарушение правил и детская шалость - разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
• Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
• Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени. Продолжительность эксперимента определяется особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени у вас, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать всегда и везде : и на природе, и на море, и на даче, и во время прогулки, и дома. Для этого вам потребуются только желание, немного фантазии и, конечно же, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для экспериментов.
Ванная комната.
Домашний дождик
Нужны: Большая прозрачная емкость (банка, салатница, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.
Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
В связи со сложившейся ситуацией в мире по борьбе с коронавирусом актуально провести с ребенком опыт «Пугливые перчинки». Перчинки – это микробы, с которыми возможна борьба простым и доступным способом – обязательное мытье рук с мылом.
Для этого опыта нам понадобится тарелка с водой и молотый черный перец. Молотым перцем притрушиваем поверхность воды. Более крупные частички осядут на дно, а мелкие останутся на поверхности – они то нам и нужны. Теперь капаем в центр тарелки каплю жидкого мыла и наблюдаем как в тот же миг все перчинки, которые находились на поверхности воды уплывут с краю тарелки.
Кухня – это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду или моет посуду. Предлагаем вам следующие эксперименты.
Эксперимент № 1 «Радуга в стакане»
Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов.
Возможно, опыт покажется слишком простым для шестилетки, но на самом деле – это стоящая кропотливая работа для терпеливого «учёного». Он хорош тем, что большинство манипуляций юный учёный может сделать сам. В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан добавьте ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа налейте в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости», то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга. Если хочется научных разговоров, расскажите ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются.
Эксперимент № 2. Шагающая вода
Вода — удивительная субстанция, и вы в очередной раз сможете убедиться в этом, а заодно и удивить детей, в ходе этого эксперимента. Для него понадобятся восемь пластиковых стаканчиков (можно больше или меньше, вода, пищевой краситель разных цветов и бумажные полотенца (или салфетки).
Расположите стаканы в ряд, налейте немного воды в каждый второй, а затем добавьте в каждый краситель разного цвета. После сделайте несколько полосок из бумажных полотенец и поместите каждую из них в стаканы — одним концом в стакан с водой, другим — в пустой. В итоге вода постепенно переместится в пустые стаканчики, а в качестве бонуса вы получите интересную художественную инсталляцию.
Эксперимент № 3. Фейерверки в стакане
Вам потребуются вода, две столовые ложки растительного масла и пищевой краситель. Все это поможет узнать о весе разных жидкостей, а в процессе устроить «фейерверки».
Для начала добавьте немного красителя в масло, затем перелейте эту смесь в чашу с водой. Более легкое масло будет плавать поверх воды, а более тяжелый краситель начнет постепенно выбираться из своей маслянистой «темницы», при этом рисуя в воде занимательные узоры — своего рода фейерверки.
Эксперимент № 4. Пухлые краски
Нужны: Блинная мука, мелкая соль, вода, пищевые красители или гуашь, ватные палочки или толстая кисть, плотная бумага для рисования.
Опыт: Чтобы сделать краску одного цвета, нужно смешать в стаканчике 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли, а затем добавить туда три столовые ложки воды и краску. Таким же образом подготовьте краски других цветов. Рисовать лучше на плотной бумаге или картоне ватными палочками или толстой кисточкой (для каждого цвета используйте отдельную). После того, как рисунок будет готов, «испеките» его в микроволновке — достаточно будет 4-5 минут на мощности 600 Вт. За это время краски вспухнут и затвердеют и рисунок станет объемным.
Что происходит: Наша краска, по сути, это обычное тесто, только цветное, поэтому оно и поднимается в микроволновке.
Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Закончить свое выступление хочу словами академика К. Е. Тимирязева
"Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл"