Получи документы

Организация и методика руководства дидактическими играми

Галина Мирская
Организация и методика руководства дидактическими играми
▼ Скачать + Заказать документы

В первые годы жизни детей происходят существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Нормальное развитие высшей нервной деятельности – необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.

Публикация «Организация и методика руководства дидактическими играми» размещена в разделах

Несомненно, маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельный опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность. Но не менее важное значение имеет для развития ребенка и продуманное воспитание и обучение.

Следовательно, для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе дидактические игры : башенки, пирамидки, разборные шары, яйца и др. Играя с различными дидактическим игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, цвет, величину, овладевают различными способами действия. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных и доступных ребенку.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действий с предметами. В начале второго года жизни игра ребенка сводится к различным действиям с предметами, которыми малыш начал овладевать еще к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамидки и надевает их обратно. Действуя с предметами, он практически знакомится с их свойствами; действуя так, он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания, развития координации движений рук приобретают более сложный характер. Малыш ставит кирпичики на узкую грань, делает перекрытия, воспроизводя знакомые постройки – поезд, скамейку и т. д.

Игровая форма развития – ведущая на ступени раннего детства. Дидактические игры очень важны для умственного развития детей раннего возраста. Во время игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способности и склонности маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Во время игр у детей постепенно формируется организованность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируется навыки осторожного пользования игрушкой, бережного отношения к ним.

На втором году жизни дети самостоятельно вступают в деловые отношения с взрослым по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию. Так, например, малыш непоследовательно (не размеру) надевает кольца на стрежень пирамидки. Воспитатель, оценивая его действие, говорит, что он надевает неправильно. «Неправильно?»- повторяет ребенок и пытается сделать так, как показал воспитатель. Каждый раз, надевая кольцо, малыш обращается уже к рядом сидящим спрашивает: «Маленькое, большое?» Сравнивает два кольца и надевает их так, как показал воспитатель.

1. Условия организации дидактических игр

Знания и умения, приобретенные в совместной деятельности со взрослым станут внутренним достоянием ребенка в том случае, если он по собственному желанию будет многократно варьировать новые действия с предметами, повторять их словесные обозначения.

Для этого воспитателю надо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы в групповой комнате были созданы условия для проведения дидактических игр.

В создании условий для самостоятельной деятельности необходимы подбор игрушек для развития предметной деятельности и правильная их расстановка. Любая деятельность включает в себя комплекс умений, каждое из которых развивается с помощью определенных пособий. Так, в процессе предметной деятельности осуществляется сенсорное развитие детей, познание им цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов. Для этого нужны пирамидки, скамеечки с грибочками для втыкания, деревянные матрешки, «бочата», шароброс и т. д. В процессе формирования орудийных действий используют цветные колышки и деревянные втулки – «гвозди», которые дети вбивают деревянным молоточком. Сенсорное воспитание включает в себя также формирование у детей старше 1 г 6 м. действий соотнесения. Ребенок осваивает их во время игр с кольцебросом, при вкладывании объемных фигур в отверстия коробки или при пользовании плоскостными вкладышами.

Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке, что позволит детям брать их самостоятельно, а после игры убирать на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заниматься разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Простейшие дидактические игрушки должны храниться в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми играют дети. Более сложные дидактические игрушки следует размещать так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, но немного выше его роста. Тогда педагог в случае надобности поможет воспитаннику взять игрушку, а затем проследит за его игрой.

С дидактическими игрушками и пособиями (пирамидки, «бочата», вкладыши, шаробросы, пособия на различение и группировку предметов по форме, цвету, величине) дети смогут играть самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя после соответствующего обучения на занятиях.

В процессе дидактических игр по сенсорике воспитатель приучает детей обмениваться игрушками. В результате у детей вырабатывается спокойное отношение к тому, что им приходиться отдавать те или иные игрушки. Таким образом, дети приучаются общаться между собой.

3. Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми детей.

Как организовать дидактические игры, на что направить детскую активность – одни из самых сложных вопросов для педагога

Подлинное призвание и мастерство педагога проявляется ярче всего именно в том, как он организует детей вне занятий. Ему надо всегда видеть всех малышей вместе и каждого ребенка в отдельности, чувствовать его настроение, быстро определить, чем оно вызвано. Ему надо направить каждого ребенка на интересную игру, занять, не подавляя его активности и инициативы.

Руководя дидактическим играми воспитатель прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживая положительные эмоции. При этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, обучает его тем действиям, которыми он еще не овладел, переключает его с одного вида деятельности на другой. Наблюдая за организацией детей, воспитатель находит удобный момент, когда может подключиться к ней, с тем, чтобы помочь ребенку усложнить игру с тем же предметом, не изменяя ее основного хода. В процессе усложнения игры необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только могли выполнять действия с теми или иными предметами, но и произносили отдельные слова и простые предложения.

Воспитатель чередует игры и распределяет детей в групповой комнате. Чтобы им было удобно играть, общаться, не мешая друг другу. Он устраняет возникающие между ними недоразумения и конфликты. От умения быстро решить эти вопросы зависит вся атмосфера в группе.

Нужно следить за тем, чтобы конфликты разрешались правильно. В работе с детьми данного возраста следует широко пользоваться методом отвлечения, переключения малыша на другую деятельность.

Таким образом, роль воспитателя в руководстве дидактическим играми трудно переоценить. От профессионализма педагога зависит и настроение детей в группе, и разнообразное использование освоенных навыков, и положительные взаимоотношения между детьми и т. д.

Заключение

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. В процессе дидактических игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

В процессе проведения игр воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.

Для качественного проведения игр важны условия организации игровой деятельности, педагогическое мастерство и профессионализм воспитателя, знание особенностей игровой деятельности детей и методики руководства дидактическими играми. Только при наличии этих составляющих возможно постепенное обогащение игры и овладение детьми игровыми способами, прочное усвоение программных требований

Список использованной литературы

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1991 – 207 с.

2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию М. : Просвещение, 1983 – 143 с.

3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой – М., 1981. – 223 с.

4. Григорьева Г. Г. Пособие по воспитанию и обучению детей до 3 лет - М. : росвещение,2000. – 113 с.

5. Грицай Г. В., Покровская Е. Ю. Дидактическая игра// Воспитатель дошкольного учреждения. – 2008. - № 9. – С. 52-62

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новоселовой. – М, 1985. – 142 с.

7. Зворыгина Е. В. Я играю! – М. : Просвещение, - 2007. – 111 с.

Публикации по теме:

«Занятие с колечками — как одни из методов, развития познавательной активности, через действия с предметами».«Занятие с колечками — как одни из методов, развития познавательной активности, через действия с предметами». "Занятие с колечками - как одни из методов, развития познавательной активности, через действия с предметами". Ребёнок в промежутке от 1.

Блоки по проекту к программе «Малыши-крепыши». Блок второй: познавательное развитие Познавательное развитие а)развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б)запас сведений об окружающем. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и методика руководства дидактическими играми
Опубликовано: 15 октября 2014 в 23:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и методика руководства дидактическими играми» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мирская (УИ 255141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД