МААМ-картинки

Организация и проведение НОД по экологическому образованию «Здравствуй, весна!»

Ольга Зотеева
Организация и проведение НОД по экологическому образованию «Здравствуй, весна!»

Организация и проведение НОД по экологическому образованию.

Тема: «Здравствуй, весна

Вид занятия: углубленное-познавательное.

Форма организации : фронтальная, 18 детей, способ размещения за столами.

Программное содержание: Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними изменениями в жизни животных и растений.

Наглядный материал к занятию: Комплект карточек «Весна».

Публикация «Организация и проведение НОД по экологическому образованию „Здравствуй, весна!“» размещена в разделах

Предварительная работа. Во время работы с календарем погоды воспитатель акцентирует внимание на признаках весны : есть ли снег, идут ли дожди, стало ли теплее и т. п.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что с каждым днем мы все больше чувствуем наступление весны, и предлагает всем стать разведчиками и раскрыть тайны весны — отыскать на территории детского сада как можно больше весенних примет. Дети исследуют участок, после чего собираются все вместе и перечисляют увиденное: растаял снег, с крыш течет капель, текут ручьи, после таяния снега появилось много луж, зацвела мать-и-мачеха, зазеленели первые травинки, появились грачи, а снегири и свиристели исчезли, набухли тючки на ветках деревьев и кустарников, на иве появились пушистые комочки, орешнике висят сережки, выполз первый муравей, прилетела первая бабочка, по березе течет сок и т. п.

Воспитатель выбирает наиболее интересные объекты для наблюдений и предлагает детям их исследовать:

— рассмотреть через лупу набухшие почки деревьев, кустарников, потрогать и понюхать их;

— рассмотреть через лупу сережки орешника, потрогать их, обнаружить желтую пыльцу;

— понаблюдать, как пыльца разносится ветром;

— понаблюдать за развитием мать-и-мачехи (одуванчика) : от появления листочков до распускания цветков (в дальнейшем до превращения их в семена-парашютики);

— понаблюдать за первыми насекомыми. В каких местах они появляются раньше всего? (В наиболее прогретых.);

— рассмотреть, понюхать крокусы или другие первоцветы на клумбах;

— потрогать, понюхать землю на клумбе, огороде — чем она пахнет?

— поставить на территории детского сада флюгер и наблюдать, как часто бывает сильный ветер весной;

— послушать, как звенит капель и подумать, что напоминают эти звуки;

— выяснить, с какой стороны здания чаще всего бывают сосульки (с солнечной);

— потрогать сосульки, рассмотреть их: одинаковые ли они в верхней и нижней части? (нет, в нижней части сосулька уже, с ее кончика падают капельки); посмотреть через сосульку на окружающий мир: она прозрачная или нет?

— выяснить, в каких местах чаще всего ходят грачи. (Они ищут дождевых червей, насекомых в наиболее прогретых, свободных от снега местах.);

— выяснить, не начали ли птицы строить гнезда.

Воспитатель говорит, что люди придумали поговорку: «Как ты. февраль, не злись, как ты, март, не хмурься, а весной пахнет», и предлагает определить, как пахнет весна на территории детского сада. (Она пахнет мокрой землей, распускающейся ивой, первыми цветами, — возможны любые ответы детей, главное, чтобы они не только «увидели* весну, но и почувствовали ее запахи.)

На одной из прогулок воспитатель рассказывает, что весной многие птицы строят новые гнезда или перестраивают старые. Если на деревьях на территории детского сада или в ближайшем парке есть старые гнезда, дети рассматривают их, обсуждают, из чего они сделаны. Затем детям предлагается найти на территории детского сада как можно больше материалов, из которых птицы могут построить гнезда (веточки разного размера, мох, стебельки трав и т. п.). Весь материал приносят в группу.

Работа с родителями. Воспитатель рассказывает родителям о том, что их дети наблюдают за весенней природой, и просит обращать внимание на весенние изменения по дороге в детский сад и домой, спрашивать у детей, о каких признаках весны они узнали во время наблюдений в детском саду.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка».

Воспитатель спрашивает ребят, что из перечисленного в стихотворении они видели на прогулках. Какие еще приметы весны, которые не указаны в стихотворении, они обнаружили?

Дети садятся за стол. Воспитатель делит между ними карточки комплекта «Весна». Перед каждым ребенком лежит несколько карточек. Воспитатель рассказывает о весне, напоминая детям о наблюдениях на прогулках. Дети внимательно слушают воспитателя и выкладывают на середину стола те карточки, на которых изображено природное явление или объект природы, о которых идет речь. При этом соблюдается определенная последовательность выкладывания карточек: сначала — карточки, связанные с явлениями неживой природы, а затем — живой, поскольку все изменения в живой природе происходят именно вследствие изменений в неживой. Таким образом, в конце занятия все карточки комплекта будут лежать на столе в той последовательности, в какой был составлен рассказ о весне.

Пришла весна. Ночь становится короче, а день — длиннее. Солнышко в небе поднимается все выше и выше, греет все ярче и ярче. (Выкладывается карточка с изображением солнца и дальше карточки — по тексту.) Под его теплыми лучами тает снег. Потекли маленькие и большие ручейки, лужи. На реках и озерах тает лед, идет ледоход. С крыш свисают сосульки. С каким звуком капает с них вода? (Дети вспоминают свои наблюдения и отвечают.) Земля нагрелась под лучами солнца, а ручьи и весенние дожди напоили ее. И выросли на этой земле первые растения — подснежники, первоцветы. Почему их так назвали? (Они зацветают первыми. Многие из них вырастают прямо из-под снега.) Воспитатель рассказывает о двух-трех растениях, которые дети могут увидеть в своем регионе.

Например: Мать-и-мачеху легко найти вдоль дорог, канав, на газонах, у заборов. Сначала у этого растения появляются цветочки, и только потом вырастают листья. На что похожи ее цветки? На маленькие желтые солнышки. У мать-и-мачехи, как и у одуванчика, бывают семена- парашютики, которые разносятся ветром. Первые цветки очень любят пчелы. Они прилетают к ним за нектаром.

— Чуть позже на опушках, лесных полянах появляется медуница. К ней в гости очень часто прилетают пчелы, шмели. У нее бывают цветки розового (старые) и фиолетового (молодые) цвета. Так медуница подает сигнал насекомым: вкусный сок-нектар есть только в молодых фиолетовых цветках.

— Желтые первоцветы любят солнышко, поэтому растут там, где нет деревьев. Из-за необычного внешнего вида их называют еще «ключиками» и «баранчиками».

— Первоцветы очень красивы, и многие люди собирают их на букеты. Брошенные букетики первоцветов часто можно увидеть на лесных дорогах. Поэтому первоцветов становится все меньше, и многие из них теперь охраняются.

Воспитатель продолжает рассказ о весне с рассматриванием карточек: появились цветки, значит, есть чем питаться пчелам, бабочкам, жукам, — они могут собирать вкусный нектар. А бабочки и жуки - любимая еда многих птиц. Поэтому весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые зимовали в теплых странах. Могут вернуться в лес снегири, свиристели (они теперь едят разные растения) и синицы, которых мы подкармливали зимой. Скворцы селятся в дуплах деревьев и в скворечниках. Грачи и другие птицы вьют гнезда.

А что происходит весной с деревьями и кустарниками? Помните, зимой мы говорили, что они «спят»? Ранней весной эти растения просыпаются. Об этом можно узнать по соку, который течет по стволам деревьев, например, клена, березы. На одних кустарниках и деревьях вырастают желтые сережки (карточка с рисунком орешника, березы, на других — клейкие почки, из которых потом появляются зеленые листочки. (Карточки с веточками ивы, тополя.) Листочками могут питаться жуки. Раз есть жуки, значит, просыпается от зимней спячки еж, который их ест.

В лесу вырастают весенние грибы, например сморчки. Они так смешно называются из-за сморщенной шапочки.

На теплой земле прорастает трава. Теперь уже заяц и лось могут не только грызть кору деревьев. Просыпается медведь. Белка меняет свой наряд с серого на рыжий, а заяц — с белого на серый. (Дети высказывают свои предположения, почему так происходит.) Мы сажаем деревья, цветы на клумбах, огородные растения. У нас хорошее, радостное настроение, потому что пришла весна!

В заключение воспитатель подчеркивает, что пока еше не все из того, что было нарисовано на карточках, дети видели в природе.

Но они будут продолжать наблюдения на прогулках, чтобы увидеть, что нового еще приготовила для всех весна, и просит наблюдать за природой не только в детском саду, но и во время прогулок с папой и мамой, по дороге в детский сад.

Последующая работа. В свободное время воспитатель предлагает желающим попробовать сделать гнездо из собранного на прогулке материала. (Как правило, желание проявляют все дети, и тогда можно при помощи воспитателя соорудить одно гнездо.) Для удобства работы можно добавить вату, проволоку, кусочки пластилина (для скрепления веточек, веревочек. Ватой (заменитель пуха, мхом можно утеплить гнездо изнутри. Воспитатель загадывает загадку:«Без рук, без топоренка построена избенка». Дети строили гнездо руками, и это оказалось непростым занятием. А ведь у птиц нет рук, и они все делают с помощью клюва и лапок. Для какой птицы построено гнездо? Как она выглядит? Где строит свое гнездо? (Дети предлагают любые варианты — от реальных до фантастических.)

Самоанализ проведенной НОД : Я, считаю, что выбранная мною форма организации НОД детей была достаточно эффективной. Анализируя деятельность детей на НОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей. Анализируя, проведённое НОД, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Публикации по теме:

Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду (на примере Встреча Масленицы) Для проведения фольклорных праздников в.

Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе «Зима пришла!»Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе «Зима пришла!» Программное содержание. Задачи: развивать обобщённые представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; поддерживать познавательные.

НОД по экологическому образованию в старшей группе «Путешествие в тундру» Цель: расширение и уточнение представлений детей о природе Севера. Задачи: Образовательные: познакомить с природной зоной – тундрой, расширить.

ООД по экологическому образованию «Наблюдение за попугаем» (средняя группа) Программное содержание: 1. Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего образа попугая (овальное туловище, особенности.

Организация и проведение Дня матери 2016Организация и проведение Дня матери 2016 Сегодня расскажу вам о том, как мы подготовились и провели День матери в нашем дошкольном учреждении. В нашем детском саду прошли тематические.

Организация и проведение выпускного бала в детском садуОрганизация и проведение выпускного бала в детском саду Выпуск детей старшего дошкольного возраста в школу- это знаменательное событие в жизни всего детского сада, родителей и воспитанников. Пять.

Перспективно-тематическое планирование по экологическому образованию в старшей группе на 2016–2017 учебный год (часть 1) СЕНТЯБРЬ: -Беседа «Планета Земля в опасности!» - дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. На планете Земля.

Перспективно — тематическое планирование по экологическому образованию в старшей группе на 2016–2017 учебный год (часть 2) ЯНВАРЬ: - «Огород на окне»-Посадка зелени (укроп, петрушка)- учить детей ставить перед собой цель. Закрепить знания детей о строении растения.

Проект по экологическому образованию для старшей группы «Познавательные сказки»Проект по экологическому образованию для старшей группы «Познавательные сказки» Тип проекта: информационно - творческий. Участники проекта: дети, родители, воспитатель. Срок реализации:краткосрочный (4 недели). Актуальность.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и проведение НОД по экологическому образованию «Здравствуй, весна!»
Опубликовано: 12 января 2017 в 21:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД