Альбина Федотова
Организация и проведение подвижных игр в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – непременный спутник детства. Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. Но среди всего многообразия игр следует выделить подвижные игры.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Требования, которым надо руководствоваться при отборе подвижной игры на воздухе в летний период, это ориентировка на особенности их содержания, соответствие игровых действий времени года, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, их возможностям в познании нового. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким и точным. Большое значение при этом имеет интонация.
Публикация «Организация и проведение подвижных игр в летний период» размещена в разделах
- Лето
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Объяснение игры для детей младшего возраста часто сопровождается показом : как прыгает зайчик, как летает птичка. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям какое движение и как надо выполнить: служат также сигналами для начала и окончания; подсказывает ритм и темп, и заменяет в игре правила (игры «По ровненькой дорожке», «Огуречик, огуречик…»). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и детям старшего дошкольного возраста, причём слова произносятся хором. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений. Чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.
К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, воспитатель усложняет условия проведения игры; увеличивает расстояние для бега, метания; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята» и др., несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чьё звено быстрее соберется?» и др.
При проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста сначала называется игра, затем объясняется последовательность игровых действий, распределяются роли, если игра сюжетная, указывается местоположение детей на игровой площадке и игровых атрибутов, если таковые имеются, и выделяются правила.
Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не сюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования.
Для детей подготовительной к школе группы преобладают бессюжетные игры и это вполне закономерно. Детей этого возраста интересует не образ (кошка, мышка, не движение, соответствующее данному образу, а результат этого движения – убежать, догнать, увернуться, благодаря быстроте и ловкости движения. Дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий. Совершенствующие психофизические качества. Игра только тогда проходит весело и слажено, когда детям понятны действия и правила, которые они должны выполнять.
Подвижная игра в летний период на свежем воздухе - основная форма двигательной активности. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться. Поэтому игры с высокой двигательной активностью необходимо сочетать с более спокойными видами деятельности. Летом появляются большие возможности для игровых упражнений с мячом, скакалками, обручами, игровых заданий с бегом. На площадке меньше пространственных ограничений, что обеспечивает большую свободу в действиях детей, позволяет значительно улучшить технику выполняемых упражнений и в целом повысить физическую подготовленность дошкольников. Немалую роль играет и оздоровительный эффект, обеспечиваемый при проведении игровых упражнений и подвижных игр на свежем воздухе.
Для детей старшего дошкольного возраста в летний период на игровой площадке эффективны разнообразные игры с мячом («Вышибалы», «Штандер», «Ловишки с мячом» и др.) народные игры, игры – забавы.
Памятка организации подвижных игр
На площадке не должно быть посторонних предметов.
Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры.
Игры должны быть доступны детям и подбираться с в соответствии с программными требованиями.
Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т. д.
Следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов.
Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль берет на себя воспитатель).
Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
В играх следует использовать как можно больше народного фольклора, т. к. имеют огромное значение для развития речи ребенка.
Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей (продумывание вариантов игр, комбинирование движений)
Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
Заканчивая игру нужно своевременно, т. к. ее затягивание может привести к утомлению детей.
Сигнал об окончании игры подается, когда дети получили от нее удовольствие.
Не стоит забывать о подведении итогов игры.