Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления

Елена Машкина
Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление – это то пространство, в котором формируются гражданские компетенции обучающихся, развиваются личностные качества ребенка.

Самоуправление – особый вид управления, отражающий структуру отношений, сложившуюся между участниками взаимодействия в той или иной иерархии интересов и потребностей [1].

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей [1].

М. И.Рожков выделяет в этом определении следующие ключевые слова: развитие самостоятельности, принятие и реализация управленческих решений, групповые цели.

Развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов [1].

Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Базовые принципы самоуправления

- Равноправие — все должны иметь право голоса при принятии того или иного решения.

- Открытость и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

- Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

- Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

- Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

- Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся.

- Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.

Структура самоуправления класса

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классногособрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности своего ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Классное собрание распределяет поручения учащимся, избирает старосту (командира, президента и т. п., представителей в органы ученического коллектива, заслушивает отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.).

Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое собрание, но возможно и обсуждение одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы).

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.

Психологическое сопровождения классного самоуправления

Ученическое самоуправление – это важнейший компонент общешкольной воспитательной системы, который включает в себя активные исследовательские, управленческие, игровые, формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации.

Процесс формирования социальной активности личности учащегося средствами ученического самоуправления будет эффективным, если школьное самоуправление будет строиться на основе современных педагогических подходов к его организации, содержанию и технологиям.

Развитие классного самоуправления должно обеспечиваться комплексным психолого-педагогическим, медико-социальным, информационно-познавательным, организационно-управленческим, кадрово-методическим сопровождением как на индивидуальном уровне, так и на уровне образовательной системы.

Основным приоритетом работы педагога-психолога в условиях введения ФГОС становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

Одним из направлений является поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

Объекты психолого-педагогического сопровождения ученического самоуправления

1. Обучающиеся с неодинаковыми стартовыми позициями в развитии коммуникативных и организаторских способностей.

2. Педагоги с разной степенью вовлеченности в организацию ученического самоуправления: участники проектных групп, классные руководители, учителя-предметники.

3. Родители с различной степенью включенности в структуру управления.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Форма сопровождения Уровень сопровождения Содержание работы Предполагаемый результат

Диагностика На уровне класса

1) Определение уровня развития коммуникативных и организационных способностей учащихся (методика КОС и др.);

2) Выявление неформальных лидеров классных коллективов (методика

«Социометрия», опросы)

Сформированные Коммуникативные и организаторские навыки.

Высокий уровень развития ученического самоуправления

Консультирование На уровне ОУ

Консультирование классных руководителей, учеников-предметников, родителей по формированию актива и содействию развития ученического самоуправления

Индивидуальное Консультирование учащихся по проблемам коммуникации и развития их коммуникативных и лидерских качеств

Развивающая работа Групповое Проведение тренингов общения, лидерства и т. п.

1) индивидуальная форма в виде индивидуальной психодиагностики, индивидуальной консультации, индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

2) микрогрупповая форма (от 2 до 3 человек) в виде микрогрупповой психодиагностики, консультации, коррекционно-развивающей работы с психологом;

3) групповая форма в виде групповой психодиагностики, групповой консультации, групповой коррекционно-развивающей работы.

Методы:

Методы индивидуальной диагностики включают психодиагностические методики по определению индивидуальных особенностей, определяющих успешность вхождения в проектную деятельность и осуществлению функций, связанных с ученическим самоуправлением (стандартизованные методики (тесты, анкеты) и малоформализованные методов (проективные техники, беседа, анализ продуктов деятельности и др.).

Методы групповой диагностики – это наблюдение за ученическим коллективом и социометрия.

Источники:

1. Рожков М. И. Развитие самоуправленияв детских коллективах: учеб. -метод. пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 158 с.

2. Карпенко С. И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников. – Автореф….канд. педагог. наук, 2005. –198 с.

3. Степанова Е. Д. Программа психолого-педагогического сопровождения проекта «Разработка и апробация модели ученического самоуправления в условиях МОУ СОШ № 8 и государственно-общественного управления». – Томск, 2012

4. http://www.shkola41.ru/index.php/malstrana/samoupravlenie

5. http://s27004.edu35.ru/attachments/article/233/Описание%20модели%20ученического%20самоуправления. docx

6. https://sites.google.com/

7. http://www.obo-sosh2.ru/vneklassnaya/uchenicheskoe

8. samoupravlenie/143-organizacziya-samoupravleniya-v-klasse.html

Публикации по теме:

О Дне самоуправления в разновозрастной группеО Дне самоуправления в разновозрастной группе «О Дне самоуправления в разновозрастной группе №2»Автор: Кожанова Е. М. 14 февраля 2020г. в рамках образовательного события «Взрослые и дети».

День самоуправленияДень самоуправления 1 декабря в моей группе прошел день самоуправления. Но как бы не день, а пол дня. Родители вели прием детей, проводили занятия, и играли.

Фотоотчет «День родительского самоуправления»Фотоотчет «День родительского самоуправления» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Я хочу предоставить вам фотоотчет о дне самоуправления 2016 года. Вы снова увидите знакомые лица,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Здоровье, гигиена
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 14:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 сентября. День Тигра в России

Очередной тематический день посвящен большой дикой кошке, обладающей царственным видом, но свирепым нравом. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о тиграх и увлечь их...

25 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации»

Праздник «Всероссийский день бега «Кросс нации»» в 2021 году отмечается 25 сентября, в субботу. В нём участвуют все регионы нашей большой страны. Это праздник всех, кто предпочитает активный досуг и...


Горячие темочки