МААМ-картинки

Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления

Елена Машкина
Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление – это то пространство, в котором формируются гражданские компетенции обучающихся, развиваются личностные качества ребенка.

Самоуправление – особый вид управления, отражающий структуру отношений, сложившуюся между участниками взаимодействия в той или иной иерархии интересов и потребностей [1].

Публикация «Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления» размещена в разделах

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей [1].

М. И. Рожков выделяет в этом определении следующие ключевые слова: развитие самостоятельности, принятие и реализация управленческих решений, групповые цели.

Развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов [1].

Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Базовые принципы самоуправления

- Равноправие — все должны иметь право голоса при принятии того или иного решения.

- Открытость и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

- Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

- Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

- Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

- Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся.

- Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.

Структура самоуправления класса

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности своего ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Классное собрание распределяет поручения учащимся, избирает старосту (командира, президента и т. п., представителей в органы ученического коллектива, заслушивает отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.).

Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое собрание, но возможно и обсуждение одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы).

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.

Психологическое сопровождения классного самоуправления

Ученическое самоуправление – это важнейший компонент общешкольной воспитательной системы, который включает в себя активные исследовательские, управленческие, игровые, формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации.

Процесс формирования социальной активности личности учащегося средствами ученического самоуправления будет эффективным, если школьное самоуправление будет строиться на основе современных педагогических подходов к его организации, содержанию и технологиям.

Развитие классного самоуправления должно обеспечиваться комплексным психолого-педагогическим, медико-социальным, информационно-познавательным, организационно-управленческим, кадрово-методическим сопровождением как на индивидуальном уровне, так и на уровне образовательной системы.

Основным приоритетом работы педагога-психолога в условиях введения ФГОС становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

Одним из направлений является поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

Объекты психолого-педагогического сопровождения ученического самоуправления

1. Обучающиеся с неодинаковыми стартовыми позициями в развитии коммуникативных и организаторских способностей.

2. Педагоги с разной степенью вовлеченности в организацию ученического самоуправления : участники проектных групп, классные руководители, учителя-предметники.

3. Родители с различной степенью включенности в структуру управления.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Форма сопровождения Уровень сопровождения Содержание работы Предполагаемый результат

Диагностика На уровне класса

1) Определение уровня развития коммуникативных и организационных способностей учащихся (методика КОС и др.);

2) Выявление неформальных лидеров классных коллективов (методика

«Социометрия», опросы)

Сформированные Коммуникативные и организаторские навыки.

Высокий уровень развития ученического самоуправления

Консультирование На уровне ОУ

Консультирование классных руководителей, учеников-предметников, родителей по формированию актива и содействию развития ученического самоуправления

Индивидуальное Консультирование учащихся по проблемам коммуникации и развития их коммуникативных и лидерских качеств

Развивающая работа Групповое Проведение тренингов общения, лидерства и т. п.

1) индивидуальная форма в виде индивидуальной психодиагностики, индивидуальной консультации, индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

2) микрогрупповая форма (от 2 до 3 человек) в виде микрогрупповой психодиагностики, консультации, коррекционно-развивающей работы с психологом;

3) групповая форма в виде групповой психодиагностики, групповой консультации, групповой коррекционно-развивающей работы.

Методы:

Методы индивидуальной диагностики включают психодиагностические методики по определению индивидуальных особенностей, определяющих успешность вхождения в проектную деятельность и осуществлению функций, связанных с ученическим самоуправлением (стандартизованные методики (тесты, анкеты) и малоформализованные методов (проективные техники, беседа, анализ продуктов деятельности и др.).

Методы групповой диагностики – это наблюдение за ученическим коллективом и социометрия.

Источники:

1. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб. -метод. пособие. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 158 с.

2. Карпенко С. И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников. – Автореф….канд. педагог. наук, 2005. –198 с.

3. Степанова Е. Д. Программа психолого-педагогического сопровождения проекта «Разработка и апробация модели ученического самоуправления в условиях МОУ СОШ № 8 и государственно-общественного управления». – Томск, 2012

4. https://www.shkola41.ru/index.php/malstrana/samoupravlenie

5. https://s27004.edu35.ru/attachments/article/233/Описание%20модели%20ученического%20самоуправления. docx

6. https://sites.google.com/

7. https://www.obo-sosh2.ru/vneklassnaya/uchenicheskoe

8. samoupravlenie/143-organizacziya-samoupravleniya-v-klasse.html

Публикации по теме:

О Дне самоуправления в разновозрастной группеО Дне самоуправления в разновозрастной группе «О Дне самоуправления в разновозрастной группе №2»Автор: Кожанова Е. М. 14 февраля 2020г. в рамках образовательного события «Взрослые и дети».

День самоуправленияДень самоуправления 1 декабря в моей группе прошел день самоуправления. Но как бы не день, а пол дня. Родители вели прием детей, проводили занятия, и играли.

Фотоотчет «День родительского самоуправления»Фотоотчет «День родительского самоуправления» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Я хочу предоставить вам фотоотчет о дне самоуправления 2016 года. Вы снова увидите знакомые лица,.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт «День молодёжного самоуправления»Фотоотчёт «День молодёжного самоуправления» Фотоотчёт «День молодёжного самоуправления» На прошедшей неделе старшеклассники нашего города Пионерского попробовали свои силы в необычных.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Работа с родителями «День самоуправления в детском саду»Работа с родителями «День самоуправления в детском саду» Из дневника воспитателя о дне самоуправления На кануне ….прочитаны все конспекты, внесены незначительные коррективы, даны методические.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 14:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления» (включая файлы) размещена пользователем Елена Машкина (УИ 2739297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД