Получи документы

Организация игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта в условиях ДОУ

Назакет Агаева
Организация игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта в условиях ДОУ

В дошкольных учреждениях рабочая программа предназначена для детей с нормальным интеллектом. Но дети с проблемами в психофизическом развитии требуют особого подхода. Тем не менее, воспитатели, учитывая их потенциал, занимаются совместно детьми с нарушением интеллекта и нормальным интеллектом. Для этого каковы условия средства, методы, организации игровой деятельности детей с нарушением интеллекта?

Совместная работа с детьми нарушением интеллекта осуществляется посредством игр, так как игровая деятельность у них значительно отстаёт от нормы.

Публикация «Организация игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта в условиях ДОУ» размещена в разделах

Игра имеет большое значение для детей с нарушением интеллекта, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение реального социального пространства: ребёнок проигрывает в символических действиях и замещениях отношения людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых по своей воле вводит в игровые сюжеты.

Проблема игровой деятельности детей с нарушением интеллекта была изучена Л. Б. Баряевой и А. Зариным, М. Соколовой, О. П. Гаврилушкиной, И. Д. Емельяновой и др. Их исследования оказывают существенную помощь специалистам ДОУ в процессе отслеживания динамики развития детей. Но, к сожалению, игровую деятельность детей с нарушением интеллекта в обычных детских садах пока не изучено.

Раздел «Игра» является центральным в программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальным нарушением (Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. ,Зарин А. П. [1], что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Представители отечественной психологии рассматривают игру как деятельность, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется произвольная регуляция поведения. Одним из основных направлений коррекционной работы с дошкольниками нарушением интеллекта является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в своих силах детям с нарушением интеллекта. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает в развитии трудности, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).

Л. Б. Баряева, А. П. Зарин [1], обучение рассматривают как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности. Благодаря обучению ребенка с нарушением интеллекта становятся доступны различные виды детской деятельности.

Модель игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта, представляет собой систему компоновки игр различного вида и направленности. Модель демонстрирует педагогическим работникам детского сада разнообразие игры как основного вида детской деятельности и возможности использования игр в образовательном процессе с воспитанниками целью более успешной социализации игр дошкольников в течение всего дошкольного детства.

Конечно, каждый вид игры решает свои конкретные задачи, касающиеся развития игрового опыта. Но вместе с тем каждая из игр развивает речь и мыслительные способности детей, учит отражать, обогащать и воспринимать жизненный опыт социума, осваивать различные социальные роли – как реалистические, так и вымышленные, фантастические, способствующие развитию образного мышления дошкольника, способствует формированию коммуникативных способностей и овладению основными культурными способами деятельности. Словом, игра – это действенное средство успешной социализации ребёнка-дошкольника.

Имея под рукой данную модель, воспитатель имеет дополнительную возможность более глубоко продумать содержание совместной деятельности с детьми, прогулки либо непосредственно образовательной деятельности, основанной на игровом взаимодействии; учесть возрастные и интеллектуальные особенности воспитанников при подборе игр, а также, оптимально организовать взаимодействие с семьями воспитанников.

Рассмотрим, из чего состоит разработанная и реализуемая нами модель сюжетно- ролевой игры дошкольников с нарушением интеллекта :

Цель игры:

1)обучить детей поведению в данной игре.

2)развитие игровой способности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачи:

1)обучить детей элементарным игровым навыкам;

2)познакомить детей с ролью;

3)учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность;

4)развивать умение играть дружно.

5)развивать речи дошкольников с нарушением интеллекта;

-Организационный момент;

-Средства, условие организации игры;

- Предметы, используемые во время игры.

Примером совместной игровой деятельности можно провести игры : «Семья», «Кукла Катя заболела», «Доктор», «Аптека» и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство Союз, 2003. — 320 с.

2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. Н. Герцена; Изд-во Союз, 2002. - 479 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

4. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: книга для воспитателя М: Просвещение, 1991. — 72 с.

5. Эльконин Д. Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97

Публикации по теме:

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Мастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллектаМастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллекта Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я каждый раз тщательно продумываю каждое занятие. Возможности этих детей не столь.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Организация игровой деятельности дошкольника дома Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 июля 2020 в 16:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД