МААМ-картинки

Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)

Александра Малых
Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)
▼ Скачать + Заказать документы

Блок II

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

1. Сведения о программах:

АООП ДОУ для детей с УО (адаптированная основная образовательная программа)

АОП (адаптированная программа)

РП специалистов (рабочие программы специалистов)

2. Режим и форма организации занятий :

Индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.

3. Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.

Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)» размещена в разделах

Перспективный план индивидуальных занятий с ребенком

Область развития задачи

Социально-коммуникативное развитие:

- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);

-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;

-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;

- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;

- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;

- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;

- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.

- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);

-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

Формирование игровой деятельности:

Обучение игре

- учить брать и ставить предметы на место;

- учить использовать игрушки по функциональному назначению;

- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);

- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;

- учить снимать и вешать на место своё полотенце;

- учить застёгивать большие пуговицы;

- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;

- учить развешивать вещи на стульчик;

- учить пользоваться салфеткой;

- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;

- учить проситься в туалет, указывая жестом;

Физическое развитие (физическое здоровье) :

- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;

- обучать элементарным правилам подвижных игр;

- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;

- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;

- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;

- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;

- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание: - учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);

- учить соотносить предметы с их изображением;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);

- учить сличать геометрические фигуры;

- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- учить различать объёмные формы – кубик, шар;

- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);

- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;

- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;

- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);

- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).

Формирование мышления:

- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);

- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;

- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.

Формирование количественных представлений:

учить составлять группы из одинаковых предметов;

- учить выделять один и много предметов из группы;

- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.

Ознакомление с окружающим:

-знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);

- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;

- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.

- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;

- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.

Развитие ручной и мелкой моторики:

- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;

- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;

- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;

- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим); -учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально, не отрывая карандаш от бумаги;

- учить откручивать детали игрушек, конструктора;

- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.

Речевое развитие: - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на.);

- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;

- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;

- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка:

- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;

- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;

- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;

- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.

Аппликация: - учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;

- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);

- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок, целенаправленно закрашивая рисунок;

- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.

Конструирование - учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;

- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).

- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.

Развитие музыкально-ритмических навыков:

- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;

- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;

- развивать микромоторику пальцев рук;

- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.

- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;

- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны, обувь;

I. Описание особых образовательных потребностей:

• Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с УО.

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитателем в рамках коррекционного часа.

• Наблюдение психиатра, невролога, педиатра.

• Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.

• Взаимодействие учителя-дефектолога и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.

• Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).

• Комплексная подготовка к школе.

• Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).

• Проведение общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.

• Обучение умению доводить начатое дело до конца.

• Расширение представлений об окружающей действительности.

• Формирование представлений о себе, окружающем мире.

• Поощрение интереса к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию).

• Осуществление взаимосвязи с образовательной организацией (посещение родительских собраний, консультаций педагогов).

II. Цели, задачи, формы организации коррекционной работы

Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Задачи:

1. Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция).

3. Расширение представлений о себе и об окружающем мире, обогащение словаря.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ.

Специфические задачи развивающего обучения детей с УО :

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.

4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.

5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).

7. Организация благоприятной социальной среды.

8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с УО педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.

III. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в коррекционной работе.

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

№ пп Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания

1 Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий (для детей 5-6, 6-7 лет) Мозаика-синтез 2011

2 Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. М. : Просвещение 2009

3 Павлова Л. И., Маврина И. В., Малышева Л. А. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. М. : Гном и Д 2002

4 Под ред. Л. А. Венгера Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение 2005

5 Шарохина В. Л. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия : старшая и подготовительная группы. Национальный книжный центр 2011

6 Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Владос 2014

7 Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. ВЛАДОС 2014

8 Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Владос 2014

9 Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для учителя. М. : Просвещение: Учебная литература 1996

10 Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия : младшая и средняя группы (Книга + CD-диск) Национальный книжный центр 2011

11 Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие Парадигма 2013

12 Лыкова-Унковская Е. С. Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие Парадигма 2016

13 Мухина С. Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников Перспектива 2016

14 Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий Теревинф 2018

Методическое обеспечение интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

№ пп Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания

1 Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования АППО 2005

2 Морозова Г. В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группе Гном 2014

3 Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия Теревинф 2004

4 Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011

5 Блинков Ю. А.

Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для вузов Владос 2004

6 Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей Просвещение 1991

Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы

№ пп Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания

1 Кривоносова Л. Н., Макарова О. В. Скоро в школу (2 части) МБОУ НШ-ДС № 37, г. Кузнецк. 2012

2 Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. Генезис 2012.

3 Лисовская Т. В. Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина/ Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская. Мн. : Нар. асвета. 2001

4 Кагарлицкая Г. С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет Генезис 2011

5 Безрукова О. А. Нурминский Е. В. Найди лишнюю картинку (программа для ЭВМ) Русская речь 2016

6 Долгова О. И. Зиборова Е. В. Что Лишнее? Учебно-методическое пособие по формированию и развитию аналитического мышления, логики и опосредования В. Секачев 2016

7 Минаева М. С. В гости к волшебнику. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста + методическое пособие Генезис 2018

8 И. А. Лыкова Демонстрационный материал "Конструируем в зимний период" ИД «Цветной мир» 2015

9 Алышева Т. В. Эк В. В. Сравниваем, считаем: Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:В 2 частях Просвещение 2014

10 И. А. Морозова и М. А. Пушкарева Тетрадь по математике для детского сада Мозаика-Синтез 2009

11 Забрамная С. Д. Костенкова Ю. А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1-й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов Владос 2014

12 Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий + CD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом Владос 2014

13 Стребелева Е. А. Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Владос 2014

14 Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Генезис 2018

15 Н. Ю. Костылева Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 5-8 лет. ФГОС ДО Сфера 2015

16 Е. В. Колесникова Диагностика математических способностей 6-7 лет. ФгоС Сфера 2018

17 Е. В. Колесникова Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет. ФГОС Д Сфера 2019

18 Е. В. Колесникова Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. Для детей 5-7лет. ФГОС ДО Сфера 2018

19 Е. В. Колесникова Математика для детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие к раб. тетр. "Ясчитаю до десяти". ФГОС ДО Сфера 2018

20 Е. В. Колесникова Демонстрационный материал: математика для детей 5-7 лет. ФГОС Сфера 2018

21 Емельянова Э. Карточки для занятий в детском саду и дома. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…». Мозаика-Синтез 2019

IV. Взаимодействие с родителями

Система работы по взаимодействию команды специалистов с родителями:

№ Блок Содержание Формы и методы

1 Информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка. опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт, специальные диагностические методики.

2 Практический содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей с ОВЗ и их развитием. 1) Групповые (родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия);

- Индивидуальные (консультации, открытые индивидуальные занятия специалистов);

- Наглядные (стендовая информация, брошюры, папки-передвижки).

3 Контрольно-оценочный Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения. Опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, самоанализ педагогов, собеседование с детьми, наблюдение, учет активности родителей.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2015–2021 год для воспитанников 6 группы Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД 6 группы План составлен в соответствии с воспитательными программами, составленными и утверждёнными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 15:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционно-развивающей работы (из ИОМ для детей с УО (ИН)» (включая файлы) размещена пользователем Александра Малых (УИ 438029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД