Алла Частова
Организация математического центра в группе детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Венгер
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Организация математического центра в группе детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :
Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
Владеет математической терминологией
Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
Владеет простейшими графическими навыками и умениями
Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (ФГОС ДО).
Предметное содержание, его пространственная организация и их изменения во времени это три компонента концептуальной модели предметно-пространственной среды. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
С точки зрения М. Н. Поляковой к предметному содержанию с математическим развитием детей дошкольного возраста относятся :
игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Для того чтобы разбудить познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Передо мной встала задача изучить основные направления реализации Концепции математического образования, и я пришла к выводу, что необходимо создавать условия, а прежде всего развивающую предметно-пространственную среду для развития у дошкольников математических представлений, знаний и способностей.
Наблюдая за детьми, заметила, что они не умеют играть в игры с математическим содержанием, а зачастую просто не проявляют к ним интерес. Поэтому встала задача создать благоприятные условия в группе, которые бы способствовали развитию математических способностей у детей.
Я стала проводить работу по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО, используя новые подходы и идеи в своей деятельности по ФЭМП у дошкольников.
Анализируя оформление РППС, выяснила необходимость проектирование математической зоны в нашей группе в соответствии с содержанием математического развития воспитанников, и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. В оформлении «Центра математики» активное участие принимали родители, а также сами дети, что вызвало положительное отношение к материалу, интерес и желание действовать с ним. Математический центр это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Каждое утро в центре математики дошкольников в моей группе радостно встречают жители страны «Формандии».
Создавая математический центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя им возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно со сверстниками. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. В течение года, по мере освоения игр, заменяем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть. Я выстраиваю образовательную деятельность в «Центре математики» так, чтобы у детей была потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагаю детям задания математического содержания, учитывая их индивидуальные способности. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности мне помогает наличие занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.
Эти материалы занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, они стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно - ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.
Предметно-пространственная среда в моей группе очень богата по своему математическому содержанию. Если присмотреться к содержанию других центров развития, то можно заметить в них наличие пособий и материалов по математике. В центре книги представлены математические считалки, сказки о цифрах. В центре сюжетно-ролевой игры с помощью алгоритмов ребенок закрепляет представления о понятии что такое «форма», «величина», «размер», «часть-целое». Пособия, материалы по математике используются и в центре двигательной активности, в центре экспериментирования, конструирования, в центре театра.
Применяю инновационный подход по использованию лестничного пролета детского сада для развития, у воспитанников математических способностей стимулируя и развивая познавательную активность средствами игровой предметности – «Умные ступеньки».
Методическое обеспечение «Центра математики»
1) Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток)
2) Раздаточный материал (комплекты геометрических геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие предметы и игрушки; счетные палочки)
3) Занимательный материал : картотеки – математические загадки; математические пословицы и поговорки; математические считалки; задачи в стихах; стихотворения, сказки о математических понятиях; головоломки
4) Разнообразие дидактических игр математического характера по основным разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время», математическое лото, домино, мозайка с плоскостными элементами различных геометрических форм, объёмные игры головоломки, тематические рамки и вкладыши, игры с монетами, календарь, модель календаря, модель часов, шашки, шахматы
5) Развивающие, интеллектуальные, логико-математические игры (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамимо, игры Воскабовича)
Согласие родителей на размещение фотографий имеется.
Информационные ресурсы
1. Арапова-Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» М. : «Мозайка-Синтез»,2008г.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ,. Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. : «Мозайка-Синтез»,2015г.
3. Рабинович П. Д. ,Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространсвенной среды в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования» М. : Федеральный институт развития образования, 2014 г.
Математический центр - это специально
отведенное место
Дидактические пособия, выполненные
своими руками
Игры с математическим содержанием
«Умные ступеньки»