Приложение МААМ

Организация методической работы в учреждении

людмила Васильевна Волкогон
Организация методической работы в учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Технологии по службе

Организация методической работы в учреждении

"Соприкосновение крупиц педагогического опыта

с искорками критической мысли может родить интересную идею,

соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей

может родить творческую деятельность"

Ш. Амонашвили

На образовательное учреждение возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни молодое поколение с нарушениями развития. В связи с этим недопустимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе детского дома, в управлении образовательным процессом.

Публикация «Организация методической работы в учреждении» размещена в разделах

Актуальнейшей проблемой педагогического коллектива Ипатовского детского дома стала необходимость повышения роли и значения методической работы, способствующей развитию творческого потенциала педагогов в целом. Пришли к выводу: без инноваций не обойтись.

Основная цель методической работы учреждения – создание условий, способствующих повышению качества воспитательно-образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.

Методическая деятельность направлена на решение следующих задач:

- совершенствование существующих форм, методов, средств обучения и воспитания;

- разработка адаптированных общеобразовательных программ;

- внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта и современных педагогических технологий.

Традиционно в детском доме используются коллективные и индивидуальные, а также внешние и внутренние формы методической работы.

К внешним формам относятся аттестация, курсы повышения квалификации.

Аттестация специалистов и воспитателей проводится в Министерстве труда и социальной защиты населения (один раз в пять лет, а экспертной комиссией является ГБУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» г. Ставрополь.

Для учителей организуется аттестация на соответствие занимаемой должности внутри учреждения 1 раз в пять лет. Создана комиссия, которая руководствуется рекомендациями разработанного Положения об аттестации работников Ипатовского детского дома. Педагоги готовят портфолио, показывают открытые уроки, внеурочную деятельность.

В межаттестационный период каждый педагог повышает свой профессиональный уровень в ГАУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы» г. Ставрополя один раз в три года.

На сегодняшний день аттестовалось 15 педагогов, из них 3 - на высшую категорию, 12 – на первую.

Необходимо обратить внимание на то, что специалисты учреждения проходят подготовку по следующим направлениям: дошкольному и дополнительному образованию, инновационным технологиям в образовании.

Педагоги проходят обучение на семинарах, научно-методических конференциях всероссийского значения, а в последнее время в вебинарах, проводимых в онлайн-режиме.

К внутренним формам методической работы относятся : методические объединения, семинары (теоретические, практические, педсоветы, ПМПк, медиатека (обобщение педагогического опыта, информатизация образовательного процесса, Школа молодого педагога, консультационные часы, самообразование, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, аттестация учителей на соответствие занимаемой должности непосредственно в учреждении и пр.

Одна из самых эффективных форм коллективной методической работы - методические объединения. Заседания методических объединений проводятся четыре раза в месяц в соответствии с общим планом, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер, и это является большим достоинством данной формы работы. На объединении рассматриваются вопросы по изучению и внедрению Программ, проектов и пр.

Каждое заседание методического объединения включает в себя как теоретическую часть – доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую – проведение уроков, занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, выставки, мастер-классы, подведение итогов творческих и конкурсных детских работ.

Ежегодно в учреждении ведётся работа по актуальной теме, например: разработка «Адаптированной общей образовательной программы начального общего образования» (далее - АООП НОО, «Технология организации современного урока, занятия», разработка и коррекция Специальной индивидуальной программы развития (далее - СИПР) получателя социальных услуг, разработка и совершенствование «Плана жизнеустройства», и т. д. Такая работа проходит в форме учебных занятий, методических рекомендаций, теоретических семинаров.

Организация семинаров способствует формированию профессиональной компетенции, обогащению интересов, удовлетворяет духовные и профессиональные потребности педагогов. Семинары планируются четыре раза в год. На семинарском занятии педагоги знакомятся с теорией по возникшей проблеме. В ходе изложения теории педагоги излагают свои взгляды по затронутой проблеме, дискутируют и приходят к общему мнению.

Кроме теоретических в учреждении пользуются большим спросом и практические семинары. Семинар-практикум проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики. Теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Такие практические показы проводятся в форме мастер-классов. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определённом виде деятельности, развиваются творческое начало и фантазия.

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании детей с нарушениями развития, требуют новых подходов и решений. Педсовет как высший орган руководства всем образовательным процессом решает конкретные задачи учреждения, способствует объединению усилий коллектива для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта (четыре в год).

Но как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие? Возможно ли такое? Вполне, если подойти творчески. Если на педсовете решать вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то всё меняется. Такие педсоветы в нашем учреждении мы называем нетрадиционными и проводим их в игровой форме. А традиционными являются установочный и итоговый педсоветы. Но, «играя» на педсоветах, не забываем об их классической форме.

ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) – одна из форм работы педагогов во взаимодействии со старшим и средним медицинским персоналом – необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы : осуществляет диагностику учащихся и консультирования педагогов, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, в сохранении и укреплении здоровья.

Вся деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения и осуществляется по разработанному плану, включающем в себя несколько этапов:

Плановое заседание (сентябрь)

- обсуждение результатов обследования детей, нуждающихся в коррекционной помощи;

- определение путей коррекционного воздействия на детей;

- комплектация классов, групп компенсирующей направленности;

- выработка стратегии взаимодействия специалистов учреждения;

- разработка индивидуальных карт развития и учебных планов.

Плановое заседание (январь)

- анализ динамики развития детей на основании результатов промежуточного обследования.

Плановое заседание (март-апрель)

- обсуждение результатов обследования специалистами ДДИ детей (учитель-логопед, учитель-дефектолог);

- медицинские работники представляют информацию о состоянии здоровья детей (анамнез, антропометрия, перенесённые заболевания, заключения специалистов и пр.);

- педагог-психолог на основании скрининговой диагностики выявляет уровни психического развития воспитанников (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоционально-личностная и социально-волевая сфера; характер межличностных отношений).

Плановое заседание (май)

- результаты, итоги коррекционно-развивающей работы за учебный год;

- даётся оценка динамики обучения и коррекции детей;

- отчёт специалистов о проделанной работе;

- перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, организованная работа ПМПк в учреждении позволяет координировать деятельность и обеспечивает взаимодействие не только специалистов, но и медицинский персонал.

В течение нескольких лет успешно функционирует медиатека, цель, которой — создание банка данных актуального опыта, его обобщение и пропаганда. Так, был обобщен опыт работы лаборатории компьютерно-игровых тренажёров по теме «Компьютерно-игровые тренажёры (КИТ) в реабилитационной работе с детьми с нарушениями развития».

Представлен опыт работы мастерской декоративно-прикладного искусства по программе «Художественная бумага». Накоплен огромный опыт работы по дополнительной альтернативной коммуникации по теме «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек – РЕСS в работе с детьми с ТМНР».

В учреждении были разработаны методические материалы по разным направлениям деятельности, например: «Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями», «Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР», «Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Использование дидактических средств развития коммуникативной функции у детей с ТМНР», «Принципы и подходы во взаимодействии с детьми с ТМНР», «Организация и осуществление коррекционно - развивающей работы с детьми с ТМНР», «Система работы по формированию основ художественного творчества воспитанников» и пр.

Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Информатизация в учреждении осуществляется на базе разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, ведущее положение среди которых занимает компьютер.

Многие педагоги владеют компьютерными программами: Microsoft Office версий 2000, 2003, 2007 и 2010 (Word, Excel Publisn, NeoОuffis); графическими редакторами Microsoft Paint, Adobe Pnotoshop, программой презентации PowerPoint, оказывают помощь в организации не только методической работы, но и образовательной.

Направления работы информационной поддержки:

- подготовка дидактических материалов;

- оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;

- создание видеотеки, постоянно пополняющейся видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых уроков, занятий;

- компьютерное сопровождение мероприятий ДДИ (педсоветов, семинаров и пр., создание презентаций, оформление раздаточного материала и пр.

Все созданные с помощью компьютерных программ материалы: презентации, видеоролики, пособия, разработки, информационные материалы для родителей в виде буклетов, памяток, публикации в СМИ пополняют методическую копилку детского дома, систематизируются и используются в работе.

В целях оказания практической помощи педагогам, способствующей повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста, раскрытию его творческих возможностей, в вопросах совершенствования теоретических знаний работает Школа молодого педагога с использованием таких форм работы как теоретические занятия, открытые уроки наставников, деловые игры, семинары, анкетирование.

Педагоги-наставники отвечают за формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции молодых специалистов, оказывая психолого-педагогическую поддержку и помощь.

Одна из форм методической работы – консультативные часы. В течение учебного года один раз в месяц проводятся как индивидуальные консультации, так и для всего педагогического коллектива по интересным и востребованным темам.

В детском доме ведётся систематическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через самообразование, так как считается, что резервы для повышения уровня своего профессионального и личностного развития нужно находить в самом себе.

Педагоги учреждения составляют индивидуальные планы самообразования в соответствии с направлением деятельности, в конце учебного года подводят итоги работы на методических объединениях, творческих отчётах.

Формы представления результатов самообразования различны: открытое занятие, творческий отчёт, методический фестиваль, выставка творческих работ и пр.

Конкурс профессионального мастерства – это соревнование учителей, воспитателей, специалистов в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.

В учреждении ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший педагогический работник «ГБСУСОН Ипатовский ДДИ», который направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников, рост профессионального мастерства педагогических работников.

Каждый педагог в течение учебного года участвует в работе педсовета, методического объединения, семинара, ПМПк и пр. не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого и личностного роста.

Таким образом, организация методической работы направлена на всестороннее повышение квалификации и профессиональное мастерство каждого педагога детского дома, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счёте, на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Л. Волкогон,

методист

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация методической работы в учреждении
Опубликовано: 21 июня 2022 в 14:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация методической работы в учреждении» (включая файлы) размещена пользователем людмила Васильевна Волкогон (УИ 3020767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД