людмила Васильевна Волкогон
Организация методической работы в учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии по службе
Организация методической работы в учреждении
"Соприкосновение крупиц педагогического опыта
с искорками критической мысли может родить интересную идею,
соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей
может родить творческую деятельность"
Ш. Амонашвили
На образовательное учреждение возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни молодое поколение с нарушениями развития. В связи с этим недопустимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе детского дома, в управлении образовательным процессом.
Публикация «Организация методической работы в учреждении» размещена в разделах
Актуальнейшей проблемой педагогического коллектива Ипатовского детского дома стала необходимость повышения роли и значения методической работы, способствующей развитию творческого потенциала педагогов в целом. Пришли к выводу: без инноваций не обойтись.
Основная цель методической работы учреждения – создание условий, способствующих повышению качества воспитательно-образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.
Методическая деятельность направлена на решение следующих задач:
- совершенствование существующих форм, методов, средств обучения и воспитания;
- разработка адаптированных общеобразовательных программ;
- внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта и современных педагогических технологий.
Традиционно в детском доме используются коллективные и индивидуальные, а также внешние и внутренние формы методической работы.
К внешним формам относятся аттестация, курсы повышения квалификации.
Аттестация специалистов и воспитателей проводится в Министерстве труда и социальной защиты населения (один раз в пять лет, а экспертной комиссией является ГБУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» г. Ставрополь.
Для учителей организуется аттестация на соответствие занимаемой должности внутри учреждения 1 раз в пять лет. Создана комиссия, которая руководствуется рекомендациями разработанного Положения об аттестации работников Ипатовского детского дома. Педагоги готовят портфолио, показывают открытые уроки, внеурочную деятельность.
В межаттестационный период каждый педагог повышает свой профессиональный уровень в ГАУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы» г. Ставрополя один раз в три года.
На сегодняшний день аттестовалось 15 педагогов, из них 3 - на высшую категорию, 12 – на первую.
Необходимо обратить внимание на то, что специалисты учреждения проходят подготовку по следующим направлениям: дошкольному и дополнительному образованию, инновационным технологиям в образовании.
Педагоги проходят обучение на семинарах, научно-методических конференциях всероссийского значения, а в последнее время в вебинарах, проводимых в онлайн-режиме.
К внутренним формам методической работы относятся : методические объединения, семинары (теоретические, практические, педсоветы, ПМПк, медиатека (обобщение педагогического опыта, информатизация образовательного процесса, Школа молодого педагога, консультационные часы, самообразование, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, аттестация учителей на соответствие занимаемой должности непосредственно в учреждении и пр.
Одна из самых эффективных форм коллективной методической работы - методические объединения. Заседания методических объединений проводятся четыре раза в месяц в соответствии с общим планом, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер, и это является большим достоинством данной формы работы. На объединении рассматриваются вопросы по изучению и внедрению Программ, проектов и пр.
Каждое заседание методического объединения включает в себя как теоретическую часть – доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую – проведение уроков, занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, выставки, мастер-классы, подведение итогов творческих и конкурсных детских работ.
Ежегодно в учреждении ведётся работа по актуальной теме, например: разработка «Адаптированной общей образовательной программы начального общего образования» (далее - АООП НОО, «Технология организации современного урока, занятия», разработка и коррекция Специальной индивидуальной программы развития (далее - СИПР) получателя социальных услуг, разработка и совершенствование «Плана жизнеустройства», и т. д. Такая работа проходит в форме учебных занятий, методических рекомендаций, теоретических семинаров.
Организация семинаров способствует формированию профессиональной компетенции, обогащению интересов, удовлетворяет духовные и профессиональные потребности педагогов. Семинары планируются четыре раза в год. На семинарском занятии педагоги знакомятся с теорией по возникшей проблеме. В ходе изложения теории педагоги излагают свои взгляды по затронутой проблеме, дискутируют и приходят к общему мнению.
Кроме теоретических в учреждении пользуются большим спросом и практические семинары. Семинар-практикум проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики. Теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Такие практические показы проводятся в форме мастер-классов. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определённом виде деятельности, развиваются творческое начало и фантазия.
Новые задачи, которые ставятся в современном образовании детей с нарушениями развития, требуют новых подходов и решений. Педсовет как высший орган руководства всем образовательным процессом решает конкретные задачи учреждения, способствует объединению усилий коллектива для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта (четыре в год).
Но как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие? Возможно ли такое? Вполне, если подойти творчески. Если на педсовете решать вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то всё меняется. Такие педсоветы в нашем учреждении мы называем нетрадиционными и проводим их в игровой форме. А традиционными являются установочный и итоговый педсоветы. Но, «играя» на педсоветах, не забываем об их классической форме.
ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) – одна из форм работы педагогов во взаимодействии со старшим и средним медицинским персоналом – необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы : осуществляет диагностику учащихся и консультирования педагогов, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, в сохранении и укреплении здоровья.
Вся деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения и осуществляется по разработанному плану, включающем в себя несколько этапов:
Плановое заседание (сентябрь)
- обсуждение результатов обследования детей, нуждающихся в коррекционной помощи;
- определение путей коррекционного воздействия на детей;
- комплектация классов, групп компенсирующей направленности;
- выработка стратегии взаимодействия специалистов учреждения;
- разработка индивидуальных карт развития и учебных планов.
Плановое заседание (январь)
- анализ динамики развития детей на основании результатов промежуточного обследования.
Плановое заседание (март-апрель)
- обсуждение результатов обследования специалистами ДДИ детей (учитель-логопед, учитель-дефектолог);
- медицинские работники представляют информацию о состоянии здоровья детей (анамнез, антропометрия, перенесённые заболевания, заключения специалистов и пр.);
- педагог-психолог на основании скрининговой диагностики выявляет уровни психического развития воспитанников (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоционально-личностная и социально-волевая сфера; характер межличностных отношений).
Плановое заседание (май)
- результаты, итоги коррекционно-развивающей работы за учебный год;
- даётся оценка динамики обучения и коррекции детей;
- отчёт специалистов о проделанной работе;
- перспективы дальнейшей работы.
Таким образом, организованная работа ПМПк в учреждении позволяет координировать деятельность и обеспечивает взаимодействие не только специалистов, но и медицинский персонал.
В течение нескольких лет успешно функционирует медиатека, цель, которой — создание банка данных актуального опыта, его обобщение и пропаганда. Так, был обобщен опыт работы лаборатории компьютерно-игровых тренажёров по теме «Компьютерно-игровые тренажёры (КИТ) в реабилитационной работе с детьми с нарушениями развития».
Представлен опыт работы мастерской декоративно-прикладного искусства по программе «Художественная бумага». Накоплен огромный опыт работы по дополнительной альтернативной коммуникации по теме «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек – РЕСS в работе с детьми с ТМНР».
В учреждении были разработаны методические материалы по разным направлениям деятельности, например: «Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями», «Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР», «Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Использование дидактических средств развития коммуникативной функции у детей с ТМНР», «Принципы и подходы во взаимодействии с детьми с ТМНР», «Организация и осуществление коррекционно - развивающей работы с детьми с ТМНР», «Система работы по формированию основ художественного творчества воспитанников» и пр.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Информатизация в учреждении осуществляется на базе разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, ведущее положение среди которых занимает компьютер.
Многие педагоги владеют компьютерными программами: Microsoft Office версий 2000, 2003, 2007 и 2010 (Word, Excel Publisn, NeoОuffis); графическими редакторами Microsoft Paint, Adobe Pnotoshop, программой презентации PowerPoint, оказывают помощь в организации не только методической работы, но и образовательной.
Направления работы информационной поддержки:
- подготовка дидактических материалов;
- оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;
- создание видеотеки, постоянно пополняющейся видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых уроков, занятий;
- компьютерное сопровождение мероприятий ДДИ (педсоветов, семинаров и пр., создание презентаций, оформление раздаточного материала и пр.
Все созданные с помощью компьютерных программ материалы: презентации, видеоролики, пособия, разработки, информационные материалы для родителей в виде буклетов, памяток, публикации в СМИ пополняют методическую копилку детского дома, систематизируются и используются в работе.
В целях оказания практической помощи педагогам, способствующей повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста, раскрытию его творческих возможностей, в вопросах совершенствования теоретических знаний работает Школа молодого педагога с использованием таких форм работы как теоретические занятия, открытые уроки наставников, деловые игры, семинары, анкетирование.
Педагоги-наставники отвечают за формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции молодых специалистов, оказывая психолого-педагогическую поддержку и помощь.
Одна из форм методической работы – консультативные часы. В течение учебного года один раз в месяц проводятся как индивидуальные консультации, так и для всего педагогического коллектива по интересным и востребованным темам.
В детском доме ведётся систематическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через самообразование, так как считается, что резервы для повышения уровня своего профессионального и личностного развития нужно находить в самом себе.
Педагоги учреждения составляют индивидуальные планы самообразования в соответствии с направлением деятельности, в конце учебного года подводят итоги работы на методических объединениях, творческих отчётах.
Формы представления результатов самообразования различны: открытое занятие, творческий отчёт, методический фестиваль, выставка творческих работ и пр.
Конкурс профессионального мастерства – это соревнование учителей, воспитателей, специалистов в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.
В учреждении ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший педагогический работник «ГБСУСОН Ипатовский ДДИ», который направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников, рост профессионального мастерства педагогических работников.
Каждый педагог в течение учебного года участвует в работе педсовета, методического объединения, семинара, ПМПк и пр. не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого и личностного роста.
Таким образом, организация методической работы направлена на всестороннее повышение квалификации и профессиональное мастерство каждого педагога детского дома, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счёте, на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Л. Волкогон,
методист