Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Организация образовательного процесса при дистанционном обучении
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного процесса при дистанционном обучении
Содержание:
Варианты применения дистанционных образовательных технологий. Плюсы и минусы применения дистанционных образовательных технологий. Формы педагогической деятельности. Действия образовательных организаций.
Сегодня можно выделить несколько позиций по вариантам применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) :
Публикация «Организация образовательного процесса при дистанционном обучении» размещена в разделах
1. При организации профильного обучения ДОТ помогут разнообразить направления, скорректировать профессиональную ориентацию, представив более широкий спектр профильных направлений.
2. Частично заменить классно-урочную систему занятий с большим предоставлением самостоятельных видов работы, в том числе, не требующие значительных интеллектуальных усилий.
3. Предоставление возможности получить образование учащимся, которые не могут посещать очные занятия по медицинским показаниям, а также возможность повышения уровня знаний для одаренных детей.
4. Реализация основных принципов личностно-ориентированного подхода в обучении, который предполагает разностороннее развитие личности, формирование критического мышления, умения работать с информацией. При использовании ДОТ происходит интерактивное общение ученика с педагогом, получение быстрой обратной связи, что включается в понятие индивидуализации.
Учитывая, что дистанционные образовательные технологии позволяют разнообразить формы и методы учебного процесса и постепенно становятся равнозначными способами получения образования, следует отметить, что существуют как плюсы, так и минусы их использования.
Плюсы применения ДОТ:
1. Можно организовать обучение в индивидуальном темпе и режиме, когда скорость изучения конкретных тем, предметов устанавливается самим обучающимся в зависимости от его уровня, потребностей и возможностей.
2. Обучающийся может сам выбрать курс обучения из многочисленного перечня, самостоятельно распланировать время, место, продолжительность занятий, гибко походить к процессу обучения.
3. Повышение доступности образования вне зависимости от географического положения, разницы во времени, местонахождения образовательной организации.
4. Эффективная реализация обратной связи между педагогом и учеником является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
5. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
6. При использовании ДОТ всем обучающимся предоставляются равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.
7. Существует возможность создать комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
8. В некоторых случаях можно говорить о повышении объективности оценивания, т. к. при использовании интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия педагога, что исключает предвзятость.
Минусы применения ДОТ:
1. Недостаточная мотивация к учебе, из-за чего необходим более строгий и постоянный контроль в процессе.
2. Неумение организовать свою работу, режим, в том числе, из-за возраста или уровня развития (для младших школьников, что требует от учителя разработки детального плана обучения и постоянного сопровождения.
3. Зачастую проверка знаний может быть в очном режиме.
4. Для учащихся, которые не могут посещать очные занятия, обучение на дому, с посещением педагогов, зачастую является не только способом получения знаний, но и элементом социализации, общения с внешним миром.
Поэтому при использовании ДОТ необходимо обеспечить: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных координаторов (сопровождающих образовательный процесс, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.
Для организации дистанционного урока учителю заранее необходимо продумать весь ход занятия:
1. Учебный материал, учебный ресурс должны быть тщательно разработаны, должны быть понятны и информативны, иллюстрированы.
2. Необходимо составить пошаговую инструкцию для учащихся с описанием действий и с учетом особенностей урока.
3. Координатор, сопровождающий образовательный процесс, должен оказывать необходимую помощь учителю в процессе подготовке или в ходе самого урока.
4. Желательно, если учащиеся заранее ознакомлены с темой урока, предложенным материалом, чтобы в ходе дистанционного занятия получить ответы на возникшие вопросы или разобрать сложный материал.
5. Связь учителя с координатором через интернет должна быть без сбоев и всеми доступными способами.
6. Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.
Используя дистанционные образовательные технологии, учителю следует учитывать, что:
1. ДОТ может быть эффективны в качестве дополнительных материалов при подготовке к экзамену.
2. Ученику придется научиться самому организовывать свою работу и самостоятельно выполнять задания, поэтому тем ученикам, которые не отличаются высокой степенью организованности, будет необходима помощь тьютора или сопровождающего учителя.
3. Следует обратить внимание родителей на необходимость усиления контроля за учебным процессом ребенка, выполнением требуемых заданий и соблюдением сроков.
4. При ДОТ часть домашних заданий можно заменить на тест или другую автоматизированную проверку знаний, что несколько подменяет изначальный формат домашних заданий.
5. В отдельных случаях все равно остается необходимость в очных консультациях – для разбора сложных тем или реального выполнения практических, лабораторных работ, а не только в интерактивном формате.
Выделяют основные формы дистанционного обучения :
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведениях действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Например, мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками.
Основные организационные формы педагогической деятельности.
Видеолекции. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Видеолекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории.
Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
Практические занятия.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы проведения практических занятий: занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, – могут быть использованы и при дистанционном обучении. В этом случае они приобретают некоторую специфику, связанную с использованием информационных технологий.
Практические занятия по решению задач. Для успешного овладения приемами решения конкретных задач можно выделить три этапа. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление обучающихся с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных, видео-лекций, компьютерных тренажеров.
На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. В этом случае возрастает роль преподавателя и тьютора. Общение преподавателя с обучающимися в основном ведется с использованием on-line технологий. По усмотрению преподавателя отдельные темы могут быть переданы тьютору для проведения занятий в периферийных центрах. Такие занятия не только формируют творческое мышление, но и вырабатывают навыки делового обсуждения проблемы, дают возможность освоить язык профессионального общения.
На третьем этапе выполняются контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач. Выполнение таких контрольных заданий может проводиться как в off-line, так и on-line режимах в зависимости от содержания, объема и степени значимости контрольного задания.
Семинарские занятия
Одной из основных организационных форм учебной деятельности
являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
В системе дистанционного образования реализуются все три уровня семинарских занятий: просеминары, семинары, спецсеминары. Часть семинаров проводится в филиале в форме традиционных аудиторных занятий под руководством тьютора, поскольку организация выездов преподавателей в филиал для проведения – семинарских занятий нецелесообразна.
На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия. Студенты получают задание не позднее, чем за 1 неделю до проведения семинарского занятия, и на подготовительном этапе занимаются самостоятельной подготовкой к занятию. Программа семинарского занятия и задание для студентов высылаются по электронной почте или представляются в базе данных или на специально разработанной web-странице.
Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между учащимися и преподавателем, организованное в сети в режиме on-line.
На заключительном этапе подводятся итоги семинара, а также может быть осуществлен контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.
Специфика организации сетевых семинаров особенно заметна на этапе специализации, когда возрастает роль спецсеминаров, имеющих научную компоненту.
Консультации
При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности.
На первый взгляд, личный контакт учащихся с преподавателями при дистанционном обучении ограничен, но реально использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. Оперативная обратная связь может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту в процессе изучения курса.
При дистанционном обучении могут быть организованы :
«очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); они составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;
off-line консультации, которые проводятся преподавателем курса
с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;
on-line консультации, проводимые преподавателем курса, например, с помощью программы mirk; они составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.
Как организовать дистанционное обучение в школе.
Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.
• Социальная. Школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
• Техническая. С точки зрения технического оснащения, если в школах возможно решить вопрос с наличием компьютеров и доступом к интернету, то наличие компьютера с хорошим интернетом дома у ученика не всегда гарантировано. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там сложно обеспечить.
• Методическая. Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.
То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.
1. Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
2. Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
3. Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
4. Всестороннее изучение системы дистанционного обучения.
5. Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.
Примерная модель реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий представлена в методических рекомендациях Минпросвещения России.
В соответствии с данными рекомендациями образовательная организация должна предпринять следующие действия:
1. разработать и утвердить локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам.
2. сформировать расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
3. информировать обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
4. обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
Выбор формы дистанционного обучения должен подтверждаться документально – наличием письменного заявления родителей (законных представителей) обучающегося. При реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация, технических средств обучения. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов. Педагогическим работникам образовательной организации рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. Руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто
по болезни временно не участвует в образовательном процессе.
При необходимости допускается интеграция форм обучения, например, очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как дистанционное обучение.
Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах.
Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.