Лучший педагог года

Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода

Татьяна Захарова
Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода

Организация образовательной деятельности в детском саду, через системно – деятельностный подход.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Публикация «Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода» размещена в разделах

Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

А также реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении должны проводиться беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, твоческие конкурсы.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Работая по теме самообразования «Формирование и развитие связной речи детей через игровые ситуации», я использую ряд дидактических принципов, которые лежат в основе системно-деятельностного подхода :

Принцип целостности, принцип вариативности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип творчества, принцип психологической комфортности, принцип непрерывности.

А также я использую системно-деятельностный подход в организации воспитательно-образовательного процесса, который предполагает использовать различные формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Я проводила в своём дошкольном учреждении образовательную ситуацию «Джонни – пончик». Данная образовательная ситуация включает в себя различные виды деятельности : познавательно – исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, двигательную, музыкально – художественную.

Также образовательная ситуация включает в себя интеграцию образовательных областей.

Дети познакомились с английской народной сказкой «Джонни – пончик», сравнили её с уже известной русской народной сказкой «Колобок», что относится к познавательному развитию. Физическому развитию детей способствовала динамическая пауза, где дети выполняли движения в соответствии с текстом. Во время поискового этапа дети решили изменить конец сказки и спасти главного героя, замаскировать его, здесь присутствует социально – коммуникативное развитие. Ответы на вопросы и обогащение словарного запаса детей, такими словами как «маскировка», «замаскированный», включает в себя речевое развитие. Далее дети дополняли рисунок, изменяя внешность колобка, совершенствовали умение рисовать фломастерами, под музыкальное сопровождение, что соответствует художественно – эстетическому развитию.

При моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода в моей работе принимали участие педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Системно-деятельностный подход, реализовавшийся в практике моей работы, дал возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включились в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходило открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивировалось игровой развивающей ситуацией, предложенной мною, которая позволяла им определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная предметно-пространственная среда способствовала становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждало инициативу, мотивировало к деятельности, дало возможность каждому ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д. Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры».

Суть системно-действенного подхода в образовании :

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я пойму».

Одним из необходимых условий успешного использования технологии системно- деятельного подхода является реализация принципа непрерывности.

Основные этапы технологии :

1 Введение в игровую ситуацию.

2. Мотивационная игра:

3. Затруднение в игровой ситуации:

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации:

5. Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях:

7. Итог занятия.

6. Повторение и развивающие задания.

Данная технология создаё т:

- положительную мотивацию к учебной деятельности;

-эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях

игровой ситуации;

тренирует:

-способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию,

самооценке,

--способность к согласованию в общении;

-способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности;

-задатки к мыслительной деятельности;

Это является гарантом реализации на дошкольной ступени социального заказа,

сформулированного в 14 статье “Закона об образовании РФ”.

Использованная литература

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)

2. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования (разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО) С – П 2014

3. Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М. : 2009.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста. Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста»..

Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод в рамках освоения программы «Мир.

Организация двигательной деятельности дошкольников в детском саду Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной.

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные.

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.

Педсовет «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Педагогический совет – деловая игра Тема «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Форма проведения: деловая игра “.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду (Консультация для воспитателей) ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний предусмотрено развитие личности воспитанника на основе.

Системно-деятельностный подход. Конспект занятия по познавательному развитию «Смешение цветов» Тема: «Смешивание цветов (оранжевый)"средняя группа. 1. Введение в ситуацию. Вос-ль: Ребята, давайте сейчас с вами отправимся в осенний.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода
Опубликовано: 12 октября 2015 в 00:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД