Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.

лариса овсянникова
Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.

Одним из важных направлений деятельности современного ДОУ является организация психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка и его родителей. Методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик. Как технология (реальный, целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности [1].

Перед организаторами психолого-педагогического сопровождения семьи одаренного ребенка встали вопросы выбора форм, направлений и содержания процесса сопровождения. Был проведен анализ особенностей развития одаренного ребенка с целью выделения проблем и трудностей в развитии одаренного ребенка для определения возможностей оказания психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов ДОУ.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одаренность, рассматривается в работах Кулюткина Ю. К., Махмутова М. И., Матюшкина А. М., Панова В. И., Хуторского А. В. и др. [5] При анализе выделены три группы причин, препятствующих развитию одаренности:

1. организация развивающей предметно-пространственной среды;

2. особенности развития личности ребенка;

3. особенности семейной ситуации.

К первой группе причин были отнесены:

недоступность предметной деятельности, соответствующей одаренности ребенка,

отсутствие поддержки со стороны педагогов,

отсутствие индивидуального подхода к ребенку,

недостаточная теоретическая подготовка и отсутствие практического опыта некоторых педагогов и воспитателей, работающих с одаренными детьми,

Ко второй группе причин отнесены:

отсутствие навыков общения, сложности общения,

отсутствие интереса,

сопротивление стандартам и правилам, нетерпимость,

стремление к монополизации внимания взрослых,

неприспособленность к бытовой жизни,

уход от реальности в выдуманную жизнь,

проблемы со здоровьем, наличие страхов, тревожность, гиперактивность.

В третью группу причин входят:

игнорирование родителями индивидуальности ребенка, его потребности в творческом самовыражении,

склонность родителей преувеличивать возможности своего ребенка для удовлетворения родительского тщеславия,

отсутствие умения эффективно влиять на поведение ребенка,

неуверенность в правомочности своих требований и правильности решений.

Проанализировав данные факторы, мы пришли к выводу, что следует создать определенный комплекс психолого-педагогических условий для осуществления системного развивающего воздействия на одаренных детей и их родителей. Данный комплекс был осуществлен посредством создания и апробации новой формы психолого-педагогического сопровождения, получившей название «Творческий клуб «СЕМЬЯ». Участниками данного клуба стали одаренные дошкольники 5-7 лет и их родители. Организаторами психолого-педагогического сопровождения являются старший воспитатель, учитель-логопед и активная группа педагогов. При работе с одаренными детьми приоритетными для них являются следующие проявления профессиональных и личностных качеств [4]:

доброжелательность и чуткость;

умение разбираться в особенностях психологии одаренных детей;

чувствовать интересы и потребности детей;

наличие высокого уровня интеллектуального и творческого развития и широкого круга интересов и знаний;

готовность к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

умение проявлять гибкость, готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

При организации образовательной ситуации с детьми соблюдаются условия организации развивающей предметно-пространственной среды [4]:

потенциальная многовариативность использования средств самовыражения;

предметное информационное обогащение;

активизация трансформационных возможностей;

гибкость в использовании средств и материалов;

сочетание индивидуальной, игровой и продуктивной деятельности с ее коллективными формами.

В процессе психолого-педагогического сопровождения используются [4]:

вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками и взрослыми;

моделирование ситуации незавершенности;

акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка, сочинение сказок и т. д.);

разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности;

привлечение внимания к интересам детей со стороны родителей;

предоставление детям возможности осуществления совместно с взрослыми деятельности,

наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования материалов.

Деятельность в триаде ребенок-педагог-родитель с использованием арт-технологий, совместных подвижных игр, самодиагностики для родителей, разбором трудных случаев создают уникальные возможности для укрепления связи «родитель-ребенок», самопознания и повышения психолого-педагогической компетентности родителей, развития творческого потенциала ребенка и других членов семьи. Самовыражение в творческом процессе помогает формировать адекватную положительную самооценку у детей и родителей, стимулирует развитие не только творческих, но и коммуникативных способностей.

Родительские и детско-родительские тренинги по изменению взаимодействия в семье,тренинговые занятия с родителями по самопознанию и саморазвитию родительства включают в себя развитие умений:

оказывать помощь ребенку в формировании и удержании адекватной самооценки, уверенности в собственных силах;

создавать комфортный психологический климат в процессе общения и продуктивной деятельности;

предъявлять требования, адекватных возможностям ребенка;

создавать условия для реализации потенциальных возможностей дошкольника;

предоставлять условия для выражения способностей ребенка в процессе деятельности;

создавать условия для личностного развития и поддержки активности и самостоятельности.

Комплексная система психолого-педагогического сопровождения семьи одаренного дошкольника, включающая в себя систему развивающих художественно-творческих занятий, кулинарные образовательные встречи, игровую терапию, игровые, дискуссионные и тренинговые формы работы с родителями, экскурсии выходного дня апробирована в гг.

Эффективность работы в данном направлении была подтверждена диагностическими методиками, направленными на анализ детского творчества, особенности развития личности ребенка и детско-родительских отношений.

По результатам диагностики методики «Два домика» Захарова А. И. [3] количество страхов у детей в процессе сопровождения снизилось на 70% по отношению к показателям тех же детей на начало 2015 года. У всех детей оно приблизилось к возрастной норме, а в начале процесса превышало возрастную норму в 1,5-2 раза.Доказательствами эффективности работы стали отзывы родителей и их оценка деятельности ДОУ в этом направлении: «Ребенок стал намного увереннее», «Мой ребенок легко вступает в контакт и с детьми, и с взрослыми».

Для диагностики эффективности работы с родителями использованы:

1. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Захаровой Е. И. ОД РЭВ [3]. Анализ результатов диагностики показал, что результаты по всем блокам к концу обучения приближаются к максимальной оценке 5 баллов, намного превышая критериальные.

По результатам диагностической методики «Тест творческого мышления П. Торренса» [6] у всех одаренных дошкольников, являющихся участниками процесса психолого-педагогического сопровождения, наблюдается значительный рост креативности по всем показателям (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных дошкольников и их семей может дать максимальный результат в случае внедрения системы определенных мероприятий, форм и методов работы, максимально учитывающей особенности развития одаренных детей и требований среды, которые она предъявляет к их возможностям и уровню развития.

Литература

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

4. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. – М.: 1993.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: 1996.

6. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Публикации по теме:

«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» Игра– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Функции игры:- 1. Развлекательная— направлена на достижение удовольствия и пробуждение.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО «Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО». Первойкин М. С., педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Консультация для родителей «Мы конструируем». Организация конструктивной деятельности с детьми 3–4 лет в условиях семьи Консультация для родителей «Мы конструируем!» Многим родителям знакома такая ситуация, когда новая игрушка через несколько дней надоедает.

Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» 20 апреля 2016 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок».

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 12:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

Конспект занятия по конструированию «Космическая ракета» с детьми младшего возраста
Цели: дать детям представление о космических кораблях; Педагогические задачи: - закреплять представления детей об объёмных геометрических фигурах...
Фотоотчёт о занятии по легоконструированию и конструированию из фрутокрышечек «Цветы»...
Занятие проводилось в рамках тематической недели "Комнатные растения" Цель: стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному...
Поделки на День космонавтики во второй младшей группе
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Тема космоса завораживает и интригует детей и взрослых. День Космонавтики — отличный повод вспомнить о...