Лучший педагог года

Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.

лариса овсянникова
Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.

Одним из важных направлений деятельности современного ДОУ является организация психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка и его родителей. Методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик. Как технология (реальный, целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности [1].

Публикация «Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ,» размещена в разделах

Перед организаторами психолого-педагогического сопровождения семьи одаренного ребенка встали вопросы выбора форм, направлений и содержания процесса сопровождения. Был проведен анализ особенностей развития одаренного ребенка с целью выделения проблем и трудностей в развитии одаренного ребенка для определения возможностей оказания психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов ДОУ.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одаренность, рассматривается в работах Кулюткина Ю. К., Махмутова М. И., Матюшкина А. М., Панова В. И., Хуторского А. В. и др. [5] При анализе выделены три группы причин, препятствующих развитию одаренности :

1. организация развивающей предметно-пространственной среды;

2. особенности развития личности ребенка;

3. особенности семейной ситуации.

К первой группе причин были отнесены:

недоступность предметной деятельности, соответствующей одаренности ребенка,

отсутствие поддержки со стороны педагогов,

отсутствие индивидуального подхода к ребенку,

недостаточная теоретическая подготовка и отсутствие практического опыта некоторых педагогов и воспитателей, работающих с одаренными детьми,

Ко второй группе причин отнесены:

отсутствие навыков общения, сложности общения,

отсутствие интереса,

сопротивление стандартам и правилам, нетерпимость,

стремление к монополизации внимания взрослых,

неприспособленность к бытовой жизни,

уход от реальности в выдуманную жизнь,

проблемы со здоровьем, наличие страхов, тревожность, гиперактивность.

В третью группу причин входят:

игнорирование родителями индивидуальности ребенка, его потребности в творческом самовыражении,

склонность родителей преувеличивать возможности своего ребенка для удовлетворения родительского тщеславия,

отсутствие умения эффективно влиять на поведение ребенка,

неуверенность в правомочности своих требований и правильности решений.

Проанализировав данные факторы, мы пришли к выводу, что следует создать определенный комплекс психолого-педагогических условий для осуществления системного развивающего воздействия на одаренных детей и их родителей. Данный комплекс был осуществлен посредством создания и апробации новой формы психолого-педагогического сопровождения, получившей название «Творческий клуб «СЕМЬЯ». Участниками данного клуба стали одаренные дошкольники 5-7 лет и их родители. Организаторами психолого-педагогического сопровождения являются старший воспитатель, учитель-логопед и активная группа педагогов. При работе с одаренными детьми приоритетными для них являются следующие проявления профессиональных и личностных качеств [4] :

доброжелательность и чуткость;

умение разбираться в особенностях психологии одаренных детей;

чувствовать интересы и потребности детей;

наличие высокого уровня интеллектуального и творческого развития и широкого круга интересов и знаний;

готовность к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

умение проявлять гибкость, готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

При организации образовательной ситуации с детьми соблюдаются условия организации развивающей предметно-пространственной среды [4] :

потенциальная многовариативность использования средств самовыражения;

предметное информационное обогащение;

активизация трансформационных возможностей;

гибкость в использовании средств и материалов;

сочетание индивидуальной, игровой и продуктивной деятельности с ее коллективными формами.

В процессе психолого-педагогического сопровождения используются [4] :

вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками и взрослыми;

моделирование ситуации незавершенности;

акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка, сочинение сказок и т. д.);

разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности;

привлечение внимания к интересам детей со стороны родителей;

предоставление детям возможности осуществления совместно с взрослыми деятельности,

наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования материалов.

Деятельность в триаде ребенок-педагог-родитель с использованием арт-технологий, совместных подвижных игр, самодиагностики для родителей, разбором трудных случаев создают уникальные возможности для укрепления связи «родитель-ребенок», самопознания и повышения психолого-педагогической компетентности родителей, развития творческого потенциала ребенка и других членов семьи. Самовыражение в творческом процессе помогает формировать адекватную положительную самооценку у детей и родителей, стимулирует развитие не только творческих, но и коммуникативных способностей.

Родительские и детско-родительские тренинги по изменению взаимодействия в семье, тренинговые занятия с родителями по самопознанию и саморазвитию родительства включают в себя развитие умений:

оказывать помощь ребенку в формировании и удержании адекватной самооценки, уверенности в собственных силах;

создавать комфортный психологический климат в процессе общения и продуктивной деятельности;

предъявлять требования, адекватных возможностям ребенка;

создавать условия для реализации потенциальных возможностей дошкольника;

предоставлять условия для выражения способностей ребенка в процессе деятельности;

создавать условия для личностного развития и поддержки активности и самостоятельности.

Комплексная система психолого-педагогического сопровождения семьи одаренного дошкольника, включающая в себя систему развивающих художественно-творческих занятий, кулинарные образовательные встречи, игровую терапию, игровые, дискуссионные и тренинговые формы работы с родителями, экскурсии выходного дня апробирована в гг.

Эффективность работы в данном направлении была подтверждена диагностическими методиками, направленными на анализ детского творчества, особенности развития личности ребенка и детско-родительских отношений.

По результатам диагностики методики «Два домика» Захарова А. И. [3] количество страхов у детей в процессе сопровождения снизилось на 70% по отношению к показателям тех же детей на начало 2015 года. У всех детей оно приблизилось к возрастной норме, а в начале процесса превышало возрастную норму в 1,5-2 раза. Доказательствами эффективности работы стали отзывы родителей и их оценка деятельности ДОУ в этом направлении: «Ребенок стал намного увереннее», «Мой ребенок легко вступает в контакт и с детьми, и с взрослыми».

Для диагностики эффективности работы с родителями использованы:

1. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Захаровой Е. И. ОД РЭВ [3]. Анализ результатов диагностики показал, что результаты по всем блокам к концу обучения приближаются к максимальной оценке 5 баллов, намного превышая критериальные.

По результатам диагностической методики «Тест творческого мышления П. Торренса» [6] у всех одаренных дошкольников, являющихся участниками процесса психолого-педагогического сопровождения, наблюдается значительный рост креативности по всем показателям (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных дошкольников и их семей может дать максимальный результат в случае внедрения системы определенных мероприятий, форм и методов работы, максимально учитывающей особенности развития одаренных детей и требований среды, которые она предъявляет к их возможностям и уровню развития.

Литература

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М. : Совершенство, 1997.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2000.

4. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. – М. : 1993.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : 1996.

6. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Публикации по теме:

«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» Игра– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Функции игры:- 1. Развлекательная— направлена на достижение удовольствия и пробуждение.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО «Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО». Первойкин М. С., педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Консультация для родителей «Мы конструируем». Организация конструктивной деятельности с детьми 3–4 лет в условиях семьи Консультация для родителей «Мы конструируем!» Многим родителям знакома такая ситуация, когда новая игрушка через несколько дней надоедает.

Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» 20 апреля 2016 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок».

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация педагогического сопровождения семьи одаренных дошкольников в условиях ДОУ.
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 12:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД