Ольга Зинченко
Организация поисково-познавательной деятельности в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимности природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающего в форме экспериментальных действий.
Публикация «Организация поисково-познавательной деятельности в условиях ДОУ» размещена в разделах
В ДОУ организация поисково-познавательной работы с детьми идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими терминами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно - климатических зонах и т. д.)
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и. д.)
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и т. д.)
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Эта деятельность начинается в раннем детстве – возникает дифференциация предметов по цвету, форме, величине, назначению. Осваиваются сенсорные эталоны. Дети учатся рассматривать явление, как систему связей, между компонентами явления по линии: прошлое – настоящее – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, дерево, доски, стул) или живой природы (например, яйцо, цыплёнок, курица).
В средней группе дети учатся выполнять ряд действий (проводить опыты) в соответствии с моделями, определять цели и достигать соответствующих результатов. Используя системный подход, формируется представление о себе (прошлое, настоящее, будущее, своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии). Расширяются представления о предметах, явлениях природы и рукотворного мира. На данном этапе необходимо развивать умение анализировать, выявлять
существенные признаки веществ, материалов, предметов.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности :
- Определять цель деятельности, условия её достижения;
- C помощью взрослого, а в дальнейшем и самостоятельно, составлять модель этапов деятельности;
- Высказывать предложения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;
- Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Одним из компонентов естественно научной развивающей среды является лаборатория, которая играет большую исследовательскую и познавательную роль. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами, делают свои первые открытия. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, который находится в доступном для детей месте. В уголке имеются различные приборы: весы, увеличительные стёкла, компас; разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; природный материал: листья, песок, глина, земля, гравий, семена; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожа, мех, гайки, скрепки, проволока; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, фонендоскоп; журнал для фиксирования результатов; детские фартуки, халаты.
Основными формами и методами работы в лаборатории являются:
Опыты (исследовательская деятельность, наблюдения, обсуждения, беседы.
Важным компонентом естественнонаучной развивающей среды является «живой уголок», функциональная роль которого заключается в формировании познавательных качеств ребёнка, в воспитании доброго, заботливого отношения ко всему живому. Здесь проводятся познавательные занятия, беседы, дидактические игры. Дети наблюдают за животными и растениями, рассматривают их.
Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию и развивает воображение и мышление детей. Здесь проводятся игры, тематические выставки, чтение художественной и энциклопедической литературы.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома самостоятельно и с помощью родителей. Поэтому важно информировать и консультировать родителей по работе в этом направлении.