Организация помощи детям с аутизмом, испытывающим трудности адаптации

Светлана Повар
Организация помощи детям с аутизмом, испытывающим трудности адаптации

С. А. Повар, учитель высшей категории

Статистика развитых стран показывает, что рост числа аутистов приобретает

в наше время лавинообразный характер.

Аутист с точки зрения взаимодействующих с ним людей – это «социально

слепой» человек, который не распознает те сигналы окружающего мира,

которые очевидны для всех остальных. Он четко выполняет все инструкции,

но не может действовать адаптивно. При возникновении любой

«нестандартной» ситуации, он легко впадает в панику или пытается

применять алгоритмы, не подходящие к ней, поскольку невозможно снабдить

его алгоритмами на все случаи жизни.

Сказанное относится как к высоко функциональным аутистам, так и аутистам

со сниженным интеллектом.

Дети аутисты со сниженным интеллектом представляют весьма

специфическую группу. У них наблюдается расстройство коммуникации,

неадекватное социальное поведение, трудности при формировании

эмоциональных контактов с окружающими, и как результат, нарушение

социальной адаптации.

Большинство российских исследователей (Е. Р. Баенская, В. Е. Каган,

В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др.) считают, что аутизм является

следствием особой патологии.

Аутизм (от лат. слова - сам) проявляется как отгороженность от мира,

отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия,

пассивность и сверх ранимость в контакте со средой в целом.

Распространенным заблуждением является представление о том, что

аутичный ребенок стремится к одиночеству; на самом деле он очень хочет

общаться и страдает от того, что у него это не получается. Если вовремя и

правильно не помочь, то вне зависимости от интеллектуального потенциала

ребенок становится как правило, тяжелым психическим инвалидом. Очень важно, что аутизм - образование вторичное и, следовательно, проще, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекции.

Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на два этапа. На первом этапе основные задачи - установление эмоционального контакта, преодоление его негативизма к общению со взрослыми, одноклассниками, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов. Педагогу необходимо при этом помнить о пяти «Не»:

- не говорить громко;

- не делать резких движений;

- не смотреть пристально в глаза ребенку;

- не обращаться прямо к ребенку;

- не быть слишком активным и навязчивым.

Для установления контакта необходимо найти подход, соответствующий возможностям ребенка. Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребенка посредством игры. Вначале требования к ребенку должны быть минимальны. Если ребенок не выполняет задание, его внимание следует переключить на более легкую и приятную задачу, ни в коем случае нельзя настаивать, доводить ребенка до негативной реакции или крика. По окончании задания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.

В целях улучшения настроения ребенка организуются игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, совместным рисованием. Моменты сенсорной аутостимуляции, привычные для аутичных детей (они часто сами проявляют интерес к свету, воде, музыке, изодеятельности, усиливают в таких играх необходимый обучающий момент. Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшается путем постоянного контроля. Одним из основных показателей такого состояния является моторика (насколько ребенок скован, зажат, усиление стереотипных движений ребенка. Смягчению страхов способствуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации. Страхи можно предупреждать, объясняя ребенку, что сейчас произойдет, предваряя проявление различных шумов. Необходимо тщательно подбирать тексты для чтения, игрушки, раздаточный материал для уроков, исключая то, что может его эмоционально травмировать.

Задачи второго этапа - преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения. Для детей с аутизмом очень трудна целенаправленная деятельность, они быстро устают, отвлекаются. Частая смена видов деятельности, учет желания и готовности его выполнять способствуют предупреждению переутомления и проявлений негативизма. Педагог ориентируется на интересы и пристрастия ребенка.

Специфической особенностью ребенка с аутизмом является потребность постоянства окружающей обстановки, четкое следование режима дня, чередование посильного труда и отдыха. Ребенок с аутизмом нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом необходимо дозировать. Одобрительные слова переносятся и на те операции, которые еще предстоит освоить.

Необычное развитие ребенка с аутизмом предполагает и весьма специфичные приемы его социальной адаптации. Педагог должен стремиться понять внутренний мир ребенка, стать на позицию его своеобразного понимания действительности. Все ученики в классе тоже адаптируются, приспосабливаются к новым необычным условиям совместной жизни. Прежде всего коррегируется эмоциональная сфера. К сожалению, у большинства аутичных детей с трудом возникают, а у некоторых не возникают вовсе высшие чувства - сочувствие, сопереживание, сострадание. Не формируется у них и правильное эмоциональное реагирование в различных, в том числе и стрессовых ситуациях.

Вначале проводится обследование ребенка, и на основе полученных результатов составляется индивидуальная программа коррекции его эмоциональной сферы.

Дети с аутизмом обучаются поведенческой этике на эмоциональной основе, постепенно обучаются анализировать собственные эмоции, адекватно эмоционально воспринимать литературные произведения. Педагогу необходимо избегать фиксации внимания на его неудачах. Положительно сказывается использование гибкой тактики управления, исключение психологического давления, настойчивых просьб и уговоров. Одним из направлений коррекционной работы является социально-бытовая адаптация детей. Раннее начало коррекционного обучения включает обогащение нужных действий запасом стереотипов ребенка, их изменение, превращение в систему связей с окружающим миром. В результате такой работы ребенок учится обслуживать себя, выполнять поручения, адаптируется к окружающему миру.

Проводимая нами коррекционная работа с детьми аутистами имеет положительную динамику.

Литература:

1. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М. ,1999.

2. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М. ,1990.

3. Никольская О. С,Баенская Е. Р., ЛиблингМ. М. - Аутичный ребенок: Пути

помощи. - 1997.

Публикации по теме:

Центр помощи детям «Домашняя кулинария. Любим готовить»Центр помощи детям «Домашняя кулинария. Любим готовить» «Усть-Кутского района» Иркутской области. Умение вкусно готовить - хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки.

Консультация «Что делать, когда возникают трудности в период адаптации к ДОУ» Что делать, когда возникают трудности в период адаптации к ДОУ. Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет.

Интеллектуально-познавательная игра для воспитанников Центра помощи детям «Умники и умницы» .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Организация помощи детям с аутизмом, испытывающим трудности адаптации
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 00:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. День поделок из ваты на МААМ

Из всех подручных материалов для творчества трудно найти что-либо более похожее на снег, чем вата. Поэтому вата и ватные диски получили такое широкое распространение при создании творческих поделок на...

8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

Фотоотчёт о проведении конкурса «Поделки из бросового материала»
Совсем недавно в нашем детском саду проводилось мероприятие приуроченное к дню вторичной переработки отходов. Родителям совместно с детьми было предложено...
Сценарий новогоднего утренника для старшей группы «Посылка из страны Дисней»
Сценарий Новогоднего утренника для старшей группы «Посылка из страны Дисней» Под музыку дети вбегают галопом, держась за руки в хоровод и танцуют...
Консультация для родителей «Игры с песком на площадке»
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Игра - ведущий вид деятельности в...