Ольга Прокопьева
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста c ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Консультация
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
Выполнила воспитатель
группы компенсирующей
направленности
Прокопьева О. С.
П. Ефимовский 2017 г
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста c ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
При создании предметно-развивающей среды нами учитывались особенности детей посещающих группу : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.
Пространственно-развивающая среда создается в соответствии со следующими принципами:
информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие;
Трансформируемости, обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации вывести не первый план ту или иную функцию пространства;
Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н. В. Нищева).
Мы руководствовались принципами построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедичской группе детского сада для детей с ОНР» Нищевой Н. В. :
принцип активности, самостоятельности творчества;
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
принцип комплексирования и гибкости зонирования;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости-закрытости;
принцип учёта половых и возрастных различий детей;
Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, а так же для организации двигательной активности в течение дня.
Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием. Они могут слушать запись любимой сказки, рассматривать альбомы и книги раскрашивать в книгах – раскрасках и т. д. Созданная нами предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка, созвать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с окружающим.
Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно - развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы учли санитарно – гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Однако всё это не является основным условием развития ребёнка. Развивающую среду создают и сами педагоги, своими руками.
В нашей группе много сделано руками педагогов, ведь именно от мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого воспитанника.
Стены групповой и раздевальной комнат окрашены в спокойные пастельные тона, в тон стен подобраны и жалюзи на окнах групповой комнаты. При выборе мебели мы отдали предпочтение светлым сортам дерева (светлый бук).
Создание благоприятной коррекционно-развивающей среды группы позволит :
• обеспечить успешную социализацию и интеграцию воспитанников с общим недоразвитием речи;
• при игровом взаимодействии и неформальном общении со сверстниками и педагогами существенно повлиять на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом.
Все уголки выполнены в современном стиле:
- Физкультурно-оздоровительный уголок
- Доска творчества
- Уголок природы
- Уголок нравственно – патриотического воспитания
- Музыкально-театральный уголок
- Уголок дидактических игр (1. игры на развитие сенсорики, 2. Игры на развитие
элементарных математических представлений, 3. игры на развитие речи детей)
- Художественно – эстетический уголок
- Уголок познавательно- исследовательской деятельности
- Книжный уголок
- Уголок игровой деятельности
- Уголок конструктивных игр
- Речевой уголок
Речевой уголок в логопедической группе – часть предметно – развивающей среды
Коррекционный уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.
В его оборудование входят: этажерки для игрового и дидактического материала, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
наполняемость уголка;
разнообразие материалов;
возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
доступность;
системность;
эстетика оформления;
ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие : фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; фразовой речи; мелкой моторики пальцев рук; звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОНР. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, носит многофункциональный характер, используется в разных целях.
Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Дидактическое оснащение подбирается для решения коррекционных задач, а также удовлетворяет потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Создавая развивающую среду группы, мы учитывали комфорт и эстетику обстановки,
ведь оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Вот уже несколько лет создается и дополняется наш речевой уголок. А теперь хочу представить Вам речевой уголок более подробно:
1. Наборы игрушек и картинок для классификации по темам имеются. (Папка большая синяя)
2. Разные виды букв, азбуки: магнитная, сенсорная, бумажная, логопедические кубики, азбука в кубиках, составь слово. Книги: «Азбука в загадках, азбука «Букваренок», букварь, азбука по сказкам, «Я знаю буквы»
3. Картинки и игрушки для ассоциативного запоминания букв: «Дерево», «Домик», «Говорушка», Азбука в загадках, Азбука по сказкам, кубики с буквами. Букварь
4. Библиотека
5. Различные предметные, сюжетные картинки для составления предложений и рассказов : «Мои первые предложения», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Учимся правильно употреблять предлоги в речи», «Почитайка»
6. Дидактические игры на развитие речи детей :
-фонематического слуха и восприятия: картотека+картотека распечатанная, «Звуки на все руки», «Звонкий и глухой», «В мире звуков»
-обогащение словаря: «Короткие слова», «Антонимы», «Маленькие слова», «Противоположности», «Один-много»
-формирование лексико-грамматического строя: картотека игр+ «Игры на согласование существительных и числительных»,
1. Игры и упражнения на словоизменение: учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Парные картинки» и др.
-правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой, Какая, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").
2. Игры и упражнения на словообразование:
Образование названий детенышей животных, названий профессий, названий посуды,
образование однокоренных слов, «Сложи словечко», «Вылечи словечко»
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение» на примере игры «Мои первые предложения» и др.
-на звукопроизношение: картотека «Говорю правильно на все звуки», логопедические лото, «В мире звуков», «Звуки на все руки»
-обучение грамоте: почитайка «Азбука», звуко-буквенный анализ слова, «Делим слова на слоги», «Слоги», графические диктанты, азбука – касса.
7. Речевые ребусы, кроссворды, шарады, загадки имеются.
8. Семантические поля:
Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (А. Р. Лурия). Наличие «семантического поля» и позволяет быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля». Но ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное семантическое поле. Формирование их идёт постепенно. Сначала моделируется небольшое поле. Связанное с определённой ситуацией, затем оно расширяется.
«Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия – парадигматических (противопоставлений) ассоциаций. Структура семантического поля выглядит следующим образом:
•Ядерное слово;
•Ситуация;
•Словообразования;
•Антонимы;
•Синонимы;
•Слова переносного значения;
•Омонимы;
•Образные выражения;
•Словоизменение;
•Логические задачи.
Благодаря «семантическому полю» ребёнок легко актуализирует, припоминает и запоминает новые слова. При этом идёт систематизация значений слов глаголов, прилагательных, наречий, существительных, которыми так бедна речь детей.
Схемы составления предложений : имеется картотека и игра «Почитайка»
9. Различные виды театров: пальчиковый, теневой, настольный, рукавичный, по сказкам на фланелеграфи
Сенсомоторные игры:имеются
Также в уголке имеются различные картотеки гимнастик: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, для глаз, массаж пальцев рук.
Уголок оформлен так чтобы детям было уютно и комфортно. Много материала сделано своими руками, что то приобретено с помощью родителей:
Игры «Накорми колобка», «Накорми медвежонка» для развития мелкой моторики- сделала семья Исаковых
Игра «Времена года» на развитие речевого дыхания- семья Савичевых
Игра «Собери гусеницу по слогам» - семья Морозенко
Были принесены книги в библиотеку.
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании, вызывает чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Нищева Н. В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Осюшкина М. П. Создание развивающей среды в группах компенсирующей направленности. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 2011.
3. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М., 2003.
4. Полякова М. Н. Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.